12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Рафейкова35
Я люблю то, что делаю. И у меня это получается.
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Урок физики в 10 классе

тема: Повторительно-обобщающий урок по «Молекулярной физике»



Цель. Создать условия для осознания, осмысления изученного материала по теме «Молекулярная физика», с учетом особенностей обучающихся.

Развивающая.  Развитие способностей мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), речи (владение физическими понятиями, терминами), познавательного интереса учащихся к предметам технологического цикла.

Воспитательная. Формирование научного интереса к предмету, положительного отношения к полученным знаниям.

Образовательная. Повторить и обобщить изученный материал для подготовки к контрольной работе по «Молекулярной физике»

Планируемые результаты:

Метапредметные: решение практико-ориентированных задач на установление взаимосвязи, а именно: состав – строение - свойств веществ, умение работать с учебным материалом, выбирать главное, анализировать его, составлять логическую взаимосвязь между имеющимися фактами изученного материала

Предметные: -формирование умений и навыков решения практико-ориентированных задач на установление взаимосвязи состав – строение - свойства веществ; роль на производстве в повседневной жизни человека, в природе.

Формы работы учащихся. Индивидуальная, групповая.

Образовательная среда урока. Цифровая лаборатория «НаукоЛаб»: мультимедийный проектор; мыло хозяйственное – 2 куска; подкрашенная вода в стакане; измерительный цилиндр; воздушный шар -2; мерный сосуд; электронные весы; линейки; набор физических аппликаций по теме урока; ватман; фломастеры; черный пакет с разноцветными шарами; учебник (Физика-10, Г.Я Мякишев, М.А. Петрова); таблица плотностей и рабочие тетради.

(80 минут).





Цель и этапы урока

Учебная задача

Результат

 Мотивация

(3 мин)


 Видеофрагмент о веществе в разных состояниях (жидкое, твердое, газообразное) Учитель физики.

Как вы думаете, а почему вещество может находиться в таких состояниях? От чего это зависит?



Сегодня мы с вами «поиграем», обобщим материал по молекулярной физике, для того, чтобы подвести итог изученного и начать рассматривать другой раздел физики «Термодинамику», в основе которой лежат принципы работы тепловых двигателей и машин, на основе МКТ.

Учащиеся смотрят видео, отмечают для себя о чем идет речь? Какое отношение видео имеет к уроку.





Ребята отвечают, что зависит от температуры, давления, от строения вещества, его кристаллической решетки. И объяснить это модно с точки зрения МКТ.











Записывают тему урока в рабочие тетради.

 Актуализация знаний, выявление первичного затруднения и планирование работы по его решению.

(10 мин)








Учитель физики.

На предыдущих уроках мы рассмотрели особенности строения жидкостей и газов, а так же твердых тел. Мир вокруг нас состоит из физических тел в разных состояниях вещества. Чтобы объяснить это –мы должны заглянуть внутрь тел. В основу МКТ положены три утверждения. Они применимы к любому состоянию вещества. Какие?







При входе в кабинет вы уже разделились их на группы: те кто взяли зеленые шары – садятся за стол «Твердые тела»,те, кто взял синие шары –за стол «Жидкие», желтые шары - за стол «Газы». Кто сел на мягкий стул будет старшим в группе.

Задание каждой группе: в течение 7 минут, на ½ ватмана, должны представить строение вещества с точки зрения МКТ. Выбрать все рисунки для «Газов», «Твердых тел» и «Жидкостей».Для этого у вас есть конверт с аппликациями, клей, фломастеры. Через 7 минут вы должны защитить свою работу.


 













Учащиеся отвечают:

1.Вещество состоит из молекул.

2.Молекулы непрерывно движутся.

3.Молекулы взаимодействуют друг с другом













Ребята начинают работать в группах с аппликациями, которые необходимо выбрать из конверта по теме: твердые тела, жидкости и газы.

Защита работ

(5+5+5)минут
























































































Учитель физики организует защиту выполненного задания каждой группы. Работа должна быть представлена кратко в виде таблицы, схемы.

Дополняет материал.

























































































Учитель просит дополнить, исправить, если есть необходимость, оценить работы.

Группа защищает свою работу, выходят к доске прикрепляют свою работу на экран, защищают ее. Здесь должны быть основные изученные понятия по МКТ.

Особенности строения и свойства

Твердые.

t1683727449aa.gif 1.Правильная геометрическая форма

2.Зависимость физических свойств от направления

3.Температура плавления

4.Применение

Жидкие.

t1683727449ab.gif1.Легко меняют форму

2.Практически несжимаемы

3.Температура кипения

Газообразные.

t1683727449ac.gif

1.Не имеют формы

2.Занимают весь предоставленный объем

3. Легко сжимаемы

4.Применение



Учащиеся дополняют, исправляют и оценивают выполненные работы










Практико-ориентированное задание.

(10 мин)

Задача. Найдите все, что можно. Перед вами вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях. Вы в течение 10 минут должны, имея то, что у вас на столе, измерить, рассчитать по формулам те величины, какие только можно. Составить логическую цепочку расчета возможных величин.

Представить на формате листа А4



Твердое тело правильной формы – кусок мыла.

(длина, ширина, высота, площадь граней, объем, плотность, сила тяжести, давление -мах, мин, масса, молярная масса, количество вещества, число молекул)

Жидкое. Стакан с подкрашенной водой и измерительный цилиндр. (давление жидкостного столба, массу, через плотность, ситу тяжести, силу поверхностного натяжения, число молекул, количество вещества

Газообразное. Два воздушных шара.

Массу шара, массу воздуха в шаре, объем через плотность, количество вещества, число молекул, температура (в классе!)

Музыкальная пауза (1-2) мин

«Веселое настроение»

Подвигались, размялись







«Вертушка»

(6 +6+6)минуты



Учитель предлагает поменяться местами группами. Дважды.

Смотрит, проверяет решение задач.

«Вертушка», ребята обмениваются столами и работами. Выполняют работу 2-ой, а потом 3-ей группы.

Защита практико-ориентированного задания

(5+5+5)

Учитель. Сейчас каждая группа на доске предоставляет свою логическую цепочку рассуждений.

Остальные проверяют, дополняют решение каждой группы, не подставляя численные значения.

Учащиеся делают записи в тетрадь.

Домашнее задание.

(1-2) минуты

1. В рабочей тетради, где у вас есть краткие справочники, сделать ШПАРГАЛКУ (6*10) клеток по МКТ.

Для желающих: Задача. Рассчитай все, что можно.

(Можно взять кусок пластилина, сахара или другое тело)

Задание будет в эл/дневнике

Рефлексия

(1-2) минуты

Выходя из класса, на полочке доски - есть стикеры:

Красные – все понятно;

Зеленые- вопросов нет

Желтые – вопросы!

Приклей на доску.

Ребята оценивают работу на доске.










































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.