Пояснительная записка по предмету технология

1
0
Материал опубликован 13 November 2015

Основной целью изучения данного предмета является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Развитие осуществляется в результате применения практической, деятельностной формы обучения, в процессе личностного художественного творчества.

Задачи:

-        Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства;

-        Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

-        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

-        Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределенности;

-        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

-        Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;

-        Овладение средствами художественного изображения;

-        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,  примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвященная изучению группы декоративного искусства связанного фольклором. Здесь наиболее полно раскрывается свойственный           детям наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В  Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты:

-        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-        развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

-        формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

-        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные:

-        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

-        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

-        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

–  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

–        развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.

В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла. 

ДЕКОРАТИНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

 

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

I.                   Древние корни народного искусства (8 ч.)

1.

Древние образы в народном искусстве

Как изображать солярные знаки и древние символы в декоративно-прикладном искусстве?

солярные знаки, древо жизни, берегиня, символы

знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,

умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

П: знаково-символические действия, создание художественных образов согласно поставленной цели; классификация

 

К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

2.

Декор русской избы

Как нарисовать деревянный наличник окна?

народное искусство, декор, изба, резьба, наличник

понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать

символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

3.

Интерьер крестьянской избы

Как построить перспективу комнаты с одной точкой схода?

интерьер, линейная перспектива, убранство

умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы  с учетом законов линейной перспективы

 

 

Р: преобразование познавательной задачи в практическуюконтроль, коррекция

 

П: определение объектов внутреннего пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения

 

К: оказание взаимопомощи в сотрудничестве, умение аргументировать свою позицию

самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия

4.

Интерьер крестьянской избы

(выполнение работы в цвете)

Как выполнить интерьер крестьянской избы в цвете?

народное искусство, декор, убранство

владение навыками работы акварельными красками, создание эскиза декоративного убранства избы

Р: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: формулирование проблемы  и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и учителем

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

5.

Конструкция и декор предметов народного быта

Как выполняется рисунок прялки, какими орнаментами она украшается?

народный быт, классификация ДПИ, орнамент

умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

П:  умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение

ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа

6.

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки

Как применяются национальные мотивы в орнаментах русской вышивки?

орнамент, вышивка, мотив, символика

умение создавать самостоятельные варианты орнамента  с опорой на народную традицию, владение   величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни)

 

 

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

 

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К:  умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения,

уважительное отношение к иному мнению.

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

7.

Русский народный костюм

Как правильно выполнить рисунок народного костюма?

народный костюм, рубаха, сарафан, онучи, лапти, славянские головные уборы

умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков,  создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий.

 

П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей

 

К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество

осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа,

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

8.

Праздничные народные гулянья. Ярмарка.

Как правильно построить многофигурную композицию?

хоровод, гулянья, ярмарка

умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели

 

К: формировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников

уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

 

II.                  Связь времен в народом искусстве (9 ч.)

9.

Древние образы  в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка.

Как правильно нарисовать филимоновскую игрушку?

глиняная игрушка, промысел, филимоново

умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять

 собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

 

Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

10.

Древние образы  в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка.

Как правильно нарисовать дымковскую игрушку?

глиняная игрушка, промысел, дымковская игрушка

знать и уметь выполнять характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

П:  умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение

ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа

11.

Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.

Изображение выразительной формы народной игрушки с характерными росписями

матрешка, роспись, игрушка

осваивать приемы росписи объемной формы

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

12.

Искусство гжели. Истоки и развитие промысла

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги

гжель, мазок, приемы росписи, мотив, композиция

осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция

 

П: сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели

 

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики

понимать значение промысла для отечественной культуры

13.

Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла

Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией

хохлома, кудрина, под листок, верховое письмо, письмо под фон

иметь представление о видах хохломской росписи, различать их, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям хохломского промысла, задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

14.

Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись.

Значение мезенской росписи в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

мезень, береста, туесок, элемент, роспись

различать и называть характерные особенности мезенской росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику, создавать композицию росписи или ее фрагмент

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

 

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К:  умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения,

уважительное отношение к иному мнению.

 

15.

Жостово. роспись по металлу.

Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций

жостово, поднос, форма, композиция, схема

знание истории развития художественного промысла, выполнение разнообразных форм подносов

Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

16.

Жостово. роспись по металлу.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет

замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

осваивать основные приемы жостовского письма, создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческого задания

Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

П: соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов

 

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения искусства

 

 

17.

Народные промыслы родного края.

Представление промыслов поисковыми группами

сувенир, выставка, народные промыслы

различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу

понимать значение промысла для отечественной культуры

III.                Декор, человек, общество, время (10 ч.)

18.

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Предметы декоративного искусства как носители печати определенных человеческих отношений

 украшения, фараон, древняя цивилизация, орнамент, цветовой строй

понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

 

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

 

усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей

19.

