Повторительно-обобщающий урок по Великой Отечественной войне (9 класс)

1
0
Материал опубликован 9 January 2016

Цель урока: формирование чёткого  представления о событиях Великой Отечественной войны и героическом подвиге защитников  Родины через проживание  и  эмпатию в процессах поисково-познавательной и аналитической деятельности.  

Задачи урока:

1. Актуализировать знания обучающихся  о Великой Отечественной войне и её героях.

2. Конкретизировать героический образ солдата – защитника Родины.

3. Развивать  навыки  коллективной творческой деятельности и интерактивного взаимодействия, а также ИКТ компетентность обучающихся.

4. Развивать творческие способности и эстетические вкусы.

Предполагаемые результаты:

Знания: актуализируют имеющиеся знания о Великой Отечественной войне;

приобретут новые знания о Великой Отечественной войне, не входящие в школьную программу.

Умения: приобретут начальные умения исторического поиска и исследования;

умение представить результаты своей работы, организовать сотрудничество и совместную деятельность.
Навыки:

актуализируют навыки конструктивного взаимодействия в группе;

приобретут навыки интерактивного способа организации, поиска и  усвоения учебной информации средствами АМО;

закрепят навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками.

Предварительная подготовка:  подготовить презентацию для  инпута «Этапы и события Великой Отечественной войны», разделить класс на группы, расставить столы для работы в группах, пронумеровать их, подготовить  компьютер с колонками и мультимедийным проектором, компьютер или планшет с наушниками и выходом в интернет  для каждой  группы, приобрести листы формата А3 для выполнения задания по представлению команд и наборы фломастеров (по количеству команд), подобрать песни к каждому этапу войны, обеспечить возможность их прослушивания каждой группой.

Сценарий урока

1.Организационный момент – 3 мин.

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме Великая Отечественная война. Предлагаю забыть на время, что со дня Победы прошло уже почти 70 лет и представить себя в условиях военного времени. От быстроты и слаженности действий в то время порой зависела  и сама жизнь. Поэтому призываю вас быть организованными и чётко выполнять команды.

А сейчас, класс, внимание! У доски в одну шеренгу стройся! (Учащиеся выполняют задание). На первый – пятый (или шестой, в зависимости от количества учащихся) рассчитайся! (Учащиеся выполняют задание). Первые номера, шаг вперёд, занять столик с цифрой 1, вторые номера, шаг вперёд, занять столик с цифрой 2, третьи номера, подойти к столу с цифрой 3, четвёртые – к столу с цифрой 4.

И так, все заняли свои места. Вы уже поняли, что мы работаем в группах. Работа на взаимооценку , максимальная оценка – 10 баллов, критерии оценки – соблюдение временного интервала, качество выполнения заданий, активность всех членов группы. . Чтобы почувствовать  себя командой, наладить взаимодействие,  я предлагаю выполнить первое задание. Вы должны придумать название команды, связанное с темой урока, крупными буквами записать его на листе формата А3 и нарисовать небольшой символ, связанный с Великой Отечественной  войной или Победой. Подумайте также над тем, чего Вы ждёте от сегодняшнего урока, какие знания, умения и навыки хотели бы получить,  применить или скорректировать, может быть уточнить. Запишите свои ожидания на обратной стороне листа. В вашем распоряжении 4 минуты, распределяйте обязанности, используйте время рационально».

2.Учащиеся выполняют задание (4 мин.)

3.Представление команд, целеполагание (5 мин.)

Вступительное слово учителя:  «Я прошу вас представить названия своих команд и озвучить свои ожидания». (Представители каждой команды показывают свой плакат,  озвучивают  название  и ожидания от урока). Учитель называет цели и задачи урока,  внося определённые коррективы в зависимости от ожиданий обучающихся.

4.Инпут – краткая лекция с визуализацией с помощью презентации, представляемая учителем (приложение 1) (5 мин.).

Текст инпута:

«Ребята, давайте ещё раз повторим основные этапы Великой Отечественной войны.

Утром 22июня 1941 года без объявления войны фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза. Начался первый этап войны, период отступления трагического отступления советских войск, который длился до 18 ноября 1942 года, то есть до перехода наших войск в контрнаступление под Сталинградом. «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова, - и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Эти слова поэтессы А. Ахматовой, написанные в феврале 1942 года вполне могут быть отнесены к характеристике первого этапа войны. Благодаря превосходству в военной силе и технике фашисты захватили Украину, Белоруссию, Прибалтику, блокировали Ленинград, вплотную подошли к Москве, вышли к Сталинграду, но ни один из этих главных центров страны так и не смогли захватить. Ценой огромных потерь и беспредельного мужества наша Красная армия и наш народ  остановили наступление противника, сумели перевести экономику страны на военный лад, развернули борьбу на оккупированной территории., создав предпосылки для перехода к следующему этапу – коренному перелому в войне (слайды 1 – 6 в презентации).

Второй период войны – период коренного перелома начинается с контрнаступления наших войск под Сталинградом 18 ноября 1942 года и продолжается до конца 1943. Это разгром немецких войск под Сталинградом и на Курской дуге, форсирование Днепра и освобождение почти половины территорий, оккупированных фашистскими войсками. В этот период стратегическая инициатива и перевес сил постепенно переходят на сторону СССР, что обеспечило успех на завершающем этапе (слайды 7 – 9 в презентации)

Завершающий этап войны это 1944 - 1945 год, полное освобождение территории СССР в результате ряда крупных наступательных операций, освобождение Европы и капитуляция Германии войне (слайды 10 –13 в презентации).

Героический подвиг народа, всех, от мала до велика,  нашёл отражение в песнях, чтобы с их помощью передавать память о войне тем, кому посчастливилось родиться и жить под мирным небом. Давайте проверим себя. Узнаете ли вы события войны в песнях. Для каждой группы я подготовила фрагмент песни и вопросы к нему. Используйте собственные знания и  песню как исторический источник, при недостатке знаний можете обратиться к интернету, но помните, что время выполнения задания ограничено. В вашем распоряжении всего 10 минут. Через 10 минут мы будем оценивать работу групп. Задание для работы у вас на столе. Приступайте!»

5.Работа в группах: прослушивание куплета песни через наушники, работа с текстом песни на предмет поиска исторической информации, персонализация сюжета песни (поиск возможных прототипов  среди известных героев Великой Отечественной войны), поиск в Интернете информации об авторах и исполнителях песни (пример задания для работы в группах – приложение 2) (10 мин.)

6.Представление результатов работы группы: прослушивание куплета песни всеми обучающимися, ответы на вопросы согласно заданию, обсуждение ответов участниками других групп внесение корректив и дополнений учителем, если потребуется. Группы выступают по очереди, очерёдность устанавливается по желанию (10 мин.)

7. Рефлексия.

Вступительное слово учителя: «Урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Во-первых, вспомните ваши ожидания и наши общие задачи, поставленные в начале урока. Удалось ли нам их реализовать? Во-вторых, оцените работу своей группы и других групп исходя из десятибалльной шкалы. Помните, что Ваша оценка должна быть аргументированной. Минута Вам на обсуждение, затем высказываемся, начиная с первой группы» (7 мин.).

Заключительный итог урока подводит учитель.

Обучающиеся проводят рефлексию. Учитель выставляет оценки за работу на уроке в соответствии с баллами, выставленными  учащимися друг другу: от 1 до 4 баллов  – оценка «3», от 5 до8 баллов – «4», 8-10 баллов – «5» .

Информационные ресурсы для создания презентации:

Комментарии
Комментариев пока нет.