12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Татьяна Викторовна54
Россия, Ростовская обл., с.песчанокопское

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Рабочая программа «Любить, понимать, помогать…» предназначена для воспитательной работы классного руководителя с обучающимися, воспитанниками специальной школы-интерната.

Рабочая программа актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.


Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей воспитательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальной общеобразовательной школе-интернате.


Программа рассчитана на 1 год обучения.


Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознаёт себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов.

Важным фактором эффективности воспитательной деятельности является работа по развитию общей психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывается также необходимость создания основ для последующего профессионального самоопределения: умения представлять будущее, умения воображать картины жизни, устанавливать причину и следствие.


Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Областным законом от 14.11.2013 №26 – ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Сан.Пином 2.4 2 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10.07.2015 №26.

Конституцией РФ 1993г.

Конвенцией о правах ребёнка (вступила в силу 15.09.1990г.)

Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994г. №51.

Семейным кодексом РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ.

Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 27.07.1996г.

Уставом ГКОУ РО «Развиленская специальная школа-интернат».



ЦЕЛЬ программы:

- создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ:

-  укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

-  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

-  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

-  формирование и развитие трудовых умений и навыков.



Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Принцип успешности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

2. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

3. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

4. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.



Содержание воспитательной деятельности

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими в этом процессе станут следующие направления деятельности классного руководителя:

1. Здоровье.

2. Учёба.

3. Общение и развитие.

 4. Гражданско-патриотическое.

5. Экология.

6. Досуг.

7. Семья.

8. Противопожарная безопасность.

9. Профилактическая работа.

10. Техника безопасности.



Условия реализации программы.

Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы:  мультимедиаресурсы, использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи. 


 

 Основные формы, методы и приемы работы по программе.

Тематические классные часы.

Участие в делах класса и школы.

Родительские собрания класса, школы.

Деловые, ролевые игры.

Экскурсии.

     Методы и приемы работы:

Метод поиска правильного решения (Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска;

Метод поощрения и наказания (Приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы,)

Метод убеждения, переубеждения (Приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях; контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения);

Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне (Приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения).

Данные методы и формы работы,  направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?



Оценка эффективности работы по программе.

Оценка эффективности программы:

сформированность теоретических знаний по правовой компетентности;

сформированность практических навыков в вопросах взаимоотношений;

отсутствие правонарушений среди обучающихся, воспитанников класса;

изменение уровня социальной адаптированности;



Ожидаемые результаты.

 В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете, относящихся к группе «риска»,    формирование  правового самосознания обучающихся, воспитанников, формирование положительной мотивации обучающихся, воспитанников на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 20.09.20 в 18:06 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за пояснение! Хотелось бы взглянуть на программу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.