Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии специальной (коррекционной) школы-интерната (1 класс)

1
0
Материал опубликован 13 September 2018

Адаптированная рабочая учебная программа

по логопедии

1"А"

класс

на 2018-2019 учебный год

Составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Программу составила: учитель – логопед М.А.Гузий

(Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)

г. Железноводск

2018 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

  • Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

4. Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1».

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в школе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для программы послужила программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

-обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звука- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.

Программа включает в себя разделы:

1) коррекция звуковой стороны речи;

2) формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи обучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных приёмовисправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2) совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

3) совершенствование связной речи.

В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.

Занятия с группой 1 класса проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом.

- обогащение и активизация словарного запаса.

      Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.



 

Содержание рабочей программы


 

Звуковая сторона речи

-развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;

-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;

- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);

-развитие фонематических процессов;

-формирование прочных звукобуквенных связей;

-понятия «звук» и «буква». Алфавит;

-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;

- разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я .(Смягчающая роль ь);

- различение шипящих ч, щ, ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);

-дифференциация звонких и глухих согласных.

различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка

правописания путём изменения формы слова;

- родственные слова. Корень слова;

- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м).

Лексика- грамматическая сторона речи.

-название предметов и явлений;

- расширение круга собственных имён;

- сравнение предметов, их классификация;

- слова, обозначающие действие предметов;

-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;

-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;

-обогащение словаря (согласно развитию детей);

-употребление в речи простых предлогов;

-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;

-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.


 

Вся работа ведётся на лексическом материале:

Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.

Виды и формы организации учебного процесса:

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.

Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля: устный опрос, письменные работы.

 

Коррекционная работа.

включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:

· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;

· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Информация о количестве учебных часов.

Количество часов в неделю

2 часа

I четверть

18часов (9недель)

II четверть

16часов (7недель)

III четверть

22 часа (10недель)

IV четверть

16часов (9недель)

Количество часов на год

72часа.

 

II. Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;

сформированность мотивации на коррекционных занятиях;

ценностно-смысловые установки на занятии;

Предметные:

-опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;

-система основополагающих элементов научного знания.

III.Основное содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план.

Тема раздела

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Обследование

Пропедевтический (добукварный) период.

Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х

2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р

3 этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь

4 этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ

12

2

6

12

28

16

Итого

 

72ч.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

.


 

1 класс

I четверть. (18ч.)

Обследование устной и письменной речи уч-ся.

Обследование импрессивной иэкспрессивной речи.

Обследование связной и произносительной стороны речи.

Обследование словарного запаса.

Обследование слоговой структуры слов.

Пропедевтический (добукварный) период. (2ч.).

Формирование представления о звуках речи.

Знакомство со словом. Деление слов на части (слоги).

Знакомство с предложением.

Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х. (6ч.).

Звук и буква Аа.

Звук и буква Уу.

Звук и буква М м.

Звук и буква Оо.

Звук Сс.

Звук и буква Хх.

2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р. (12ч.).

Звук Шш.

Автоматизация звуков С- Ш.

Дифференциация с-ш в слогах, словах.

Дифференциация с-ш в предложениях.

Звукобуквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

Звук и буква Лл.

II четверть (16ч.).

Звук и буква ы.

Звук и буква Нн.

Звук и буква Рр.

Дифференциация р-л в слогах и словах.

Дифференциация р-л впредложении.

Упражнения в звукобуквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов.

3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ: К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, БУКВА Ь (28ч.).

Звук и буква Кк.

Звук и буква Пп.

Звук и буква Тт.

Дифференциация прописных букв п-т.

Звук и буква Ии.

Дифференциация твердых и мягких согласных ( ы-и).

Звук и буква Зз.

Дифференциация З-С в слогах и словах.

Дифференциация З-С в предложении.

Упражнения в звукобуквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов.


 


 


 


 

III четверть. (22ч.)

Обследование

Звук и буква Вв.

Звук и буква Жж

Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

Дифференциация Ж-Ш в предложении.

Дифференциация Ж-З в слогах и словах.

Дифференциация Ж-З в предложении.

Упражнения в звукобуквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов.

Звук и буква Бб.

Дифференциация Б –П в слогах и словах.

Звук и буква Г г.

Дифференциация Г-К в слогах и словах.

Звук и буква Дд.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

Звук и буква й.

Дифференциация и-й в словах

Буква Ь.

Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь.

Упражнения в чтении и письме слов.

IVчетверть. (16ч.).

4 этап: изучение звуков и букв Е, Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ. (16ч.).

Звук и буква Ее

Буква Ёё.Буква «Ё» после согласных.

Дифференциация О-Ё.

Буква Я я.

Дифференциация А-Я.

Буква Юю.

Дифференциация У-Ю.

Звук и буква Цц.

Дифференциация Ц-С в слогах и словах.

Звук и буква Ч ч.

Дифференциация Ц-Ч в слогах и словах.

Звук и буква Щщ.

Дифференциация Ч-Щ в словах и предложении.

Звук и буква Ф ф.

Дифференциация В-Ф в слогах и словах.

Звук и буква Ээ.

Обследование.

Фронтальное обследование.

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

     

Провести первичную диагностику.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.

Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам.

Коррекция памяти (воспоминание, пояснение, вывод).

Познакомить с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово».

Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

Коррекция логического мышления на основезакреплять понятие «часть слова». Показать, что слово состоит из частей.Коррекция фонематического слуха «Найди одинаковый звук».Уточнять артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильногосоотношения звука с буквой.

Закреплять у воспитанников понимание терминов «слог», «предложение». Наглядно закреплять, что слово состоит из частей, предложение состоит из слов. Закреплять умение выделять звук в слове, соотносить звук с буквой.

Коррекция фонематического слуха «Найди одинаковый звук».Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

Развитие и коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция грамматического строя и речевой деятельности.

Коррекция мыслительных операций; волевых усилий при выполнении заданий; слухового восприятия.

Учить различать твердый и мягкий звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляторным признакам.

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас.

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Учить правильно читать слоги и слова с «ь».

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений, игр «Угадай звук», «Подбери нужное слово».

Упражнять в правильном произнесении слогов, слов с буквой «Е» после согласной.

Упражнять в чтении письме слогов и слов с буквой Ё.

Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йо], правильно соотносить букву и звукосочетание.

Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.

Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йа], правильно соотносить букву и звукосочетание.

Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь».

Повторить изученный материал.

Умения и навыки учащихся 1 класса к концу учебного года

-членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги;

-различение звуков на слух и в собственном произношении, установление их

последовательности в словах;

-анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов;

-плавное чтение по слогам и коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию

прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-написание строчных и прописных букв;

-списывание с классной доски и букваря прочитанных и разобранных слов и предложений;

-запись без искажения под диктовку слов, написание которых совпадает с произношением,

и предложений из таких слов;

-практическое различение гласных и согласных звуков;

- умение писать предложения и имена людей с большой буквы, ставить в конце предложения точку.

VI. Материально- техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Оснащение кабинета логопеда:

- зеркало настенное (50 x 100см);

- зеркала для индивидуальной работы;

- логопедические зонды, шпатели;

- настенные часы;

- наборное полотно;

- шкафы для хранения пособий;

- столы для детей;

- детские стулья (–6 штук);

- стеллажи для хранения игр, игрушек, пособие для развития тонкой моторики, дыхания, психических функций;

- стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальной консультации родителей.

Наглядный материал по развитию речи (по лексическим темам, предметные картинки по звуковой культуре речи).

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для Рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам.

Для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом»,

«Путаница», «Нелепицы».

Картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

пособия и материалы.

На развитие дыхания:

свистки

дудочки

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

На развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

пазлы

трафареты

По обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

VII. Используемая литература

Литература для учителя – логопеда:

Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения. - М. Эксмо, 2015.

Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.

В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.

Литература для обучающихся

Е.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.; ООО

«Аквариум – Принт », 2006. – 56 с. : ил.

Е.В. Мазанова. «Учусь не путать буквы». Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии». М. – 2006.

И.Ю. Оглоблина. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Владос. – 2016.

Электронные издания

  1. Специализированные компьютерные программы: “Дельфа-142”,

    Упражнения-презентации

    Компакт-диски: «Мерсибо». Начинаю читать; Пономаренко А.С. Развитие речи. Задания и упражнения для детей. Занимательные уроки. Комплексная программа развития интеллекта.

Интернет - ресурсы

  1. «Солнышко» — детский портал.

    «Теремок» – детский портал. Развивающие игры для детей.

    earlystudy.ru Сайт - Учимся играя

    video.yandex.ruВ гостях у тётушки совы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации