12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразова Галина Михайловна78

Пояснительная записка к интерактивному ресурсу

«Сжатое изложение»

Уразова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Место работы: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4» г.  Сыктывкара (ГОУ РК СКШИ №4)

Учебный предмет: русский язык

Тема, объединяющая ряд уроков: Сжатое изложение по произведению «Байкал»

Урок 1. Сжатие текста

Урок 2. Поиграем

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса (14 -15 лет) с нарушениями слуха

Цель:

Формирование представлений о способах сжатия текста; развитие умений применять способы сжатия на тексте;

Задачи:

образовательная:

учить смысловому чтению тестов;

научить выделять существенную и исключать несущественную информацию;

проверить знания по способам сжатия и по пониманию текста.

коррекционно-развивающие:

продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся посредством использования интерактивного задания «Кроссворд», подбора синонимов и синонимичных словосочетаний в интерактивном задании «Словарная работа», «Содержание текста», «Осмысление текста».

формировать развитие речевых навыков с использованием шаблона – плана ответа;

развивать слуховое восприятие в процессе просмотра видеофрагментов;

продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся посредством использования интерактивного задания «Кроссворд»;

развивать связную речь посредством изменения связных предложений в интерактивном задании «А ну-ка, сократи!»;

воспитательная:

вовлечь в активную деятельность в процессе выполнения заданий «Словарная работа», «Составление плана текста»; в процессе выполнения заданий игры «А ну-ка, сократи», «Кроссворд».

Урок 1

Цель: ознакомление с приёмами сжатия текста

Задачи

образовательная:

учить смысловому чтению тестов;

научить выделять существенную и исключать несущественную информацию;

познакомить с приёмами сжатия текста;

создавать условия для формирования умений вычленять главное в информации текста.

коррекционно-развивающие:

продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся посредством использования интерактивного задания «Кроссворд», подбора синонимов и синонимичных словосочетаний в интерактивном задании «Словарная работа»;

содействовать развитию речевых навыков посредством использования шаблона – плана ответа

воспитательная:

вовлечь в активную практическую деятельность в процессе выполнения заданий «Словарная работа», «Составление плана текста»;

Урок 2

Цель: развитие умений применять способы сжатия на тексте;

Задачи

образовательная:

выработать умение выделять существенную и исключать несущественную информацию;

выработать умения обучающихся применять способы сжатия на тексте;

выявить качество и уровень владения знаниями и умениями по способам сжатия текста в процессе игры и разгадывания кроссворда.

коррекционно-развивающие:

продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся посредством использования интерактивного задания «Кроссворд»;

развивать связную речь посредством изменения предложений в интерактивном задании «А ну-ка, сократи!»;

воспитательная:

вовлечь в активную деятельность в процессе выполнения заданий «Словарная работа», «Составление плана текста»; в процессе выполнения заданий игры «А ну-ка, сократи», «Кроссворд».

продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся посредством использования интерактивного задания «Кроссворд»,

развивать слуховое восприятие в процессе просмотра видеофрагментов;

развивать связную речь посредством изменения связных предложений в интерактивном задании «А ну-ка, сократи!»;

5. Актуальность

Ресурс актуален для работы с детьми с нарушением слуха, так как построен с учётом особенностей их речевого развития. Данная работа отвечает потребностям категории учащихся, основным способом расширения кругозора которых, является зрительное восприятие, так как содержит качественный наглядный дидактический материал. Весь представленный материал ориентирован на качественное восприятие материала и развитие речи учащихся.

Значимость ресурса состоит ещё и в том, что работа с ресурсом способствует научению приемов сжатия текста.

Ожидаемые результаты

После проведения уроков учащиеся:

познакомятся со способами сжатия (исключение, обобщение, замена);

научатся смысловому чтению тестов; выработают умение выделять существенную и исключать несущественную информацию;

проверят знания по способам сжатия и по пониманию текста.

