Пояснительная записка по предмету технология
Основной целью изучения данного предмета является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Развитие осуществляется в результате применения практической, деятельностной формы обучения, в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- Овладение средствами художественного изображения;
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвященная изучению группы декоративного искусства связанного фольклором. Здесь наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.
В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла.
ДЕКОРАТИНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ |
Тема урока |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||
Понятия |
Предметные результаты |
УУД |
Личностные результаты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Древние корни народного искусства (8 ч.) |
||||||
1. |
Древние образы в народном искусстве |
Как изображать солярные знаки и древние символы в декоративно-прикладном искусстве? |
солярные знаки, древо жизни, берегиня, символы |
знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. |
Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном П: знаково-символические действия, создание художественных образов согласно поставленной цели; классификация
К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
2. |
Декор русской избы |
Как нарисовать деревянный наличник окна? |
народное искусство, декор, изба, резьба, наличник |
понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы |
Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
3. |
Интерьер крестьянской избы |
Как построить перспективу комнаты с одной точкой схода? |
интерьер, линейная перспектива, убранство |
умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы с учетом законов линейной перспективы
|
Р: преобразование познавательной задачи в практическую, контроль, коррекция
П: определение объектов внутреннего пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения
К: оказание взаимопомощи в сотрудничестве, умение аргументировать свою позицию |
самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия |
4. |
Интерьер крестьянской избы (выполнение работы в цвете) |
Как выполнить интерьер крестьянской избы в цвете? |
народное искусство, декор, убранство |
владение навыками работы акварельными красками, создание эскиза декоративного убранства избы |
Р: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
5. |
Конструкция и декор предметов народного быта |
Как выполняется рисунок прялки, какими орнаментами она украшается? |
народный быт, классификация ДПИ, орнамент |
умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение |
ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа |
6. |
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки |
Как применяются национальные мотивы в орнаментах русской вышивки? |
орнамент, вышивка, мотив, символика |
умение создавать самостоятельные варианты орнамента с опорой на народную традицию, владение величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни)
|
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения, уважительное отношение к иному мнению. |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
7. |
Русский народный костюм |
Как правильно выполнить рисунок народного костюма? |
народный костюм, рубаха, сарафан, онучи, лапти, славянские головные уборы |
умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков, создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов |
Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий.
П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей
К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество |
осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа, уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
|
8. |
Праздничные народные гулянья. Ярмарка. |
Как правильно построить многофигурную композицию? |
хоровод, гулянья, ярмарка |
умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт |
Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели
К: формировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников |
уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа
|
II. Связь времен в народом искусстве (9 ч.) |
||||||
9. |
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка. |
Как правильно нарисовать филимоновскую игрушку? |
глиняная игрушка, промысел, филимоново |
умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
|
Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: задавать вопросы; вести устный диалог |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
10. |
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка. |
Как правильно нарисовать дымковскую игрушку? |
глиняная игрушка, промысел, дымковская игрушка |
знать и уметь выполнять характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение |
ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа |
11. |
Единство формы и декора в игрушках. Матрешка. |
Изображение выразительной формы народной игрушки с характерными росписями |
матрешка, роспись, игрушка |
осваивать приемы росписи объемной формы |
Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. |
12. |
Искусство гжели. Истоки и развитие промысла |
Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги |
гжель, мазок, приемы росписи, мотив, композиция |
осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи |
Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция
П: сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели
К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики |
понимать значение промысла для отечественной культуры |
13. |
Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла |
Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией |
хохлома, кудрина, под листок, верховое письмо, письмо под фон |
иметь представление о видах хохломской росписи, различать их, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям хохломского промысла, задавать вопросы; вести устный диалог |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
14. |
Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись. |
Значение мезенской росписи в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. |
мезень, береста, туесок, элемент, роспись |
различать и называть характерные особенности мезенской росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику, создавать композицию росписи или ее фрагмент |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения, уважительное отношение к иному мнению. |
|
15. |
Жостово. роспись по металлу. |
Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций |
жостово, поднос, форма, композиция, схема |
знание истории развития художественного промысла, выполнение разнообразных форм подносов |
Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: задавать вопросы; вести устный диалог |
знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа |
16. |
Жостово. роспись по металлу. |
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет |
замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка |
осваивать основные приемы жостовского письма, создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческого задания |
Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном П: соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов
К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения искусства
|
|
17. |
Народные промыслы родного края. |
Представление промыслов поисковыми группами |
сувенир, выставка, народные промыслы |
различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу |
понимать значение промысла для отечественной культуры |
III. Декор, человек, общество, время (10 ч.) |
||||||
18. |
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. |
Предметы декоративного искусства как носители печати определенных человеческих отношений |
украшения, фараон, древняя цивилизация, орнамент, цветовой строй |
понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов |
Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение
|
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
