Урок русского языка в 6 классе по теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе»
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации к уроку.
Цель урока: повторить и углубить полученные знания о глаголе, его грамматических признаках, употреблении в речи.
Ход урока:
I.Подготовительный этап.
Приветствие.
Вопрос классу: Ребята, как вы думаете, как будет строиться наш урок, на чем основываться?
Предполагаемый ответ: На знаниях, полученных о глаголе, на повторении и закреплении изученного.
II.Повторение изученного о глаголе.
1. Вопрос к классу: С чего необходимо начать повторение, подумайте?
Предполагаемый ответ: Вспомнить грамматические и синтаксические признаки глагола (устный рассказ о глаголе).
2. Индивидуальная работа с карточками (для более сильных ребят, которые могут выполнять самостоятельно работу).
Карточка №1. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки: (Не)забудь об экскурси…; раз…скивать человека; пр…коснуться к монументу; рассматр…вать картинки; чу…ствовать пр…сутствие друга; возвр…ща(т; -ть)ся домой. |
Карточка №2. Расставь знаки препинания; составь схемы последних двух предложений, подчеркни в них грамматические основы: Светает и пробуждается природа. Просыпаются птицы и расцветают на все лады. Хочется вдохнуть свежести и ты выходишь из дома. Еще прохладно но ты с наслаждением идешь босиком по сырой траве. |
III.Закрепление изученного.
1.Игровой момент «Редактор» (исправить орфографические ошибки ученика 6 «Б» класса Вани Цветкова).
Мама ско азала, что чересз ниеделю мы паоедием фв гости к ее паодруге в Яраославль. Я очень этао му исзвестию аобрадыовался и сразу паобиежал саобирать даорошжную сумку.
2.Лексическая работа (подобрать к слову «радоваться» синонимы).
Радоваться – ликовать, торжествовать, веселиться.
Вопрос классу: А зачем нужны синонимы к этому слову? Зачем их подбирали?
Предполагаемый ответ: Знать их, а также использовать для выражения различных мыслей. Например: Я радуюсь новому дню. Ребята веселились на дискотеке. Наша армия ликовала после победы над врагом.
3.Игоровой момент для закрепления орфограммы «Ь после шипящего в глаголах и других частях речи».
Где нужен Ь? Где не нужен?
Ь | Ь | Ь | - | Ь | - |
Пишеш…
Гуляеш…
Отреж…те
Много туч…
Рож…
Врач…
4.Физическая минутка.
5.Работа с текстом (текст на доске).
Дельфинья дружба.
По неизвестным причинам дельфины иногда сами вбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнуть, если им не помогут люди.
Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. Но самое тяжелое – это дельфинья дружба. Если вы станете относить их в воду по одному, то у вас ничего не выйдет. Дельфин вернется и снова выбросится на мель, если услышит крики своих товарищей. Он беззаветно бросится к ним на помощь. Товарища в беде дельфин никогда не оставит. (Н.Сладков)
а)Беседа с классом: - О ком говорится в тексте? (о дельфинах). Что именно автор рассказал о дельфинах? (дельфин никогда не бросит товарища в беде, даже если сам погибнет). Почему я выбрала для вас именно этот текст? (говорится о дружбе, о помощи друг другу, о верности).
б)Нахождение в тексте глаголов (их количество указывает на принадлежность текста к типу речи – повествование).
в)Работа над составом слова.
(крики – существительное)
(неизвестным – прилагательное)
(увлекаться – глагол)
г)Синтаксическая роль глагола. Понятие о безличном глаголе (с опорой на ş86).
По неизвестным причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег.
(Выделить ГО предложения).
Но помочь дельфинам трудно.
(Безличное предложение).
д)Грамматические признаки глагола: вид, спряжение, переходность и непереходность (постоянные), время, число, лицо, род (в прошедшем времени) (непостоянные).
Выбрасываются – глагол несовершенного вида, непереходный, I спряжения, в настоящем времени, во множественном числе, в 3 лице.
е)Работа над пунктуацией. Тире в простом предложении.
Но самое тяжелое препятствие (сущ. в и.п., в ед.ч.) для спасения дельфина – это (указ. мест.) дельфинья дружба (сущ. в и.п., в ед.ч.).
[ _ - это ‗]
Расставьте знаки препинания:
Самое большое морское животное ( - ) кит.
Дельфины ( - ) самые умные морские животные.
IV. Выводы по уроку.
Вопрос к классу: Для чего мы повторяем все о глаголе?
Предполагаемый ответ: Чтобы закрепить знания о глаголе, чтобы не допускать ошибки при написании глаголов, подготовиться к диктанту.
Здание классу: Напишите 3-5 предложений о том, что дал вам этот урок.