Повторительно-обобщающий урок физики в 10 классе на тему «Молекулярная физика»
тема: Повторительно-обобщающий урок по «Молекулярной физике»
Цель. Создать условия для осознания, осмысления изученного материала по теме «Молекулярная физика», с учетом особенностей обучающихся.
Развивающая. Развитие способностей мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), речи (владение физическими понятиями, терминами), познавательного интереса учащихся к предметам технологического цикла.
Воспитательная. Формирование научного интереса к предмету, положительного отношения к полученным знаниям.
Образовательная. Повторить и обобщить изученный материал для подготовки к контрольной работе по «Молекулярной физике»
Планируемые результаты:
Метапредметные: решение практико-ориентированных задач на установление взаимосвязи, а именно: состав – строение - свойств веществ, умение работать с учебным материалом, выбирать главное, анализировать его, составлять логическую взаимосвязь между имеющимися фактами изученного материала
Предметные: -формирование умений и навыков решения практико-ориентированных задач на установление взаимосвязи состав – строение - свойства веществ; роль на производстве в повседневной жизни человека, в природе.
Формы работы учащихся. Индивидуальная, групповая.
Образовательная среда урока. Цифровая лаборатория «НаукоЛаб»: мультимедийный проектор; мыло хозяйственное – 2 куска; подкрашенная вода в стакане; измерительный цилиндр; воздушный шар -2; мерный сосуд; электронные весы; линейки; набор физических аппликаций по теме урока; ватман; фломастеры; черный пакет с разноцветными шарами; учебник (Физика-10, Г.Я Мякишев, М.А. Петрова); таблица плотностей и рабочие тетради.
(80 минут).
Цель и этапы урока | Учебная задача | Результат | ||||||||
Мотивация (3 мин) | Видеофрагмент о веществе в разных состояниях (жидкое, твердое, газообразное) Учитель физики. Как вы думаете, а почему вещество может находиться в таких состояниях? От чего это зависит? Сегодня мы с вами «поиграем», обобщим материал по молекулярной физике, для того, чтобы подвести итог изученного и начать рассматривать другой раздел физики «Термодинамику», в основе которой лежат принципы работы тепловых двигателей и машин, на основе МКТ. | Учащиеся смотрят видео, отмечают для себя о чем идет речь? Какое отношение видео имеет к уроку. Ребята отвечают, что зависит от температуры, давления, от строения вещества, его кристаллической решетки. И объяснить это модно с точки зрения МКТ. Записывают тему урока в рабочие тетради. | ||||||||
Актуализация знаний, выявление первичного затруднения и планирование работы по его решению. (10 мин) | Учитель физики. На предыдущих уроках мы рассмотрели особенности строения жидкостей и газов, а так же твердых тел. Мир вокруг нас состоит из физических тел в разных состояниях вещества. Чтобы объяснить это –мы должны заглянуть внутрь тел. В основу МКТ положены три утверждения. Они применимы к любому состоянию вещества. Какие? При входе в кабинет вы уже разделились их на группы: те кто взяли зеленые шары – садятся за стол «Твердые тела»,те, кто взял синие шары –за стол «Жидкие», желтые шары - за стол «Газы». Кто сел на мягкий стул будет старшим в группе. Задание каждой группе: в течение 7 минут, на ½ ватмана, должны представить строение вещества с точки зрения МКТ. Выбрать все рисунки для «Газов», «Твердых тел» и «Жидкостей».Для этого у вас есть конверт с аппликациями, клей, фломастеры. Через 7 минут вы должны защитить свою работу. |
Учащиеся отвечают: 1.Вещество состоит из молекул. 2.Молекулы непрерывно движутся. 3.Молекулы взаимодействуют друг с другом Ребята начинают работать в группах с аппликациями, которые необходимо выбрать из конверта по теме: твердые тела, жидкости и газы. | ||||||||
Защита работ (5+5+5)минут | Учитель физики организует защиту выполненного задания каждой группы. Работа должна быть представлена кратко в виде таблицы, схемы. Дополняет материал. Учитель просит дополнить, исправить, если есть необходимость, оценить работы. | Группа защищает свою работу, выходят к доске прикрепляют свою работу на экран, защищают ее. Здесь должны быть основные изученные понятия по МКТ.
| ||||||||
Практико-ориентированное задание. (10 мин) | Задача. Найдите все, что можно. Перед вами вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях. Вы в течение 10 минут должны, имея то, что у вас на столе, измерить, рассчитать по формулам те величины, какие только можно. Составить логическую цепочку расчета возможных величин. Представить на формате листа А4 | Твердое тело правильной формы – кусок мыла. (длина, ширина, высота, площадь граней, объем, плотность, сила тяжести, давление -мах, мин, масса, молярная масса, количество вещества, число молекул) Жидкое. Стакан с подкрашенной водой и измерительный цилиндр. (давление жидкостного столба, массу, через плотность, ситу тяжести, силу поверхностного натяжения, число молекул, количество вещества Газообразное. Два воздушных шара. Массу шара, массу воздуха в шаре, объем через плотность, количество вещества, число молекул, температура (в классе!) | ||||||||
Музыкальная пауза (1-2) мин | «Веселое настроение» | Подвигались, размялись | ||||||||
«Вертушка» (6 +6+6)минуты | Учитель предлагает поменяться местами группами. Дважды. Смотрит, проверяет решение задач. | «Вертушка», ребята обмениваются столами и работами. Выполняют работу 2-ой, а потом 3-ей группы. | ||||||||
Защита практико-ориентированного задания (5+5+5) | Учитель. Сейчас каждая группа на доске предоставляет свою логическую цепочку рассуждений. | Остальные проверяют, дополняют решение каждой группы, не подставляя численные значения. Учащиеся делают записи в тетрадь. | ||||||||
Домашнее задание. (1-2) минуты | 1. В рабочей тетради, где у вас есть краткие справочники, сделать ШПАРГАЛКУ (6*10) клеток по МКТ. Для желающих: Задача. Рассчитай все, что можно. (Можно взять кусок пластилина, сахара или другое тело) | Задание будет в эл/дневнике | ||||||||
Рефлексия (1-2) минуты | Выходя из класса, на полочке доски - есть стикеры: Красные – все понятно; Зеленые- вопросов нет Желтые – вопросы! Приклей на доску. | Ребята оценивают работу на доске. |