Конспект урока физики в 9 классе на тему «Электромагнитные явления»
Повторение темы «Электромагнитные явления».
Цели: 1)обучающая.: Повторение следующих элементов содержания: Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого проводника с током. Линии магнитной индукции. Электромагнит. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие постоянных магнитов. Опыт Ампера. Взаимодействие двух параллельных проводников с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Направление и модуль силы Ампера:FА = I ⋅ B ⋅ l ⋅ sinα. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны. Шкала электромагнитных волн;
2)развивающая.: обобщение;
3)воспитывающая.: самодисциплину.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний и определение темы урока.
На слайде представлены основные элементы содержания темы «Электромагнитные явления».
Учащие определяют тему урока. Поскольку все представленные элементы уже изучены, значит тема урока – «Повторение темы «Электромагнитные явления».
3. Постановка целей и задач.
Учащие определяют цель и задачи урока. Как подсказка на учительском столе лежит сборник заданий для подготовке к ОГЭ по физике.
Возможные варианты: Будем повторять физические явления и величины путем решения задач различных типов, представленных на экзамене по физике.
4. Определение формы работы.
Фронтальная и индивидуальная. План работы:
Краткое теоретическое повторение основных элементов содержания темы по слайдам.
К каждому слайду учащиеся должны сформулировать краткое пояснение: название опыта (правила, явления и т.д.), описание или формулировка.
Например:
На данном слайде изображен опыт Эрстеда. Этот опыт демонстрирует появление магнитного поля вокруг проводника с током.
Остальные слайды:
|
|
|
|
|
|
| |
5. Повторение структуры ОГЭ.
6. Индивидуальная работа по решению задач (см. приложение). Использованы материалы сайта https://phys-oge.sdamgia.ru/
7. Выполнение работы.
Учитель предлагает учащимся выполнить определенные задания в соответствии с их умениями. Т.о. получается, что некоторые задания выполняют несколько учащихся одновременно.
8. Представление результатов работы.
В порядке, определенном учителем, учащиеся представляют выполненные задания. Далее идет обсуждение, высказывание других мнений и версий. Если требуется записать решение, выходят к доске. Остальные записывают в тетрадь приведенное решение.
9. Рефлексия. Учащиеся высказываются:
10. Д/з: дорешать предложенный вариант заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Часть 1. Задания с выбором ответа.
На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов, судя по расположению магнитной стрелки, соответствуют области 1 и 2?
1) 1 — северному полюсу; 2 — южному
2) 1 — южному; 2 — северному полюсу
3) и 1, и 2 — северному полюсу
4) и 1, и 2 — южному полюсу
Ответ: 2.
Между полюсами постоянного магнита помещен проводник с током, направление которого показано на рисунке. По какой из стрелок: 1, 2, 3 или 4 — будет направлена сила, действующая на проводник с током?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: 4.
Катушка 1 замкнута на гальванометр и вставлена в катушку 2, через которую пропускают ток. График зависимости силы тока I, протекающего в катушке 2, от времени t показан на рисунке.
Индукционный ток в катушке 1 будет наблюдаться в период времени
1) только от 0 до t1
2) только от t2 до t3
3) только от t3 до t4
4) от 0 до t1 и от t2 до t3
Ответ: 4.
Проводник с током находится между полюсами постоянного магнита (см. рисунок).
Сила, действующая со стороны магнитного поля на проводник с током, направлена
1) направо
2) налево
3) вниз
4) вверх
Ответ: 3.
По катушке идёт электрический ток, направление которого показано на рисунке. При этом на концах сердечника катушки
1) образуются магнитные полюса: на конце 1 — северный полюс, на конце 2 — южный полюс
2) образуются магнитные полюса: на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — северный полюс
3) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — отрицательный заряд, на конце 2 — положительный заряд
4) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — положительный заряд, на конце 2 — отрицательный заряд
Ответ: 1.
К магнитной стрелке медленно поднесли справа постоянный магнит, как показано на рисунке. Как повернётся магнитная стрелка?
1) на 90° по часовой стрелке
2) на 90° против часовой стрелки
3) на 45° по часовой стрелке
4) никак не повернётся
Ответ: 2.
Часть 1. Задания с ответом в виде набора цифр.
На рисунке представлена электрическая схема, которая содержит источник тока, проводник AB, ключ и реостат. Проводник AB помещён между полюсами постоянного магнита.
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника AB направлены вертикально вверх.
2) Электрический ток, протекающий в проводнике AB, создаёт однородное магнитное поле.
3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки A к точке B.
4) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.
5) При перемещении ползунка реостата вправо сила Ампера, действующая на проводник AB, уменьшится.