расширят словарный запас посредством использования интерактивного задания «Кроссворд», подбора синонимов и синонимичных словосочетаний в интерактивном задании «Словарная работа», «Содержание текста», «Осмысление текста»;

сформируют речевые навыки с использованием шаблона – плана ответа;

разовьют слуховое восприятие в процессе просмотра видеофрагментов;

вовлекутся в активную деятельность в процессе выполнения заданий «Словарная работа», «Составление плана текста»; в процессе выполнения заданий игры «А ну-ка, сократи», «Кроссворд»;

расширят представления о богатствах России;

Техническое и программное обеспечение:

В папке архива «Уразова. Сжатое изложение» находятся пять файлов: текстовые документы «Пояснительная записка», «Текст», «Читаем предложения», презентация «Уразова. Сжатое изложение», видео «Байкал». Файл необходимо разархивировать. Презентация выполнена в программе PowerPoint 2016. Ресурс можно использовать в Microsoft Office PowerPoint 2010 и выше. Для демонстрации необходимы: проигрыватель, колонки, мультимедийный проектор, экран.

План работы с ресурсом и рекомендации

Ресурс разработан для проведения двух уроков русского языка по теме «Сжатое изложение».

В содержание первого урока включены блоки, которые носят ознакомительный характер: «Осмысление текста», «Словарная работа», «Сжатие текста», «Составление плана».

На втором уроке идёт работа по блоку «Поиграем». Игра проводится для закрепления изученного.

Таблица 1. План работы с ресурсом

Блок

Слайды

Содержание блоков

1

3-8

Осмысление текста

Название текста

Вид Байкала

Месторасположение Байкала

Содержание текста

Основная мысль текста

2

9-11

Словарная работа

Подбери синонимы к словам

Подбери синонимичное словосочетание

3

12-15

Сжатие текста

Вспомни

Способы сжатия текста

План ответа

4

16-19

Составление плана

Составь пункты плана

Подбери ключевые слова

Восстанови текст

5

20- 39

Поиграем

Кроссворд

А ну-ка сократи!

Таблица 2. Информационные источники

слайда

Интернет ресурс

5

Байкал

6

Карта

7

Байкал в августе (+ на сл. 17) прозрачность Байкала (+ на сл. 17), письмо от друга (+ на сл. 17)

8

Просторы Байкала (+ на сл. 7,17), Кругобайкальская дорога (+на сл. 7,17), гольцы Саяна (+ на сл. 7,17), нерпа(+ на сл. 28,7,17)

13

Весёлый смайл, грустный смайл, знак вопроса (+ на сл. 14,22,23,24,27,28)

17

Письмо другу

23

Жемчужина

27

Монета

32

Книжная полка книга

33

Книга (+ 34,35,36,37)

38

Видео о Байкале

40

Фотография из личного архива Уразовой Г.М.

Таблица 3. Правильные ответы в игре «Проверь себя»

Разделы игры

Правильный ответ

Кроссворд


Ответы:

Байкал

Жемчужина

Сибирь

Сила

Август

Монета

Нерпа

Батюшка

Игра «А ну-ка, сократим!»

День выдался редкостный.

На каждом шагу по дороге встречаются ягоды.

Товарищ мой был удивлён красотой.

Нерпа ушла под воду.

Я хочу прочитать восторженное письмо моего друга.



Таблица 4. Послайдовое описание использования ресурса

Блок

Содержание слайда

Управляющие кнопки

Номер слайда

1 урок

Сжатое изложение




t1661166726aa.png

На слайде 1: название ресурса «Сжатое изложение», фамилия, имя, отчество автора работы (Уразова Галина Михайловна)

На фамилию, имя, отчество установлена гиперссылка на слайд со сведениями об авторе. Возврат на титульный слайд – по управляющей кнопке t1661166726ab.png. Переход на следующий слайд осуществляется щелчком

1

Содержание

t1661166726ac.png

Учитель: Ребята, ознакомьтесь с содержанием сегодняшнего урока. Содержание презентации представлено с помощью фигуры SmartArt.

На каждый прямоугольник SmartArt установлена гиперссылка, ведущая на соответствующие слайды. Возврат на этот слайд возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png. На слайде установлены кнопки «Завершения» и «Информационные источники»

2



Учитель: Начнём с осмысления текста. Узнаем название текста, вид, месторасположение и т.д.

Блок 1 презентации представлен с помощью фигуры SmartArt.t1661166726ad.png

На каждый прямоугольник SmartArt установлена гиперссылка, ведущая на соответствующие слайды.

Возврат на слайд «Содержание» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

3

Название

Учитель: Как вы думаете, о чём наш текст?

t1661166726ae.png

Учащиеся отвечают на вопрос, выдвигают версии темы текста.

Правильно, мы сегодня будем работать с текстом о Байкале.

По щелчку на первую буквы, появляется всё слово.

На буквы настроена анимация «путь передвижения

с предыдущим», она срабатывает

по щелчку на любое место слайда.

