Доклад «Роль методического объединения в повышении компетентности учителя»
«Роль методического объединения в повышении компетентности учителя»
Профессиональная компетентность педагога - это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное отношение к педагогическим инновациям; это способность сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, тем самым повысить уровень качества образования. И повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.
Основной групповой формой методической работы в школе являются
методические объединения.
Работа МО — нацелена на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.
Целью МО является развитие целостной личности учащихся и повышение творческого потенциала и квалификации учителя, конечным итогом будет повышение качества знаний
Основные задачи работы методического объединения:
- оказание методической помощи педагогам в разработке и реализации программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение высокого методического уровня;
- повышение профессиональной квалификации педагогов;
- выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов;
- внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем.
Исходя из поставленных задач строится вся работа методического объединения.
Наше методическое объединение, работая над повышением профессиональной компетенции, использует следующие формы работы:
Заседания методического объединения.
На нем обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий, совершенствования учебно-материальной базы, повышения квалификации, рассматриваются рукописи учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно-методические материалы.
2.Участие в конкурсах, фестивалях, сетевых сообществах Педагоги нашего ШМО принимают участие в конкурсах, в основном заочных, различного уровня. С интересом педагоги участвуют в различных дистанционных конкурсах и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.
3. Обмен опытом и презентация собственных достижений
4.Открытые уроки и мероприятия, мастер-классы.
Они проводятся согласно плану учебно-воспитательной работы, как правило, в рамках предметных и методических недель. Основная цель проведения и посещения – целостное видение урока, его полный анализ и системная оценка. Всегда нужно помнить мудрое и научно подтвержденное мнение К.Д.Ушинского: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Практика проведения мастер-классов показала, что они позволяют проявить и оценить эрудицию педагога, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское мастерство.
5.Целевые взаимные посещения уроков.
6.Творческие отчеты педагогов по самообразованию .
Индивидуальное самообразование, определение педагогов образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования.
Творческий отчет позволяет раскрыть актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога, показать новизну, оригинальность педагогического опыта, его системность и эффективность. Творческие отчеты педагогов проходят, как правило, в рамках методической недели. .
Портфолио - отражение профессиональной деятельности и компетентности учителя Анализ собственной деятельности собирается в портофолио.
Разработка методических продуктов.
Одной из форм представления результатов педагогической деятельности являются методические разработки. Они публикуются в предметных журналах и отдельными брошюрами.
Все эти формы работы ведут развитию целостной личности учащихся и повышению качества знаний. Результаты первого полугодия вы видите на экране.
Методическое объединение прививает вкус к инновационной, исследовательской, экспериментальной и научной деятельности, углубляет обобщенные знания в сфере общей педагогики, дидактики, психологии, культурологи, методологии, философии образования.
Хочется закончить своё выступление с высказывания В.А. Сухомлинского
«Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)