Программа воспитательной работы в группе коррекционной школы-интернат
Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Пошехонская специальная (коррекционная)
Общеобразовательная школа.
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
на МО учителей зам.директора по ВР приказом по школе
№__1__от_______ ___________________ №_______от_______
Руководитель МО директор школы
______________ __________________
Рабочая программа воспитательной работы
Разработчик: Пелевина Наталия Анатольевна
2015г.
Рабочая программа воспитательной работы разработана в соответствии с законом «Об образовании», на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Организация разработчик: ГОУ ЯО Пошехонская
школа-интернат
Разработчики:
воспитатель школы-интерната
Пелевина Наталия Анатольевна
Рекомендована методическим объединением воспитателей и классных руководителей.
Дата .....................
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы
1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе….4
1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы……………………………………4
1.3 Цели и задачи программы………………………………………………5
1.4 Предполагаемые результаты работы по программе………………….5
2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы
2.1Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год…………......7
2.2Характеристика групп воспитанников проживающих в интернате
коррекционной школы…………………………………………………..14
2.3Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году…………16
2.4 Цели и задачи воспитательной работы………………………………...18
3. Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления работы …………………………………………….………19
3.3 Виды деятельности и формы работы с детьми………………………..20
3.3 Индивидуальная коррекционная работа с детьми…………………….22
3.4Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда………………..23
3.5Организация режимных моментов……………………...………………24
3.6Работа с родителями……………………………………………………..26
4. Условия реализации воспитательной работы
4.1Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению………………………………………………………………...27
4.2 Принципы реализации программы…………………………………….28
4.3 Предполагаемый результат…………………………………………….29
4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы……………..30
5. Контроль и оценка результатов воспитательной работы………..33
6. Календарно-тематическое планирование………………………….35
1. Паспорт программы воспитательной работы
1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с умственной отсталостью к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы
Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
1.3 Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности воспитанника, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы:
1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.
3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.
4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для
развития трудовых, художественно-эстетических умений.
5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
6. Изучать личностные качества воспитанников.
7. Повышение педагогической и психологической культуры
родителей через совместную деятельность.
1.4Предполагаемые результаты работы по программе
Решение задач, обозначенных в программе, способствует овладению воспитанниками следующими компетенциями:
· Понимание необходимости учебной деятельности.
· Овладение навыками общения в коллективной деятельности школьников.
· Умение сделать самостоятельный выбор в пользу нравственного образа жизни.
· Гуманистическое мировоззрение.
· Морально-этические знания и убеждения.
· Стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
· Ценностное отношения к Родине.
· Осознание чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни.
· Способность к профессиональному самоопределению и труду.
· Осознание общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём.
· Овладение профессиональными трудовыми умениями и навыками (пошив одежды, вышивание, столярное дело).
· Трудовая коллективная деятельность, потребность трудиться.
· Трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем.
· Потребность в здоровом образе жизни.
· Понимание и принятие культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом.
· Овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.).
· Навыки социальной и личной компетенции, позволяющие противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения.
· Умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.
2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы
2.1 Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год
Специфика работы: коррекция (исправление), то есть система специальных и общепедагогических мер направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.
Работа с воспитанниками велась по 6 направлениям: личностное развитие, охрана здоровья, творческое воображение, трудовое воспитание, основы социализации, основы гражданского самосознания.
В 2014 – 2015г в интернате проживали 17 воспитанников. У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, слабая подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире. Игровая деятельность преобладает над учебной. У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья, бедность мотивационной сферы, агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, иждивенческая позиция ( «нам должны – дайте» ), отсутствие бережливости и ответственности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Основными методами изучения детского коллектива были наблюдение и беседы. В течение года воспитатели делали записи в тетради наблюдений и картах наблюдений за ребенком. Диагностическая деятельность и итоговые занятия в конце каждого цикла мероприятий помогли нам более эффективно работать с группой.
Проанализировав современные требования к содержанию образования, воспитатели изучили психолого – педагогические характеристики воспитанников групп, выявили детей, имеющих проблемы и определили задачи педагогической деятельности в группах:
· формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;
· работать над укреплением физического и психического здоровья воспитанников;
· формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта воспитанников;
· развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника;
· оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников;
· выработать единые требования в воспитании детей.