Возврат на слайд «Осмысление текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

4


Вид Байкала

t1661166726af.png

Учитель: «Что вы видите на экране? (учащиеся отвечают) Я предлагаю вам собрать пазл-картинку.

Верно, перед вами изображение Байкала.

Учащиеся рассматривают картину.

При щелчке части картины собираются воедино появляется рамка. Возврат на слайд «Осмысление текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

5


Месторасположение Байкала

t1661166726ag.png

Знаете ли вы, где находится Байкал?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Озеро Байкал находится в Сибири.

Установлена анимация: при щелчке появляется стрелка, которая показывает границы Сибири, а затем озеро Байкал.

Возврат на слайд «Осмысление текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

6




Содержание текста

t1661166726ah.png

Учитель: Ребята, кто главные герои текста? Чем они занимаются?

Чем славен Байкал?

В какое время года происходят события рассказа?

Какие картины себе представила при чтении? Чем был обманут рассказчик?

Какое животное увидели на берегу озера?

О чем было написано в письме друга?

Учащиеся отвечают по цепочке вслух.

На слайде использован приём «Интерактивная лента».

Установлен технологический приём «лента». Стрелка является триггером.

Возврат на слайд «Осмысление текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

7

Основная мысль текста

t1661166726ai.png

Учитель: Как вы думаете, какая основная мысль текста? Учащиеся высказывают свои предположения при помощи изображений.


На слайде использован приём «Экран». На каждое уменьшенное изображение установлен триггер, при нажатии на которое открывается увеличенное изображение. Изображения можно просматривать в любом порядке. При щелчке картинка увеличивается и становится размерами во весь слайд. При повторном нажатии снова уменьшается.

Возврат на слайд «Осмысление текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

8

Словарная работа

Блок 2 Словарная работа



t1661166726aj.png

Учитель: «Внимательно посмотрите на следующий слайд. Прочитайте название. Мы познакомимся с новыми словами.

Блок 2 презентации представлен с помощью фигуры SmartArt.

На каждый прямоугольник SmartArt установлена гиперссылка, ведущая на соответствующие слайды. Возврат на «Содержание» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

9

Подбери синонимы к словам

t1661166726ak.png

Учитель: В тексте нам встретились новые слова, давайте подберём к ним синонимы.

Учащиеся подбирают синонимы из предложенных.

Установлена анимация перемещения. На варианты установлена анимация. Кликните на слова и «плашки» с определениями встанут рядом со словом. Возврат на слайд «Словарная работа» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

10

Подбери синонимичное словосочетание

t1661166726al.png

Учитель: В тексте нам встретились новые словосочетания, давайте подберём к ним синонимичные словосочетания.


На варианты установлены триггеры. Кликните на слова и «плашки» с определениями откроются. Для повторения их можно закрыть. При щелчке прямоугольник исчезает. При повторном нажатии снова появляется. Возврат на слайд «Словарная работа» возможен управляющей кнопкой t1661166726ab.png

11

Сжатие текста

Блок 3 Сжатие текста

t1661166726am.png

Ребята, давайте перейдём к сжатию. Прочитайте следующие пункты нашего урока. Чем мы будем заниматься? Учащие читают и отвечают на вопрос.

Блок 3 презентации представлен с помощью фигуры SmartArt. На каждый прямоугольник SmartArt установлена гиперссылка, ведущая соответствующие слайды. Возврат на «Содержание» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

12

Вспомни

t1661166726an.png

Учитель: Давайте вспомним, какие существуют способы сжатия текста?

Учащиеся дают ответы.


На варианты ответов установлен триггер. Если выбран верный ответ, появляется картинка «веселого смайла». Если выбран неверный ответ, то появляется картинка «грустного смайла». На знак вопроса установлен триггер с подсказкой. –Возврат на слайд «Сжатие текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

13

Способы сжатия текста

t1661166726ao.png

Учитель: Давайте вспомним, какие приемы относятся к каждому способу сжатия. Что действия подразумевает каждый способ сжатия?

Появление фигур смарт. При щелчке на знак вопроса появляются подсказки, при щелчке подсказка исчезает. Возврат на слайд «Сжатие текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

14

План ответа

t1661166726ap.png

Учитель: приступаем к сжатию текста. При ответе используем план ответа. Чтение по цепочке. Дети читают и используют план ответа при ответе.