Ответ: 45.
На рисунке изображена шкала электромагнитных волн.
Используя шкалу, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Электромагнитные волны частотой 3 · 103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Электромагнитные волны частотой 5 · 104 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.
3) Ультрафиолетовые лучи имеют большую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.
4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.
5) В вакууме рентгеновские лучи имеют большую скорость распространения по сравнению с видимым светом.
Ответ: 24.
Две катушки надеты на железный сердечник (см. рис. 1). Через первую катушку протекает переменный ток. График зависимости силы тока от времени представлен на рисунке 2. Вторая катушка замкнута на гальванометр.
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Заряд, прошедший через первую катушку в интервале времени от 20 с до 40 с, равен 40 Кл.
2) В интервале времени от 20 с до 40 с в катушке 2 возникает индукционный ток.
3) В интервале времени от 50 с до 60 с магнитного поля в катушке 1 не возникает.
4) Максимальный индукционный ток в катушке 2 возникает в интервале времени от 0 до 20 с.
5) Заряд, прошедший через вторую катушку в интервале времени от 20 с до 40 с, равен 80 Кл.
Ответ: 13.
Часть 1. Расчетная задача.
На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию, которая вещает на частоте 106,2 МГц?
Ответ: 2,825 м.
Проводник длиной 1,5 м расположен в однородном магнитном поле с индукцией 0,8 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу тока в нем, если сила, действующая на проводник, равна 24 Н.
Ответ: 20 А.
На рисунке представлен график зависимости силы тока в проводнике от времени. Какую частоту имеет электромагнитная волна, излучаемая этим проводником?
Ответ: 500 Гц.
Часть 1. Задания по тексту.
Прочитайте текст и выполните задания.
Полярные сияния
Полярное сияние — одно из самых красивых явлений в природе. Формы полярного сияния очень разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зелёные с красной бахромой пылающие длинные ленты, расходящиеся многочисленные лучи-стрелы, а то и просто бесформенные светлые, иногда цветные пятна на небе.
Причудливый свет на небе сверкает, как пламя, охватывая порой больше чем полнеба. Эта фантастическая игра природных сил длится несколько часов, то угасая, то разгораясь.
Полярные сияния чаще всего наблюдаются в приполярных регионах, откуда и происходит это название. Полярные сияния могут быть видны не только на далёком Севере, но и южнее. Например, в 1938 году полярное сияние наблюдалось на южном берегу Крыма, что объясняется увеличением мощности возбудителя свечения — солнечного ветра.
Начало изучению полярных сияний положил великий русский учёный М. В. Ломоносов, высказавший гипотезу о том, что причиной этого явления служат электрические разряды в разреженном воздухе.
Опыты подтвердили научное предположение учёного.
Полярные сияния — это электрическое свечение верхних очень разреженных слоёв атмосферы на высоте (обычно) от 80 до 1000 км. Свечение это происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц (электронов и протонов), приходящих от Солнца. Взаимодействие солнечного ветра с магнитным полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.
Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота приводят атомы в возбуждённое состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение в зелёной и красной областях спектра, молекулы азота — в фиолетовой. Сочетание всех этих излучений и придаёт полярным сияниям красивую, часто меняющуюся окраску. Такие процессы могут происходить только в верхних слоях атмосферы, потому что, во-первых, в нижних плотных слоях столкновения атомов и молекул воздуха друг с другом сразу отнимают у них энергию, получаемую от солнечных частиц, а во-вторых, сами космические частицы не могут проникнуть глубоко в земную атмосферу.
Полярные сияния происходят чаще и бывают ярче в годы максимума солнечной активности, а также в дни появления на Солнце мощных вспышек и других форм усиления солнечной активности, так как с её повышением усиливается интенсивность солнечного ветра, который является причиной возникновения полярных сияний.
20. Полярным сиянием называют
A) миражи на небе;
Б) образование радуги;
B) свечение некоторых слоев атмосферы.
Правильным ответом является
1) только А
2) только Б
3) только В
4) Б и В
Правильный ответ указан под номером 3.
Примечание.
Заряженные частицы, летящие из космоса, двигающиеся вдоль магнитных линий Земли, сталкиваются с с частицами атмосферы, вызывая свечение последних. Проекции этих светящихся колец на поверхность Земли называются полярным сиянием.
21. Что придает окраску полярному сиянию? Выберите два верных утверждения.
1) Повышенная концентрация заряженных частиц;
2) Излучение энергии атомами кислорода и молекулами азота ;
3) Столкновение быстрых электронов и протонов;
4) Проникновение космических частиц глубоко в земную атмосферу.