Декоративное искусство Древней Греции.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции

меандр, орнамент, композиция

выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов

Р:  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий

 

П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания

 

К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству

развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия

20.

Греческая вазопись

Особенности построения краснофигурных композиций на древнегреческих вазах

амфора, килик, роспись, орнамент, краснофигурная композиция

знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

 

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации

 

К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку

 

знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности

21.

Греческая вазопись

Особенности построения чернофигурных композиций на древнегреческих вазах

амфора, килик, роспись, орнамент, чернофигурная композиция

знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять чернофигурную композицию

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль, сличение способа действий с заданным эталоном

 

П: анализ произведений и продуктов художественно-творческой деятельности, составление целостной композиции из отдельных элементов отдельных художественных образов

 

К: умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность сотрудничать с учителем и одноклассниками

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

22.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

 

Освоение понятий декоративность, орнаментальность, понимание изобразительной условности искусства геральдики

герб, эмблема, геральдика

определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба

Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

 

К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

23.

Знакомство с искусством Средневековой Европы.

Определение основных архитектурных стилей Средневековой Европы

готика, романика, готическая роза, витраж

знать и различать основные элементы архитектурных стилей средневековья, освоить технику выполнения витража

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

 

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

24.

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

Костюм как знак положения человека в обществе

одежда, костюм, декор, статус, сословие

соотносить образный строй одежды  с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку

овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

25.

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

Выполнение тематической композиции в карандаше

рыцарь, турнир, многофигурная композиция, композиционный центр, смысловой центр, линейная перспектива

умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия.

26.

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

Выполнение тематической композиции в цвете

рыцарь, турнир, родовой герб, композиция, цветовой центр, воздушная перспектива

умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил воздушной перспективы

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности

 

П: установления причинно-следственных связей

 

К: умение ставить вопросы по данной проблеме, анализировать, взаимодействие и сотрудничество

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

27.

Символы и эмблемы в современном обществе.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам

ДПИ, элементы, социум, основные признаки

размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного)

Р: адекватная оценка собственных творческих способностей

 

П: выполнение различных аналитически-творческих заданий

 

К: использовать в речи новые художественные термины

усвоение национальных и  мировых моральных и культурных ценностей

IV.                 Декоративное искусство в современном мире (8 ч.)

28.

Современное декоративное выставочное искусство.

Ориентирование в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства

гобелен, мозаика, витраж, литье, ковка

находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного,  декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели

К: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

формулирование современного понимания красоты

29.

Современное декоративное искусство. Мозаика.

Выявление характерных особенностей декоративно-прикладного искусства на примере мозаики

смальта, мозаика, мозаичное панно

выполнение графического эскиза мозаичного панно

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку

овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

30.

Современное декоративное искусство. Мозаика.

Выявление отличий современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства на примере мозаики

смальта, мозаика, мозаичное панно

выполнение мозаичного панно при помощи декоративного материала

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

 

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение современных тенденций развития искусства

31.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Современное понимание красоты мастерами декоративно-прикладного искусства

орнамент, стиль, декор

владеть практическими знаниями использования орнамента как декоративного украшения

Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

 

К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

понимать смысловое значение современного искусства

32.

Виды орнамента. Типы композиций.

Основные типы построения орнаментальных композиций

ленточный орнамент, криуль

знать и различать, основные типы орнаментальных композиций

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

ценностное отношение к современной культуре

33.

Виды орнамента. Типы композиций.

Колорит и ритм как основа орнаментальной композиции

колорит, ритм, композиция

уметь сочетать композицию рисунка с ритмичным расположением цветовых акцентов

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

 

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение современных моральных и культурных ценностей

34.

Декоративное искусство в жизни человека

Использование языка декоративно-прикладного искусства в практической деятельности учащихся

плетение, коллаж, рельеф, роспись

разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы

 

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу

понимать значение современного искусства для отечественной культуры

35.

Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок.

Коллективная реализация разнообразных творческих замыслов

объем, цвет, форма, фактура

владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций

Р: адекватная оценка собственных творческих способностей

 

П: выполнение различных аналитически-творческих заданий

 

К: использовать в речи новые художественные термины

усвоение национальных и  мировых моральных и культурных ценностей

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

1. Учебно-методическое обеспечение.

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. 

2. Информационно-коммуникативные средства.

· Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

· Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).

· Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).

3. Наглядные пособия.

· Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007

· Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007

· Портреты русских и зарубежных художников.

· Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

· Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

· Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

· Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

· Альбомы с демонстрационным материалом.

· Дидактический раздаточный материал.

4. Технические средства обучения.

· Телевизор

· DVD.

5. Учебно-практическое оборудование.

 · Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

· Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

· Стол учительский с тумбой.

· Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

· Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.