19. |
Декоративное искусство Древней Греции. |
Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции |
меандр, орнамент, композиция |
выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов |
Р: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий
П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания
К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству |
развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия |
20. |
Греческая вазопись |
Особенности построения краснофигурных композиций на древнегреческих вазах |
амфора, килик, роспись, орнамент, краснофигурная композиция |
знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию |
Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации
К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку
|
знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности |
21. |
Греческая вазопись |
Особенности построения чернофигурных композиций на древнегреческих вазах |
амфора, килик, роспись, орнамент, чернофигурная композиция |
знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять чернофигурную композицию |
Р: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль, сличение способа действий с заданным эталоном
П: анализ произведений и продуктов художественно-творческой деятельности, составление целостной композиции из отдельных элементов отдельных художественных образов
К: умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность сотрудничать с учителем и одноклассниками |
усвоение мировых моральных и культурных ценностей |
22. |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
|
Освоение понятий декоративность, орнаментальность, понимание изобразительной условности искусства геральдики |
герб, эмблема, геральдика |
определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба |
Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера
К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов |
23. |
Знакомство с искусством Средневековой Европы. |
Определение основных архитектурных стилей Средневековой Европы |
готика, романика, готическая роза, витраж |
знать и различать основные элементы архитектурных стилей средневековья, освоить технику выполнения витража |
Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение |
усвоение мировых моральных и культурных ценностей |
24. |
Декоративное искусство Западной Европы. Костюм. |
Костюм как знак положения человека в обществе |
одежда, костюм, декор, статус, сословие |
соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку |
овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы |
25. |
Тематическая композиция «Рыцарский турнир». |
Выполнение тематической композиции в карандаше |
рыцарь, турнир, многофигурная композиция, композиционный центр, смысловой центр, линейная перспектива |
умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы |
Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия. |
26. |
Тематическая композиция «Рыцарский турнир». |
Выполнение тематической композиции в цвете |
рыцарь, турнир, родовой герб, композиция, цветовой центр, воздушная перспектива |
умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил воздушной перспективы |
Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности
П: установления причинно-следственных связей
К: умение ставить вопросы по данной проблеме, анализировать, взаимодействие и сотрудничество |
усвоение мировых моральных и культурных ценностей |
27. |
Символы и эмблемы в современном обществе. |
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам |
ДПИ, элементы, социум, основные признаки |
размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного) |
Р: адекватная оценка собственных творческих способностей
П: выполнение различных аналитически-творческих заданий
К: использовать в речи новые художественные термины |
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
IV. Декоративное искусство в современном мире (8 ч.) |
||||||
28. |
Современное декоративное выставочное искусство. |
Ориентирование в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства |
гобелен, мозаика, витраж, литье, ковка |
находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора |
Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели К: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством |
формулирование современного понимания красоты |
29. |
Современное декоративное искусство. Мозаика. |
Выявление характерных особенностей декоративно-прикладного искусства на примере мозаики |
смальта, мозаика, мозаичное панно |
выполнение графического эскиза мозаичного панно |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку |
овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы |
30. |
Современное декоративное искусство. Мозаика. |
Выявление отличий современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства на примере мозаики |
смальта, мозаика, мозаичное панно |
выполнение мозаичного панно при помощи декоративного материала |
Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение |
усвоение современных тенденций развития искусства |
31. |
Орнамент как основа декоративного украшения. |
Современное понимание красоты мастерами декоративно-прикладного искусства |
орнамент, стиль, декор |
владеть практическими знаниями использования орнамента как декоративного украшения |
Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера
К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
понимать смысловое значение современного искусства |
32. |
Виды орнамента. Типы композиций. |
Основные типы построения орнаментальных композиций |
ленточный орнамент, криуль |
знать и различать, основные типы орнаментальных композиций |
Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
ценностное отношение к современной культуре |
33. |
Виды орнамента. Типы композиций. |
Колорит и ритм как основа орнаментальной композиции |
колорит, ритм, композиция |
уметь сочетать композицию рисунка с ритмичным расположением цветовых акцентов |
Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно
П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение |
усвоение современных моральных и культурных ценностей |
34. |
Декоративное искусство в жизни человека |
Использование языка декоративно-прикладного искусства в практической деятельности учащихся |
плетение, коллаж, рельеф, роспись |
разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы |
Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы
П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу |
понимать значение современного искусства для отечественной культуры |
35. |
Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок. |
Коллективная реализация разнообразных творческих замыслов |
объем, цвет, форма, фактура |
владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций |
Р: адекватная оценка собственных творческих способностей
П: выполнение различных аналитически-творческих заданий
К: использовать в речи новые художественные термины |
усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение.
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства.
· Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
· Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
· Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
3. Наглядные пособия.
· Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007
· Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007
· Портреты русских и зарубежных художников.
· Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
· Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
· Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
· Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
· Альбомы с демонстрационным материалом.
· Дидактический раздаточный материал.
4. Технические средства обучения.
· Телевизор
· DVD.
5. Учебно-практическое оборудование.
· Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
· Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
· Стол учительский с тумбой.
· Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
· Стенды для вывешивания иллюстративного материала.