Формы и методы воспитательной работы в группах:
- коррекционно-развивающие занятия,
- клубные часы,
- экскурсии,
- индивидуальные беседы;
- посещение кружков, спортивных секций;
- участие в школьных спортивных мероприятиях;
- практическая деятельность по гигиене тела;
- профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;
- работа с родителями о здоровье детей;
- участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;
- организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей;
- занятия по ручному труду;
- самообслуживающий труд, дежурство по столовой, группе, спальне;
- коллективный труд;
- беседы о труде людей;
- беседы с родителями о поведении детей.
За в прошедший период в группах не было совершено ни одного самовольного ухода, снизилось количество воспитанников состоящих на учете в ПДН ОП «Пошехонский».
В течение года велась работа по профилактике вредных привычек (табакокурение, алкоголь, токсикомания, сквернословие), весь материал систематизирован в тематические папки «Вредные привычки», «Детство без алкоголя», «О вреде бранных слов». Проблем с наркоманией у нас нет, нет ребят употребляющих алкоголь, исчезла проблема – курение.
Воспитатели работали в тесном контакте с классными руководителями, с учителями предметниками, социальным педагогом, психологом, логопедом, медицинскими работниками школы, педагогом-организатором.
Особо эффективно велась работа, совместно, со школьным библиотекарем. Мы, с ребятами, были частыми гостями в библиотеке, где проходили часы чтения, различные викторины по сказкам и рассказам. Мы знакомились с детскими писателями, памятными датами, сами составляли презентации о поэтах и писателях, принимали участие в выставках детских рисунков.
Воспитанники групп активные участники «Книжкиной недели», награждены, неоднократно, благодарственными письмами за активное участие в подготовке к мероприятию «Страна Читалия», являются лучшими читателями в библиотеке и, неоднократно, поощрялись за это почетными грамотами.
В организации внеклассной работы использовались возможности культурных учреждений района:
Название учреждения, организации |
Форма взаимодействия |
Результат |
МУ САМ
|
Обмен информацией, акции и мероприятия |
Плодотворное и результативное сотрудничество |
МОУ дополнительного образования детей ЦДТ «ЭДЕЛВЕЙС» |
Выставки поделок, рисунков, совместные мероприятия, кружки. |
Результативное сотрудничество |
С целью развития творческих способностей детей, постоянно проводились занятия ручным трудом. Работы ребят, на районных выставках, были, неоднократно, отмечены грамотами, дипломами и памятными подарками.
Воспитанники групп продолжали развивать творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования вне школы.
Показатели охвата воспитанников дополнительным образованием за 2014 – 2015 года
Наименование кружков |
Кол-во участников |
«Художник» |
17 чел |
«Легкая атлетика» |
10 чел. |
«Футбольная секция» |
10 чел. |
Итог: В период с 2014-2015 у. гг. отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей каждого воспитанника, 100% воспитанников занимаются в системе дополнительного образования.
Успешно решаются задачи эстетического воспитания. Воспитанники группы являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в школе, районе, области. И занимают призовые места.
В группах стало традиционным участие в таких мероприятиях школы и района: школьный конкурс «Осенние мотивы» (поделки, рисунки), районный конкурс по ПДД, общешкольный конкурс рисунков по книгам детских писателей, школьный конкурс плакатов о вреде курения, выпуск листовок ко дню здоровья «Твой выбор», участие в общешкольном конкурсе плакатов и рисунков к Новому году, участие в районных конкурсах «Мой теплый дом», «Пошехонский сувенир», «Мой дом, мой город, моя страна», в школьном конкурсе кормушек, мероприятии «Покормите птиц зимой».
Дети участвовали во всех общешкольных мероприятиях, подготовили праздники: , Новогодний праздник «Здравствуй, Елочка краса!», 8 Марта, 23 Февраля, день учителя, последний звонок.
Много творческих идей было воплощено в изготовлении пригласительных открыток ко Дню учителя, ко Дню защитников Отечества, в мастерской Деда Мороза.
Приняли активное участие в неделе начальных классов, в предметных неделях, в днях здоровья, в неделе книги (инсценировки, презентации), в общешкольном празднике, посвященном «Дню Победы!».
По результатам мониторинга и наблюдений за воспитанниками, все дети групп имеют положительную динамику развития, у воспитанников сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения и жизненно необходимых навыков:
- сформирована личностная идентификация: «Кто я?» — имя, пол, внешность;
- все воспитанники знают свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;
- имеют представление о чертах своего характера;
- имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;
- владеют разными способами общения, владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях;
- умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
- умеют вести диалог, беседу;
- знают, что такое конфликт и как его можно избежать;
- у ребят сформированы навыки ответственности за состояние своего здоровья, все дети владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: умеют чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни;
- у ребят развиты начальные механизмы творческого воображения: могут сделать поделку в различных техниках (квиллинг, оригами, пластиллинопластика, вышивка), неплохо рисуют, заучивают стихи, поют и т.д.;
- у многих сформирована система элементарных навыков и умений: умеют играть с игрушками, в настольную игру, умеют работать с книгой; любят читать, любят, чтобы им читали;
- многие знают и выполняют правила поведения на занятии, участвуют в мероприятиях школы-интерната и других учреждений города, ответственно относятся к порученному делу.
