Конспект урока по физике в 10 классе на тему «Молекулярно-кинетическая теория»
Конспект урока по теме: « Молекулярно – кинетическая теория»
Выполнила: Корепанова Анастасия Владимировна
МКОУ СОШ п.Рудничный
Верхнекамского района Кировской области
Цели:
образовательные:
воспитательные:
-
познакомить учащихся с существованием молекул и их размерами
рассмотреть движение и взаимодействие молекул
создать условия для воспитания самоанализа и самоконтроля;
воспитывать уверенность в своих силах.
развивающие:
-
создать условия для развития логического мышления;
развитие внимания.
План урока:
Организационный момент – сообщение темы урока, целей, постановка домашнего задания(3 мин.)
Актуализация знаний (фронтальный опрос учащихся) (10 мин.)
Изучение нового материала (20 мин.)
Мотивация в виде эксперимента (10 мин.)
Подведение итогов (2 мин.)
Организационный момент – сообщение темы урока, целей, постановка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой главы нашего учебника. Этого глава 5: «Молекулярная физика и термодинамика». В этой главе мы рассмотрим строение вещества в различных состояниях. Сначала запишем домашнее задание на следующий урок. Открываем дневники и записываем: параграф 24, ответить на вопросы.
2)Актуализация знаний
Учитель: Сейчас давайте вспомним из курсов физики и химии основной школы:
Из чего состоит вещество?
Ученики: Из атомов и молекул.
Учитель: Молодцы, а что является из них мельчайшей частицей?
Ученик: молекула.
Учитель: Хорошо, а знаете ли вы первых древнегреческих философов, которые утверждали, что в мире есть только атомы и пустота?
Ученики: Демокрит.
Учитель: Верно, вместе с ним был еще один философ, которого звали Левкипп. Они высказали свою мысль еще в 5 веке до нашей эры.
-
Изучение нового материала
Молекулярная физика изучает свойства вещества на основе представления о том, что оно состоит из атомов и молекул, которые непрестанно движутся и взаимодействуют друг с другом.
Однако только в конце 20 века, через две с половиной тысячи лет после рождения атомной гипотезы, наука достигла уровня, когда ученые смогли увидеть атомы.
Рассмотрим рисунок 24.1 на стр.178. Это фотография поверхности золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа. Здесь увеличение в 20 миллионов раз. Что же мы видим?
Ученик: Изображения отдельных атомов золота.
Учитель: Верно, а как можно оценить размеры молекул?
Рассмотрим на примере: если поместить капельку масла на поверхность воды, масло растечется по ней тонким слоем. Максимальная площадь масляной пленки соответствует ее толщине в одну молекулу. Зная объем капельки и площадь образовавшейся из нее масляной пленки, можно оценить размер одной молекулы масла. А теперь поговорим про движение молекул: с какими же скоростями они движутся?
Ученик: Очень быстро.
Учитель: действительно, в окружающем нас воздухе молекулы носятся со скоростями артиллерийских снарядов – сотни метров в секунду. Посмотрим на рисунок 24.2 на стр.180. Здесь мы видим пример броуновского движения. Запишем в тетрадях:
Запись в тетрадях:
В начале 19 века английский ботаник Броун, наблюдая в микроскоп крошечные частицы пыльцы растений, взвешенные в воде, обнаружил, что они пребывают в «вечной пляске», совершая непрестанное хаотическое движение.
Это движение назвали – броуновское. Броуновское движение явилось первым опытным подтверждением молекулярного строения вещества: оно сыграло роль «мостика» между макромиром и микромиром.
Почему же движение молекул никогда не прекращается? Отметим у себя в тетрадях:
Запись в тетрадях:
Вследствие трения механическое движение превращается в хаотическое (тепловое) движение молекул – ведь в результате трения тела нагреваются. При столкновении молекул их кинетическая энергия перераспределяется таким образом, что средняя кинетическая энергия остается неизменной.
Взаимное проникновение частиц одного вещества в другое обусловлено движением молекул и называется диффузией.
Диффузия является опытным подтверждением движения молекул. Взаимодействие молекул описывается с помощью квантовой механики, о ней мы поговорим в 11 классе.
Рассмотрим положения молекулярно-кинетической теории
1. Все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул;
2. Частицы вещества находятся в непрестанном хаотическом движении;
3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрим основную задачу молекулярно-кинетической теории:
Основная задача молекулярно-кинетической теории – вывести уравнения состояния вещества, установив связь между макроскопическими и микроскопическими параметрами.
Величины, характеризующие свойства отдельных молекул вещества, называют микроскопическими параметрами (масса молекулы и ее средняя кинетическая энергия).
Уравнением состояния называют соотношение между макроскопическими параметрами (температурой, объемом и давлением).
Эксперимент:
Положим на металлическую пластинку обычную батарейку. С обоих концов к ней припаяно по монете. Что же мы наблюдаем?
Учащиеся: Батарейка начинает движение – катится по пластинке.
Учитель: А как вы считаете, почему это происходит?
Учащиеся: От одной монеты к другой идет ток.
Учитель: Верно. В результате батарейка начинает свое движение. Итак, Нарисуем модель: это самое простое устройство для демонстрации движения тока.
Подведение итогов: Оглашение оценок работы на уроке.
Домашнее задание: параграф 24, ответить на вопросы
МКТ
PPTX / 12.25 Мб