Возврат на слайд «Сжатие текста» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

15

Составление плана

Оставление плана

t1661166726aq.png

Блок 4 презентации представлен с помощью фигуры SmartArt. Дети читают план работы.

На каждый прямоугольник SmartArt установлена гиперссылка, ведущая на соответствующие слайды. Возврат на этот слайд возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

16

Составь пункты плана

t1661166726ar.png

Учитель: У нас с вами 7 пунктов плана. Как мы можем каждый из них назвать?

Учащиеся называют по цепочке.


Установлен технологический приём «Сорбонка». При щелчке на картинку появляется правильное высказывание.

Возврат на слайд «Составление плана» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

17

Работа с таблицей. Составь план.

t1661166726as.png

Учитель: давайте вспомним, как мы составляем план изложения.

Учащие предлагают свои варианты.

По щелчку выходят слова «План» и «Ключевые слова»

Учитель: Какие слова мы вносим в план, а какие в ключевые слова?

Дети распределяют слова, и формулируют 2, 3 и т.д. пункты плана и ключевые слова.

При щелчке вылетают слова «План» и «Ключевые слова». При щелчке на предложения они распределяются на 2 столбика.

Возврат на слайд «Составление плана» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

18

Восстанови текст

t1661166726at.png

Какое задание можете предложить?

Учащиеся предлагают вставить слова.

Учитель: Вставьте пропущенные слова.

Учащиеся выполняют задание на подстановку слов.

1 слово - природы

2 слово – властью

3 слово – называют

4 слово – силой

5 слово – испытаний

Проверка ответа осуществляется щелчком на слова, на которые установлена анимация.

Возврат на слайд «Составление плана» возможен по управляющей кнопке t1661166726ab.png

19


Рефлексия. Подведение итогов работы.

Учитель: «Давайте подведём итоги работы на уроке. Посмотрите на слайд. О чём мы сегодня говорили? Что делали на уроке? Что запомнилось больше всего? «

Учащиеся анализируют, формулируют выводы, высказывают своё мнение.

Учитель: «Чтобы на следующем уроке вы смогли правильно ответить на задания в игре «А ну-ка, сократи!» разгадать кроссворд, нужно повторить изученный материал».


2

2 урок

Кроссворд

Кроссворд

t1661166726au.png

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами сжимали текст. О чём был текст?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: «Для проверки и закрепления знаний о содержании текста мы свами разгадаем кроссворд».

Возврат на слайд «Содержание» по управляющей кнопкеt1661166726ab.png


20


Правила разгадывания кроссворда

t1661166726av.png

Учитель открывает слайд с кроссвордом. Предлагает учащимся по цепочке прочитать пункты правил. Учащиеся по очереди читают вслух, учитель по ходу чтения, знакомит учащихся с содержанием.


Переход на игровое поле – по управляющей кнопкеt1661166726aw.png

21


Разгадывание кроссворда.

t1661166726ax.png

Учащиеся разгадывают кроссворд.

На каждую цифру установлен триггер, при нажатии на цифру, появляется задание. Разгадывающий слово называет ответ и нажимает на задание. В кроссворде появляется слово. На знак вопроса установлен триггер картинка-подсказка. В таком же порядке проводится дальнейшая работа по разгадыванию кроссворда. Кроссворд разгадывается по порядку цифр. (ответы см. в таблице 2).

При щелчке на цифру кроссворда появляется задание. При щелчке на задание появляется ответ. При щелчке на знак вопроса появляется подсказка-картинка. Переход на следующее задание по управляющей кнопке t1661166726aw.png

22-29

Игра «А ну-ка, сократим!»

Игра «А ну-ка, сократи!»

t1661166726ay.png

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами сжимали тест. Какие способы сжатия вспомнили?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: «Для проверки и закрепления знаний о способах сжатия текста, предлагаю вам сыграть в игру «А ну-ка, сократи!».

На каждую фигуру установлена гиперссылка, ведущая на слайды с заданиями.

Возврат на слайд «Содержание» по управляющей кнопкеt1661166726ab.png


30


Правила игры

t1661166726az.png

Каждая игра имеет свои правила. На экране прописаны правила нашей игры. Эти же правила есть у вас на партах. Правила распечатаны для того, чтобы в ходе игры, если возникнут вопросы, можно было заглянуть и вспомнить пункты правил.