Но на фоне положительных результатов отмечаются и отрицательные:
- у некоторых детей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми остаются на низком уровне,
- имеют место нарушения правил поведения в школе и общественных местах,
- взаимоотношения в коллективе бывают сложные, воспитанники могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, нарушить правила поведения.
С этими детьми, постоянно, проводится индивидуальная коррекционная работа и осуществляется индивидуальный подход.
Работа воспитателей была направлена на то, чтобы человек состоялся, на развитие личности воспитанников. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному подходу к детям, на каждого воспитанника группы велись индивидуальные карты наблюдений, которые были составлены и утверждены на методическом объединении воспитателей. Это позволило, в процессе педагогической деятельности, отслеживать эффективность воспитательного процесса по следующим параметрам:
-адекватность поведения,
-личностные особенности,
-социально-бытовая адаптация,
-отношение к труду,
-уровень воспитанности.
Результаты обработки карт наблюдений показали, что воспитательная работа с детьми эффективна, параметры воспитательной работы выбраны, верно, с учетом возрастных и психологических возможностей детей, в период, с 2014-2015 у. гг.. Работу с картами наблюдений планируем продолжить в следующем учебном году.
Отмечается положительная динамика по следующим параметрам:
- адекватность поведения,
- социально-бытовая адаптация,
- уровень воспитанности.
В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на личностные развитие воспитанников и отношение к труду, подобрать более эффективные методы и приемы в дальнейшей работе воспитателя по данным параметрам.
В 2014-2015 учебном году велась работа с родителями: воспитателями была заведена тетрадь связи с родителями воспитанников, в которой фиксировались все встречи и беседы с родителями, также поддерживалась связь по телефону, решались вопросы проживания детей в интернате, проводились беседы о поведении воспитанников, о соблюдении режима школы, о санитарно-гигиенических навыках детей, об одежде, об успехах детей, решались бытовые вопросы. Воспитатели приняли участие в общешкольном родительском собрании. В конце учебного года силами воспитателей и воспитанников был показан концерт для родителей на празднике «Последнего звонка».
Таким образом, из всего выше сказанного видно, что воспитательная работа в группах носит систематический характер и имеет положительные результаты в развитии личности каждого из воспитанников группы, поэтому будет продолжена в следующем учебном году.
2.2 Характеристика группы воспитанников проживающих в интернате
После уроков в интернате коррекционной школы проживает 14 человек, ученики с первого по восьмой класс. Все дети воспитываются в семьях, поэтому на каникулы они будут уезжать домой. Все дети активны, подвижны, стремятся к общению, с желанием участвуют в общественной жизни школы. Ребята с интересом занимаются в кружках, спортивных секциях, работают и занимаются в школьной библиотеке.
Проблемы, возникающие у воспитанников (по результатам наблюдений и ряда диагностик): неуверенность, неадекватная самооценка, может быть агрессия, плохая сформированность навыков общения, неадекватные способы самовыражения и самоутверждения, неудовлетворенность местом в коллективе, трудности в адаптации при переходе на новый учебный уровень. Над этими проблемами необходимо работать в этом учебном году.
Краткая характеристика на детей группы.
2.3 Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году
Воспитанники коррекционной школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации. Это затрудняет процесс становления личности детей. Мониторинги и результаты обработки карт наблюдений за детьми вскрыли следующие проблемы:
|
ПРОБЛЕМЫ |
ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ |
Дети часто бывают, вспыльчивы, обижаются на замечания, не умеют прощать друзей. |
Проводить еженедельно специальные занятия по личностному развитию детей, индивидуальные беседы с детьми, разговор «по душам» в присутствии родителей воспитанника. (Контроль за поведением Вани Б., Акмала, Антона, Саши П., Кати Б.). |
Здоровье детей. |
В течение года проводить мероприятия по укреплению здоровья, утреннюю зарядку, организовать посещение спортивных секций и ЛФК. Организовать специальные беседы во время клубного часа. |
Изменение интересов и склонностей детей, их трудовых возможностей. |
В работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития. (Особое внимание Кате Б., Антону, Вике, Акмалу). |
Вредные привычки. |
Дима К. имеет склонность к курению и употреблению спиртного. Нужно постараться уберечь детей от этих пагубных пристрастий. |
Качественный уход за телом и одеждой. |
В течение года знакомить детей с приемами самообслуживающего труда, прививать необходимые навыки и умения, включать эту работу во все виды деятельности с целью отработки навыков. (Контроль за Владом, Олей Козновой, Сашей Петровым). |
Детям необходима помощь психолога.
|
Наладить связь с психологом, делать записи о проблемах детей в дневнике наблюдений, обеспечить посещение занятий психолога, проводить психотренинги и психогимнастики. |
Многие воспитанники нуждаются в коррекции речи и звукопроизношения.
|
Организовать работу по развитию монологической и диалогической речи детей, обеспечить посещение логопедических занятий и выполнение заданий логопеда. (Индивидуальная работа с Сашей, Лерой, Антоном). |
2.4 Цели и задачи воспитательной работы
Цель воспитательной работы в группе:
Формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства, с учетом ограниченных возможностей каждого воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Задачи:
• способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе,
• способствовать созданию позитивных межличностных отношений, коммуникативных навыков;
• воспитывать добросовестное отношения к учебе;
• воспитывать сознательную дисциплину;
• осуществлять правовое обучение и воспитание;
• формировать негативное отношение к вредным привычкам;
• формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях.
3 Структура и содержание воспитательной работы
3.1 Направления работы
|
Направление. |
Содержание работы
|
Личностное развитие. |
Диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера. Формирование навыков общения в коллективной деятельности школьников, как основы новой социальной ситуации развития. Отработка норм поведения в обществе. Формирование ценностного отношения к Родине, уважения к Государственной символике, законам и нормам общественной жизни.
|
Охрана здоровья. |
Формирование культуры здоровья, здорового образа жизни. Формирование санитарно-гигиенических навыков, развитие ответственности за свое здоровье. Формирование элементов физического совершенствования тела. Воспитание потребности в физических упражнениях. Профилактика употребления психоактивных веществ. |
Творческое воображение. |
Формирование механизмов творческого восприятия, мышления. Развитие механизмов творческого продуктивного общения, умений принять других. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников, снятие эмоциональной зажатости, напряжения, чтоб тем самым способствовать развитию способностей детей.
|
Трудовое воспитание. |
Отработка навыков учебного поведения. Знакомство с новыми навыками самообслуживания. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности, потребности трудиться. Воспитание человека – труженика. Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем.
|
Основы социализации. |
Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.). Осмысление себя как гражданина общества.
|
Основы гражданского самосознания. |
Знакомство с источниками национальной культуры. Начальные понятия о правовом поведении. Начальное экономическое просвещение.
|
3.2 Виды деятельности и формы работы с детьми в новом учебном году
- занятия, клубные часы, экскурсии, индивидуальные беседы;
- посещение кружков, спортивных секций, участие во всех возможных видах школьных спортивных мероприятий;
- практическая деятельность по гигиене тела, утренняя гимнастика, профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;
- участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;
- организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей, посещение кинотеатра, просмотр телепередач;
- занятия по ручному труду;
- самообслуживающий труд;
- беседы о труде людей, дежурство;
- генеральная уборка группы;
- коллективный труд (в школьном дворе), индивидуальные трудовые поручения;
- экскурсии на предприятия;
- сюжетно-ролевые игры, игры-театрализации;
- посещение библиотеки и помощь в ремонте книг;
- общешкольные мероприятия;
- специальные занятия (с логопедом и психологом);
- посещение школьного музея и городского;
- беседы с детьми с приглашением работников полиции, ГИБДД, МЧС, тематические экскурсии;
- беседы с родителями о правовом поведении детей.
В сетку воспитательных мероприятий мы ввели этические беседы «Мое место в жизни», где в простой непринужденной форме будут проходить откровенные диалоги с детьми на разрешение различных жизненных проблем. В уютной домашней обстановке будем совместно решать вопросы поведения детей в различных жизненных ситуациях, разбирать конкретные случаи из жизни и оценивать поведение участников.
Опыт прошлого года показал, что из-за загруженности детей в учебное время не всегда удается полноценно организовать день здоровья каждую неделю. Мероприятия, посвященные формированию здорового образа, жизни будут организованы в течение всей недели (ЛФК, зарядка, воздушные ванны и т.п.), а один раз в неделю этому будет уделено время или на занятии, или на клубном часе (беседы, минутки здоровья), а общешкольный день здоровья будет проводиться в четверг на последней неделе перед каникулами. Также мы планируем провести в марте ежегодный праздник; «Мы за здоровый образ жизни».
По-прежнему пятница останется днем обучения навыкам само обслуживающего труда, где будут организованно проходить генеральные уборки спален и групповой комнаты и субботники по уборке школьного двора, дети будут учиться готовить себе одежду к бане, чистую одежду для уроков и смену постельного белья.
По-прежнему каждым воспитателем будут проводиться специальные коррекционно-развивающие занятия с усложнением для детей старшей подгруппы, с учетом индивидуальных возможностей детей и их зоны ближайшего развития. Итоговые занятия запланированы в конце каждой учебной четверти.
Работа в группе должна способствовать решению основной задачи воспитательной работы: способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе.
3.3 Индивидуальная коррекционная работа с детьми
Вид дефекта |
Дети, нуждающиеся в устранении данного дефекта. (Ф.И.) |
Коррекционная работа. |
|
Дефект речи произношения
|
|
На коррекционно-развивающих занятиях |
|
Индивидуальные занятия |
|||
Занятия у логопеда |
|||
Дефект поведения |
|
Постоянный контроль воспитателя, индивидуальный подход, беседы о поведении, работа с родителями. Вовлечение в трудовую деятельность, кружковую работу. Спокойные игры и занятия |
|
Двигательная расторможенность |
|
Специальные упражнения, занятия с психологом, дефектологом. Психотренинги. Занятия ЛФК |
|
Дефект познавательных возможностей. |
|
Индивидуальный подход во время занятий, помощь в заучивании и запоминании.
|
|
Дефект эмоционально- волевой сферы. |
|
Постоянное нахождение в поле зрения воспитателя. Индивидуальный подход, контакты с родственниками, вовлечение в трудовую деятельность. |
|
Безответственность недисциплинированность |
|
Постоянное нахождение в поле зрения воспитателя. Индивидуальный подход, контакты с родственниками, вовлечение в трудовую деятельность. |
|
Несобранность, невнимательность. |
|
Постоянное нахождение в поле зрения воспитателя. Индивидуальный подход, контакты с родственниками, вовлечение в трудовую деятельность. Активизация внимания на занятиях. |
|
Слабая память. |
|
Специальные упражнения по тренировке памяти и внимания. |
|
3.4 Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда
Виды деятельности детей. |
Формы работы. |
Периодичность |
Виды контроля. |
Генеральная уборка класса. |
Коллективный труд. |
В конце четверти |
Постоянный контроль воспитателя. |
Генеральная уборка спальной комнаты. |
Подгрупповой труд |
2 раза в месяц |
Постоянный контроль воспитателя. |
Подготовка и смена постельного белья. |
Шефская помощь старших младшим товарищам. |
Еженедельно по пятницам |
Постоянный контроль воспитателя. |
Подготовка белья к бане. |
Индивидуальные поручения. |
Еженедельно по пятницам |
Постоянный контроль воспитателя. |
Отработка навыков по пришиванию пуговиц, мелкому ремонту одежды. |
Шефская помощь старших младшим товарищам. |
Суббота и воскресенье |
Постоянный контроль со стороны воспитателя. |
Уборка участка в школьном дворе. |
Индивидуальные поручения |
Раз в месяц |
Постоянный контроль воспитателя. |
Сезонный труд на пришкольном огороде. |
Самостоятельная трудовая деятельность по желанию детей. |
2 раза в неделю по 25 минут |
Постоянный контроль воспитателя. |
Уборка снега и льда в школьном дворе. |
Дежурства по графику. |
По желанию детей |
Постоянный контроль воспитателя. |
Ремонт учебников и смена обложек. |
Шефская помощь старших младшим товарищам. |
1 раз в четверть |
Постоянный контроль воспитателя. |
Отработка навыков ухода за телом, мытье в душе. |
Шефская помощь старших младшим товарищам. |
Ежедневно |
Постоянный контроль воспитателя. |
Четкое соблюдение техники безопасности труда, а также временной нормы трудовой деятельности детей. |
3.5 Организация режимных моментов
Вторая половина дня.
Беседа с классным руководителем, какие проблемы были у детей на уроках, как прошел учебный день.
14.30 Прием детей.
Задачи: переодеть детей в домашнюю одежду и отвести умыться. Следить, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук.
14.40 Обед.
Задачи: учить детей правильно сервировать стол, называть те блюда, которые приготовлены на обед, кушать аккуратно, не разговаривать во время еды, убирать за собой посуду, вытирать стол, подметать под столом.
15.00 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. Индивидуальная работа с детьми. Кружки, секции.
16.30. Полдник.
17.00. Час работы с книгой.
Учитывая, что большинство обучающихся с ограниченными возможностями с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, мы ежедневно отводим время для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.
18.00. Воспитательский час (занятия, беседы, ручной труд, рукоделие, формирование навыков самообслуживающего труда).
19.00. Ужин.
Задачи: контролировать выполнение санитарно - гигиенических правил, правил приёма пищи, сервировки стола и уборки за собой посуды.
19.30. Настольные игры.
20.00 Подготовка ко сну, вечерний туалет.
21.00 Передача детей помощнику воспитателя. Сон.
3.6 Работа с родителями
Цель:
Формирование активной позиции родителей в социальной адаптации детей и выборе их профессии.
Задачи:
· консультировать родителей по вопросам, касающимся проживания детей в школе-интернате (бытовые вопросы);
· консультировать родителей в отношении семейного воспитания детей;
· оказать помощь в решении проблем, касающихся норм поведения в школе-интернате, соблюдение режима работы школы.
Формы работы:
· Неформальное общение. Письменная форма общения.
· Телефонная связь (в виду отдаленности их места жительства).
· Информирование родителей при встрече.
· Оформление стендов для родителей.
· Анкетирование родителей.
· Родительское собрание.
· Круглый стол.
· Ведение дневника связи с родителями.
Содержание работы
Форма работы |
Содержание работы
|
Сроки |
Неформальное общение. Письменная форма общения. |
Беседы о состоянии здоровья, поведения, внешнего вида ребенка. |
По возможности |
Телефонная связь с родителями (в виду отдаленности их места жительства) |
Психофизическое состояние ребенка. |
По возможности |
Информирование родителей при встрече.
|
Сообщение об успехах детей в жизни школы и во внеурочное время. |
1 раз в четверть |
Оформление стендов для родителей. |
Тематические стенды, работы детей. |
По плану работы |
Анкетирование родителей.
|
Роль ребенка в семье. Планы родителей по профориентации. Удовлетворенность родителей пребыванием ребенка в школе- интернате. |
2 раза в год |
Родительское собрание.
|
По темам общешкольного плана. |
По плану школы-интерната |
Круглый стол.
|
«Наши успехи в школе» |
1 раз в год |
Ведение дневника связи с родителями.
|
Записи в дневнике о проведенной беседе. Анализ результатов беседы. |
По ситуации |
4. Условия реализации программы воспитательной работы
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы воспитательной работы требует наличия групп для пребывания детей, спальных помещений, столовой, медицинского кабинета, спортивного зала, актового зала, оборудованного места для прогулок с детьми в школьном дворе.
Оборудование групп:
- посадочные места по количеству детей;
- рабочее место воспитателя;
- игрушки различной тематики и для разных возрастов детей;
- развивающие и настольные игры;
- материалы для ручного труда и рукоделия;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска; теле и аудио аппаратура;
- стенды и плакаты для оформления группы;
- комплект тематических демонстрационных и контролирующих компьютерных программ;
- комплект тематических видеофильмов.
4.2 Принципы реализации программы. Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования. Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.
Принцип открытости - школьники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем , внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.
Деятельностный принцип. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.
Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на учебный год.
4.3 Предполагаемый результат
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
К концу учебного года у детей должно быть:
1. Сформировано осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ним.
2. Желание и умение учиться.
3. Навыки сотрудничества в различных видах деятельности.
4. Самостоятельность и инициативность.
Воспитанники группы должны научиться:
1. Проявлять интерес к познанию.
2. Понимать и принимать необходимость приобретения знаний.
3. Уметь участвовать в различных видах совместной деятельности, а также самостоятельно организовывать совместную деятельность.
4. Иметь представление о нравственных основах человеческого поведения в реальной жизни и на материале художественных произведений.
5. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
6. Проявлять готовность следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей).
4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы
1. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992
2. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас сик, 2005.
3. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
4. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
5. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
7. Книга для девочек – Магнезия, 1998
8. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
9. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
10. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
11. Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. - М., 1991.
12. Современная энциклопедия для девочек.- Минск: Современный литератор, 1999.
13. Щалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. –М.: Эксмо, 2006.
14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
Литература для педагога
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками – Монография под редакцией Рожкова М.И., ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, Ярославль, 2000.
3. Богомолова Л. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах – интернатах. – М., 1988.
4. Божович Л. И. Психология личности. Изд-во МГУ. - М., 1982.
5. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. Просвещение, - М., 1967.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2001.
7. Выготский Л.С., Педагогическая психология, - М., 1991.
8. Выготский Л.С.,Собрание сочинений. Т. 5. – М., 1983.
9. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков", Книга для учителя. Просвещение, - М., 1994.
10. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» - М., 2009. - №4.
11. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» - М., 2009. - №9.
12. Кон И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя. Просвещение. - М., 1980.
13. Коротков К.С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения. /Дефектология. - М., 2006.№6, с. 79-81.
14. Коррекционная педагогика. /Под ред. Кукушкина В.С. ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - М., 2004.
15. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М., 1978.
16. ЛеонтьевА.Н.Формирование личности 1975.
17. Лурья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дисс. д.ф.н.- Томск, 1997. – с. 7 -28.
18. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. АРКТИ, - М., 2000.
19. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", Педагогика, - М., 1984
20. Мудрик А.В. Что такое социализация? Журнал «Классный руководитель» №8, 2009., Москва, с.29 -46.
21. Мухина В.С. Проблемы социогенэза личности. Педагогические аспекты социальной психологии., Минск, 1978.
22. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. н/Д: Феникс, Ростов, 2006.
23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Под редакцией Пузанова Б.П. АКАДЕМИЯ, М., 2001.
24. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме под редакцией Мозгового В.М., АРКТИ, М., 2006.
25. Перовский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
27. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна. Педагогика, М., 1987.
28. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., Международная педагогическая академия, М., 1995.
29. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. М., 1998.
30. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Воспитание учащихся: теория и методика. ЯГПУ, Ярославль, 2002.
31. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Просвещение, – М., 1986.
32. Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" "Академия", – М., 1997
33. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. – М., 2002. – с.368 – 375.
34. Усанова О.Н. Специальная психология./ Учебное пособие., Спб: Питер, изд: 1-е, 2006. – 400.
35. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
36. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
38. Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. Тарту. 1969.
5 Контроль и оценка результатов воспитательной работы
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям раз в полугодие, проводится анализ и в случае необходимости коррекция программы. В конце года данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков воспитанников.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
1. Изучение межличностных отношений;
2. Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
3. Наблюдение и составление карт индивидуального развития ребенка;
4. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств
1. Анкеты.
2. Тесты.
3. Статистический учет
4. Диагностический мониторинг.
5. Анкетирование и тестовый опрос воспитанников и родителей.
· «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Диагностика по методике Чиркова В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.
· «Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления»
· «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой.
· « Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев.
· Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
· «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
· «Оценка агрессивности в отношениях. Тест А. Ассингера
· «Сформированность основных нравственных качеств личности» Капустин Н.П.
· «Диагностика уровня воспитанности учащихся» Капустин Н.П.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
Формы Работы. |
Тематика мероприятий |
Ожидаемый результат |
Группа |
Дата |
Экскурсия по школе Беседа
Ручной труд Беседа
Беседа
Клубный час Ручной труд
Занятие.
Занятие
Труд
Ручной труд Клубный час.
Занятие
Беседа
Занятие Беседа
Занятие
Беседа
Беседа
Занятие.
Занятие
Ручной труд
Беседа
Беседа Беседа
Развлечение
|
Школа (после ремонта) ждет нас.
Я внимателен к окружающим. Что такое хорошо и что такое плохо? Оформление групповой комнаты. Обязательность: дал слово – держи его. Погода осенью, как одеваться по погоде.
Поделки из природного материала Проступки твои и твоих друзей. Что значит быть вежливым?
Доброжелательность. Как ты разговариваешь с товарищами в общении. Земля - наш дом.
Уборка листьев с дорожки в школьном дворе. Работа в огороде. Аппликация «Осень в городе». Лекарства – за и против. Домашняя аптечка и как ею пользоваться. К чему приводит самолечение. Как и зачем заботиться о своих зубах. Что такое здоровый образ жизни и как мы его придерживаемся? Правила знакомства и общения Твое сексуальное здоровье. Что такое ВИЧ и СПИД? Гигиена половых отношений. Правдивость. Что хуже горькая правда, или красивая ложь?
Защитим слабого или пройдем мимо. Кто защитит мои права?
Чистота на улицах города, от кого она зависит. Транспорт. Профессии на транспорте. Поделки из бумаги:»Мастерская Деда Мороза» Какая профессия подходит именно тебе. Добро не терпит промедления. «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н.Толстой. Празднование новогоднего праздника.
|
Дети должны вспомнить о правилах поведения в школе и на улице, закрепить знания о поведении на уроке, вспомнить о том, как провели лето и по памяти нарисовать свои впечатления. Дети пробуют создавать уют в своем жилье. Дети должны научиться убирать с огорода свеклу и морковь, узнать о врачах и лекарствах знать о правилах их применения. Дети должны узнать какие витамины в каких продуктах находятся, какую пользу приносят человеку. Вспоминать и рассказывать, как готовятся к зиме дикие и домашние животные. Дети должны узнать, как содержать в чистоте и порядке свой дом, как нужно ухаживать за своим телом, как правильно накрывать на стол и почему кушать нужно молча. |
1 гр.
2 гр.
2 гр. 1 гр
1 гр. 2 гр.
1 гр.
2 гр.
1 гр.
2 гр. 1 гр. 2 гр.
1 гр. 2 гр.
1 гр. 2 гр.
1 гр.
2 гр.
1 гр. 2 гр.
1 гр. 2 гр.
1 гр.
2 гр.
1 гр.
2 гр.
1 гр.
2 гр.
1 гр. 2 гр.
1 гр. 2 гр. |
Сентябрь 02.09
03.09
09.09 10.09
16.09 17.09
23.09
24.09
30.09 Октябрь 01.10 07.10 08.10
14.10 15.10
21.10 22.10
Ноябрь. 11.11
12.11
18.11 19.11
25.11 26.11 Декабрь. 02.12
03.12
09.12
10.12
16.12
17.12
23.12 24.12
25.12 |
3.7 Темы индивидуальных и подгрупповых этических бесед
Цель: познакомить воспитанников с нормами морали и нравственного поведения. Научить анализировать поступки свои и своих товарищей, оценивать их с позиции норм морали и нравственности. Обсуждать и отрабатывать на практике формы поведения в общественных местах.
Тема беседы. |
Дата проведения |
В какой группе |
Я внимателен к окружающим. |
|
|
Обязательность: дал слово – держи его. |
|
|
Доброжелательность. Как ты разговариваешь с товарищами в общении. |
|
|
Проступки твои и твоих друзей. |
|
|
Правдивость. Что хуже горькая правда, или красивая ложь? |
|
|
Зачем учиться делать все своими руками? |
|
|
Что значит быть вежливым? |
|
|
Правила личной гигиены. |
|
|
Мы пришли в театр. |
|
|
Меня пригласили на день рождения. |
|
|
Человек и природа. |
|
|
Чистота на улицах города ,от кого она зависит. |
|
|
Корень учения горек, а плод его сладок. |
|
|
На хотенье есть терпенье. |
|
|
Всякому терпению бывает конец. |
|
|
Занятия в клубе «Добро». |
||
Добро не терпит промедления. |
|
|
Добро по расчету. |
|
|
Защитим слабого или пройдем мимо. |
|
|
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой. |
|
|
Добро не лихо, бродит по миру тихо. |
|
|
Добро не умрет , а зло пропадет. |
|
|
Доброе братство – дороже богатства. |
|
|
Добрые чувства – соседи любви. |
|
|
Добрый гость всегда впору. |
|
|
Добра ищи, а худо само придет. |
|
|
Добрый Иван и людям и нам. Худой Иван и людям и нам. |
|
|
Фразеологизмы их толкование и использование в речи. Добро пожаловать. Поминать добром. В добрый час.
|
|
|
3.8 Примерная структура воспитательского часа (беседы).
1 в а р и а н т
1. Объявление темы.
2. Чтение подобранного к беседе материала.
3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие ими морального понятия.
4. Самостоятельные попытки детей определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия. Обобщение воспитателя.
5. Обсуждения с обучающимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной моральной норме.
6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.
2 в а р и а н т
1. Объявление темы.
2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к детям высказать своё мнение.
3. Обсуждение факта, сообщённого воспитателем, определённого понятия.
4. Определение практических дел на будущее.
Требования к беседе
1. Соответствие темы беседы уровню психологического развития детей (возрастные) к вопросам, волнующим данный возраст.
2. Научность (правильность) раскрытия существенных признаков этических понятий и представлений.
3. Убедительность и яркость примеров, которые привлекаются для раскрытия этических понятий.
4. Эмоциональность воздействия беседы.
5. Корректность обсуждения случаев из жизни, в частности из жизни данного класса.
6. Правильность и доказательность личных мнений спорящих.
7. Заинтересованность воспитанников беседой, активность их в обсуждении поднятых вопросов.
8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
9. Степень соответствия замысла беседы: её фактические результат