Правильный ответ: 2.
Часть 2.
Задание по тексту.
22. В каких частях земной атмосферы наблюдается наибольшая активность полярных сияний? Дать полный развернутый ответ.
Решение: наибольшая активность полярных сияний наблюдается в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли.
Объяснение: Взаимодействие солнечного ветра с магнитным полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.
22. Можно ли утверждать, что Земля — единственная планета Солнечной системы, где возможны полярные сияния? Ответ поясните.
Решение: нельзя утверждать, что Земля — единственная планета Солнечной системы, где можно наблюдать полярные сияния.
Объяснение: если планета имеет собственное магнитное поле и атмосферу, то вероятность возникновения полярных сияний очень велика.
Часть 2. Качественные задачи.
Из какого материала — стали или дерева — следует строить научно-исследовательские суда для изучения магнитного поля Земли? Ответ поясните.
Ответ: из дерева.
Обоснование: суда для изучения магнитного поля следует строить из немагнитных материалов. Стальные детали судна, намагничиваясь, могут своим магнитным полем помешать точным измерениям магнитного поля Земли.
Железный кубик, лежащий на гладкой горизонтальной поверхности, притягивается к северному полюсу постоянного полосового магнита, скользя по этой поверхности. Как движется кубик: равномерно, равноускоренно или с постоянно возрастающим по модулю ускорением? Ответ поясните.
Ответ: кубик движется с постоянно возрастающим по модулю ускорением.
Обоснование: так как сила притяжения со стороны полюса постоянного магнита возрастает по мере приближения железного кубика к полюсу, то согласно второму закону Ньютона ускорение кубика будет возрастать по мере его приближения к этому полюсу.
Кольцо из медной проволоки быстро вращается между полюсами сильного магнита (см. рисунок). Будет ли происходить нагревание кольца? Ответ поясните.
Ответ: будет.
Объяснение: при вращении замкнутого контура из проводника в постоянном магнитном поле будет изменяться магнитный поток через этот контур. При изменении магнитного потока по закону Фарадея будет возникать ЭДС индукции. Поскольку контур замкнутый, в нём будет протекать ток индукции, который будет оказывать тепловое действие.
В каком случае колебания стрелки компаса затухают быстрее: в случае, когда корпус компаса изготовлен из меди, или из пластмассы? Ответ поясните.
Ответ: В случае медного корпуса затухание будет проходить быстрее.
Объяснение: при колебаниях магнитной стрелки в проводящем корпусе (в данном случае, медном) будет возникать индукционный ток. Магнитное поле индукционного тока будет взаимодействовать с магнитной стрелкой, замедляя её движение.
Часть 2.Задачи с развернутым ответом.
В горизонтальном однородном магнитном поле на горизонтальных проводящих рельсах перпендикулярно линиям магнитной индукции расположен горизонтальный проводник массой 4 г (см. рис.). Через проводник пропускают электрический ток, при силе тока в 10 А вес проводника становится равным нулю. Чему равно расстояние между рельсами? Модуль вектора магнитной индукции равен 0,02 Тл.
Ответ: l = 0,2 м.
| |
Горизонтальный проводник длиной 25 см, электрическое сопротивление которого равно 2,4 Ом, подвешен на двух тонких вертикальных изолирующих нитях в горизонтальном однородном магнитном поле индукцией 0,02 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции. Какое напряжение приложили к проводнику, если общее натяжение нитей после замыкания ключа увеличилось на 20 мН?
Ответ: 9,6 В.
Прямолинейный проводник, имеющий длину 50 см и массу 5 г, подвешен горизонтально на двух проводниках в горизонтальном однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл (см. рисунок). При пропускании через проводник электрического тока натяжение вертикальных проводников увеличилось в 2 раза. Чему равна сила тока?
Ответ: 2 А.
Анализ эксперимента.
Изучая магнитные свойства электромагнита, ученик собрал электрическую схему, содержащую катушку, намотанную на железный сердечник, и установил рядом с катушкой магнитную стрелку (см. рис. 1). При пропускании через катушку электрического тока магнитная стрелка поворачивается (рис. 2 и 3).
Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1) Катушка при прохождении через неё электрического тока приобретает свойства магнита.
2) Магнитные свойства катушки зависят от количества её витков.
3) При увеличении электрического тока, протекающего через катушку, магнитное действие катушки усиливается.
4) При изменении направления электрического тока, протекающего через катушку, намагниченность железного сердечника, расположенного внутри катушки, менялась на противоположную.
5) Левому торцу железного сердечника (торцу № 2) на рис. 2 соответствует южный полюс электромагнита.
Ответ: 14.