Учитель открывает слайд с игровым полем. Предлагает учащимся по цепочке прочитать пункты правил. Учащиеся по очереди читают вслух, учитель по ходу чтения, знакомит учащихся с содержанием, говорит о том, что каждый будет играть сам за себя.

Переход на игровое поле – по управляющей кнопке t1661166726aw.png

31


t1661166726ba.png

Учитель: «Перед вами игровое поле. Вы видите полку с книгами. Каждый книга содержит задание. Книги надо выбирать друг за другом Каждый сам сокращает предложение на листе. По количеству ошибок будет выставляться оценка. Всё ли понятно? Итак, игра начинается. Удачи!».


На каждую книгу установлен триггер, нужно щёлкнуть по ней. При щелчке на книгу происходит переход на задание. В конце игры появляется кнопка «Сюрприз», нажав на нее, перейдешь на видео. Можно повторить способы сжатия кликнув по

t1661166726bb.pngВозврат на содержание–по управляющей кнопке t1661166726ab.png

32


Сократи предложение, используя приём «исключение».

t1661166726bc.png

Учащийся приходит к определённому решению и предлагает его ответ для сокращения предложения, зачитывает полностью предложение и щёлкает по словам, которые хочет исключить. Вариант ответа (ответ см. в таблице 2).

При щелчке на слова, которые нужно убрать, они перемещаются в книгу. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

33


Сократи предложение, используя приём «Обобщение».

t1661166726bd.png

Учащийся приходит к определённому решению и предлагает его для сокращения предложения, зачитывает полностью предложение и щёлкает по словам, которые хочет исключить. Вариант ответа (ответ см. в таблице 2). Слова « то малина, то смородина, то жимолость» заменяются словом «ягоды».

На слова установлен триггер. Если выбран верный ответ, то слова исчезают в книге «Сжатые слова». Если выбран неверный ответ, то ничего не происходит Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

34


Сократи предложение, используя приём «Замена».

t1661166726be.png

Учащийся приходит к определённому решению и предлагает его для сокращения предложения, зачитывает полностью предложение и щёлкает по словам, которые хочет исключить. Вариант ответа (ответ см. в таблице 2).

Слово «поражён» заменяется словом «удивлён».

На слова установлен триггер. Если выбран верный ответ, то слова исчезают в книге «Сжатые слова». Если выбран неверный ответ, то ничего не происходит. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

35


Сократи предложение, используя приём «Исключение деепричастного оборота».

t1661166726bf.png

Учащийся приходит к определённому решению и предлагает его для сокращения предложения, зачитывает полностью предложение и щёлкает по словам, которые хочет исключить. Вариант ответа (ответ см. в таблице 2).

На слова установлен триггер. Если выбран верный ответ, то слова исчезают в книге «Сжатые слова». Если выбран неверный ответ, то ничего не происходит. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

36


Сократи предложение, используя приём «Исключение однородных членов предложения».

t1661166726bg.png

Учащийся приходит к определённому решению и предлагает его для сокращения предложения, зачитывает полностью предложение и щёлкает по словам, которые хочет исключить. Вариант ответа (ответ см. в таблице 2).

На слова установлен триггер. Если выбран верный ответ, то слова исчезают в книге «Сжатые слова». Если выбран неверный ответ, то ничего не происходит. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

37


Сюрприз

t1661166726bh.png

Учитель: Молодцы, ребята, а сейчас сюрприз. Учащиеся просматривают видеофрагмент. При переходе на данный слайд появляется видеофрагмент о Байкале.

При щелчке на игровом поле на слово «Сюрприз» происходит переход на слайд с видео. Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

38


Забыли- повторите

Кликнув по свитку t1661166726bi.png, перейдёте на этот слайд

t1661166726bj.png

Возврат на игровое поле по управляющей кнопке t1661166726ab.png

39


Визитная карточка

t1661166726bk.png

На слайде размещена информация об авторе работы.

По управляющей кнопке t1661166726ab.png выполняется возврат на «Титульный лист»

40


Информационные источники

На слайде расположены ссылки на Интернет-ресурсы, использованные в работе.

Переход на слайд 2 с содержанием работы по управляющей кнопке t1661166726ab.png.Выход из ресурса по кнопке t1661166726bl.gif

41





27


Опубликовано


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 22.08.22 в 15:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, замечательно!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 22.08.22 в 16:16 0Ответить Пожаловаться
Галина Михайловна, Вы подробно расписали работу с ресурсом, но его самого я не нашла. Презентацию можно увидеть?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.