Конспект урока по физике в 10 классе на тему «Молекулярно-кинетическая теория»

3
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Конспект урока по теме: « Молекулярно – кинетическая теория»

Выполнила: Корепанова Анастасия Владимировна

МКОУ СОШ п.Рудничный

Верхнекамского района Кировской области

Цели:

образовательные:

воспитательные:

  • познакомить учащихся с существованием молекул и их размерами

    рассмотреть движение и взаимодействие молекул

создать условия для воспитания самоанализа и самоконтроля;

воспитывать уверенность в своих силах.

развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления;

    развитие внимания.

План урока:

Организационный момент – сообщение темы урока, целей, постановка домашнего задания(3 мин.)

Актуализация знаний (фронтальный опрос учащихся) (10 мин.)

Изучение нового материала (20 мин.)

Мотивация в виде эксперимента (10 мин.)

Подведение итогов (2 мин.)

Организационный момент – сообщение темы урока, целей, постановка домашнего задания.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой главы нашего учебника. Этого глава 5: «Молекулярная физика и термодинамика». В этой главе мы рассмотрим строение вещества в различных состояниях. Сначала запишем домашнее задание на следующий урок. Открываем дневники и записываем: параграф 24, ответить на вопросы.

2)Актуализация знаний

Учитель: Сейчас давайте вспомним из курсов физики и химии основной школы:

Из чего состоит вещество?

Ученики: Из атомов и молекул.

Учитель: Молодцы, а что является из них мельчайшей частицей?

Ученик: молекула.

Учитель: Хорошо, а знаете ли вы первых древнегреческих философов, которые утверждали, что в мире есть только атомы и пустота?

Ученики: Демокрит.

Учитель: Верно, вместе с ним был еще один философ, которого звали Левкипп. Они высказали свою мысль еще в 5 веке до нашей эры.

  • Изучение нового материала

Молекулярная физика изучает свойства вещества на основе представления о том, что оно состоит из атомов и молекул, которые непрестанно движутся и взаимодействуют друг с другом.

Однако только в конце 20 века, через две с половиной тысячи лет после рождения атомной гипотезы, наука достигла уровня, когда ученые смогли увидеть атомы.

Рассмотрим рисунок 24.1 на стр.178. Это фотография поверхности золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа. Здесь увеличение в 20 миллионов раз. Что же мы видим?

Ученик: Изображения отдельных атомов золота.

Учитель: Верно, а как можно оценить размеры молекул?

Рассмотрим на примере: если поместить капельку масла на поверхность воды, масло растечется по ней тонким слоем. Максимальная площадь масляной пленки соответствует ее толщине в одну молекулу. Зная объем капельки и площадь образовавшейся из нее масляной пленки, можно оценить размер одной молекулы масла. А теперь поговорим про движение молекул: с какими же скоростями они движутся?

Ученик: Очень быстро.

Учитель: действительно, в окружающем нас воздухе молекулы носятся со скоростями артиллерийских снарядов – сотни метров в секунду. Посмотрим на рисунок 24.2 на стр.180. Здесь мы видим пример броуновского движения. Запишем в тетрадях:

Запись в тетрадях:

В начале 19 века английский ботаник Броун, наблюдая в микроскоп крошечные частицы пыльцы растений, взвешенные в воде, обнаружил, что они пребывают в «вечной пляске», совершая непрестанное хаотическое движение.

Это движение назвали – броуновское. Броуновское движение явилось первым опытным подтверждением молекулярного строения вещества: оно сыграло роль «мостика» между макромиром и микромиром.

Почему же движение молекул никогда не прекращается? Отметим у себя в тетрадях:

Запись в тетрадях:

Вследствие трения механическое движение превращается в хаотическое (тепловое) движение молекул – ведь в результате трения тела нагреваются. При столкновении молекул их кинетическая энергия перераспределяется таким образом, что средняя кинетическая энергия остается неизменной.

Взаимное проникновение частиц одного вещества в другое обусловлено движением молекул и называется диффузией.

Диффузия является опытным подтверждением движения молекул. Взаимодействие молекул описывается с помощью квантовой механики, о ней мы поговорим в 11 классе.

Рассмотрим положения молекулярно-кинетической теории

1. Все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул;

2. Частицы вещества находятся в непрестанном хаотическом движении;

3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим основную задачу молекулярно-кинетической теории:

Основная задача молекулярно-кинетической теории – вывести уравнения состояния вещества, установив связь между макроскопическими и микроскопическими параметрами.

Величины, характеризующие свойства отдельных молекул вещества, называют микроскопическими параметрами (масса молекулы и ее средняя кинетическая энергия).

Уравнением состояния называют соотношение между макроскопическими параметрами (температурой, объемом и давлением).

Эксперимент:

Положим на металлическую пластинку обычную батарейку. С обоих концов к ней припаяно по монете. Что же мы наблюдаем?

Учащиеся: Батарейка начинает движение – катится по пластинке.

Учитель: А как вы считаете, почему это происходит?

Учащиеся: От одной монеты к другой идет ток.

Учитель: Верно. В результате батарейка начинает свое движение. Итак, Нарисуем модель: это самое простое устройство для демонстрации движения тока.

Подведение итогов: Оглашение оценок работы на уроке.

Домашнее задание: параграф 24, ответить на вопросы



МКТ
PPTX / 12.25 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации