Пояснительная записка и технологическая карта к уроку математики во 2 классе «Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20»

2
0
Материал опубликован 7 November 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»







Урок математики

«Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.»

Для детей, обучающихся по ФГОС НОО.





Разработала и провела

Бешенцева Наталья Викторовна

г. Железногорск-Илимский, ноябрь 2021г















Пояснительная записка к уроку математики по теме: « Приём сложения вида: 36+2, 36+20»

1.

Фамилия, имя, отчество учителя

Бешенцева Наталья Викторовна

2

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»

3.

Должность

Учитель

4.

Направление

ФГОС НОО

5.

Класс

2 «А»

6.

Тема урока

Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.

7.

Тип урока

Изучение нового материала

8.

Методы

Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный  (работа с учебником, работа в тетрадях);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного  иллюстративно-наглядного материала:  рисунки-схемы в учебнике, разноуровневые  задания.


9.

УМК

М.И.Моро « Математика» 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, разработан в соответствии с ФГОС НОО. 1 часть.

10.

Раздел

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

11.

Количество часов

В неделю – 4 часа, в год – 136 часов.

12

Актуальность материалов

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

13

Учебные цели и задачи

Цель урока:

-  Формирование устных приемов сложения вида 36+2, 36+20.

Задачи:

Предметные:

-формировать умения складывать двузначные числа в случаях вида: 36+2, 36+20;

-применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях;

-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать внимание, логическое мышление, память.

Личностные:

- способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

-умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Универсальные учебные действия ( метапредметные)

Регулятивные:

- планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определяют наиболее эффективный способ достижения результата.

Познавательные:

- пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации.

Коммуникативные:

- проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения;

- дают оценку действий.

14

Характеристика класса

В классе 21 учащийся, из них 9 мальчиков и 12 девочек. 1 ученица обучается по индивидуальному плану на дому по ФГОС ООН.

В классе 9 неполных семей, 4 малообеспеченных. Психологически класс адаптирован к обучению в общеобразовательном учреждении, дети подвижны, активны, дисциплинированны. Развитие классного коллектива: низкий уровень развития – 4 человека, со средним уровнем развития - 8 человек, выше среднего – 9 человек. Коллектив принимает активное участие в школьных, городских, муниципальных, всероссийских, международных мероприятиях творческого и познавательного характера.

15

Формы работы учащихся на уроке

Дифференцированная самостоятельная работа

 Фронтальная работа

 Работа в группах

 Индивидуальная


16

Дидактический материал к уроку

Памятки для учащихся, карточки для самооценки, картинки-звёзды.

17

Образовательные ресурсы

м/м презентация, наглядность на доску.









Технологическая карта

Этапы урока, цели

Формы, методы, методические приемы

Содержание, взаимодействие с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель: Организовать класс, создать эмоциональный настрой на работу, с мотивировать работу обучающихся на уроке.


Словесный. Фронтальный


1)Приветствие

2) Проверка готовности к уроку

2)эмоциональный

настрой на работу


- Здравствуйте, ребята!

Школьный звонок.
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны,
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

- Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники по математике, рабочие тетради, пеналы и материал который я вам раздала.

Эмоционально настраивает обучающихся на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вызывает интерес к учебной деятельности

Воспринимают информацию. Приветствуют учителя, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД (Содействовала установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству)

II. Актуализация знаний

Цель: закрепить знания; повторить материал, изученный ранее; развивать логическое мышление.

Словесный. Наглядный. Фронтальный. Индивидуальный.

1.Каллиграфическая минутка


- Сегодня мы с вами станем моряками и отправимся в плавание на корабле знаний. На нашем пути будут встречаться различные препятствия, с которыми нам нужно будет справиться. Девиз нашего урока « Попутного ветра к новым знаниям» Слайд 2 Посмотрите, вот на таком корабле мы отправляемся. Но для начала нам нужно поднять якорь. Но посмотрите, он зацепился за камень, на котором написана какая – то цифра. Слайд 3

- Посмотрите на доску, какое число прописано? (Число 31)

-Какое оно? (Число 31 составное, двузначное)Слайд 4

-Почему? (потому что состоит из 3 десятков и 1 единицы)

-Назовите следующее при счете число.(32)

-Назовите предшествующее при счете число. (30)

-Сколько в этом числе единиц? (1 единица)

-Сколько в этом числе десятков? (3 десятка)

-Назовите разрядные слагаемые. (3 десятка + 1 единица)

- На сколько число десятков больше числа единиц? (на 2)

-А теперь запишите число и классная работа. Сегодня 12 ноября, не забывайте что в слове классная удвоенная согласная с.

- Пропишите число 31 у себя в рабочих тетрадях.

-Молодцы ребята. У нас получилось поднять якорь. И мы отправляемся в путь.

Организует условия минутки чистописания

Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение.


Коммуникативные УУД

(оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания

Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану)

Словесный. Наглядный. Фронтальный. Индивидуальный.


2. Устный счет




















- Представьте, что наш корабль стремительно плывет вперед, рассекая волны. И вот первое препятствие. На нашем пути встретились большие коралловые рифы, которые не дают нам плыть дальше. Слайд 5

Мы должны с вами, заменить, на сумму разрядных слагаемых следующие числа, представленные на слайде.

34, 87, 55, 69, 91 Слайд 6

34 (3 десятка и 4 единицы) 34=30+4

87 (8 десятков и 7 единиц) 87=80+7

55 (5 десятков и 5 единиц) 55=50+5

69 (6 десятков и 9 единиц) 69=60+9

91 (9 десятков и 1 единица) 91=90+1

-Отлично!

- Обратите внимание на слайд, что вы видите? (примеры)

- Вам нужно решить данные примеры удобным способом. Слайд 7

20+5+10 = 30+5=35 40+6+20=60+6=66

60+4+3 = 60+7=67 30+2+4 =30+6=36

- Вы читаете пример и объясняете его решение.

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Вам нужно сосчитать, сколько в прямоугольнике квадратов. Посчитайте самостоятельно. Кто первый сосчитает, поднимает руку и отвечает, а затем мы проверим, какие вы внимательные. Слайд 8








- Итак, давайте проверим, правильно ли вы сосчитали количество квадратов. (9)

Организует работу по актуализации знаний о разрядных слагаемых и решении примеров удобным способом.

Участвуют в решении устного счета. Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение.


Коммуникативные УУД

(оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания


III. Самоопределение к деятельности

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

Словесный. Фронтальный. Наглядный.


1. Определение темы урока

- И вот, мы преодолели рифы. И мы продолжаем плыть дальше, рассматривать морские просторы. Но вот на нашем пути появляются злобные пираты, которые не дают нам плыть дальше. Они перепутали все примеры. А теперь нам придется разобраться с этим.

- Посмотрите на доску. (на доске написаны в разброс примеры) : Слайд 9

9+8 13-6 60-30 36+20 37-7 36+2 7+20 80-50

- Какие примеры мы можем решить?

- Решим известные нам примеры.

9+8=18 13-6 = 7 60-30=30 37-7=30 20+7=27 80-50=30

- Какие примеры у нас вызвали затруднение?

36+20 36+2

-Какую сложную задачу нам предложили пираты и сегодня мы научимся решать примеры вида 36+2 36+20 и мы докажем пиратам, что мы самые умные и смышленые дети. Слайд 10

Формулирует тему урока вместе с детьми.

Сообщают тему урока. Воспринимают информацию.


Регулятивные УУД (определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: закрепление умений и навыков учащихся, решение заданий изученных видов.


Словесный. Фронтальный. Наглядный.


1. Составление алгоритма решения примера нового вида 36+2











- Давайте вместе составим план выхода из этой сложной ситуации и научимся решать примеры таких видов.

- У вас на партах лежат памятки моряков, откройте их. Сейчас вы будете работать вместе со мной. Посмотрите, написан первый пример 36+2. Слайд 11

- Как вы думаете, что нам нужно сделать сначала, для того чтобы решить этот пример?

- Нам нужно разложить число на сумму разрядных слагаемых.

- Разложите число 36 на сумму разрядных слагаемых.

(30 и 6)

-Запишите в свободных окошках разрядные слагаемые числа 36.

-Сколько в этом числе десятков? (3 десятка)

-Сколько единиц? (6 единиц)

- Как вы думаете, что нужно сделать дальше?

- Удобно единицы прибавить к единицам.

- Запишите в скобках в пустые окошки единицы, которые нужно сложить.

- Как вы думаете, что нужно сделать дальше?

- А затем мы должны к десяткам прибавить получившееся количество единиц.

-Запишите в пустых окошках число десятков, посмотрите на пример, который у нас получился.

-Теперь мы сможем решить его?

-Сколько получится? 36+2= 30+(6+2) = 38

У вас на столах лежат памятки, возьмите, прочитаем ее.

1.Заменим число суммой разрядных слагаемых.

2. Удобно к единицам прибавить единицы.

3. Затем к десяткам прибавим полученное количество единиц.

-Кто сможет повторить составленный план

(Несколько учащихся повторяют план решения примера вида 36+2)

- Повторим его хором. Слайд 12

Организовывает работу по теме урока, составляет алгоритм Создает условия для работы













Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы.

Работают в памятках, составляют и запоминают алгоритм работы над новым видом примеров.





















Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике;

Учатся работать по предложенному учителем плану)

Познавательные УУД (ориентируются в учебнике)

Физкультминутка

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.


Фронтальный. Практический.

А теперь пришло время отдохнуть. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)

-Молодцы. Садитесь за парты. Продолжаем работу.

Контролирует действия детей.

Выполняют физкультминутку.

Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану)


Словесный. Фронтальный. Наглядный.


1. Составление алгоритма решения примера нового вида

36+20

-Продолжаем работать ( учебник стр 58)

- Посмотрите, написан второй пример 36+20.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать сначала, для того чтобы решить этот пример?

-Опираясь на уже составленный алгоритм, постараемся решить его.

- Нам нужно разложить число на сумму разрядных слагаемых.

- Разложите число 36 на сумму разрядных слагаемых.

(30 и 6)

-Запишите в свободных окошках разрядные слагаемые числа 36.

-Сколько в этом числе десятков? (3 десятка)

-Сколько единиц? (6 единиц)

- Как вы думаете, что нужно сделать дальше?

- Удобно десятки прибавить к десяткам.

- Запишите в скобках в пустые окошки десятки, которые нужно сложить.

- Как вы думаете, что нужно сделать дальше?

- А затем мы должны к десяткам прибавить оставшееся количество единиц.

-Запишите в пустых окошках число единиц, посмотрите на пример, который у нас получился.

-Теперь мы сможем решить его?

-Сколько получится? 36+20= (30+20)+ 6 = 56

-Повторим план действий.

(Несколько учащихся повторяют план решения примера вида 36+20)

1.Заменим число суммой разрядных слагаемых.

2. Удобно к десяткам прибавить десятки.

3. Затем к десяткам прибавим оставшееся количество единиц.

- Посмотрите в свои памятки, какой вывод мы можем сделать? Слайд 13

Единицы складывают с единицами.

Десятки складывают с десятками.

- Давайте повторим хором.

-Теперь скажут только девочки, а затем мальчики.

Организовывает работу по теме урока, составляет алгоритм Создает условия для работы













Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы.

Работают в памятках, составляют и запоминают алгоритм работы над новым видом примеров.





















Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике;

Учатся работать по предложенному учителем плану)

Познавательные УУД (ориентируются в учебнике)

V. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить полученные знания на уроке.

Словесный метод.

Практический.

1. Решение примеров


















































2.Решение задачи










3. Самостоятельная работа







- Отлично! Мы с вами показали злобным пиратам, какие мы умные и смышленые. Мы смогли с вами решить эти сложные примеры, которые были неизвестны и теперь мы с вами знаем, как нужно их решать.

- Ребята, скажите, что помогает морякам плыть и добираться до того места, до которого они желают добраться, как называется этот путеводитель? (карта) Слайд 14

-Мы знаем, сколько нужно стараний, чтобы нарисовать ее, чтобы она получилась правильной, нужно хорошо отмерять расстояние.

-И сейчас мы свами тоже будем упражняться в этом.

Вы должны начертить у себя в тетрадях два отрезка: длина первого отрезка 3 см, а второго – на 3мм меньше.

- Чтобы начертить отрезок, что нам понадобится?

- Мы можем начертить первый отрезок?

- Что нам известно про его длину?

-А мы можем начертить второй отрезок?

-Почему? (потому что мы не знаем его длину)

-А как ее найти? (нужно длину первого отрезка из сантиметра перевести в миллиметры)

-Сколько в 1 см миллиметров? 1см=10мм

-Итак, давайте переведем 3 см в мм. Сколько получится? (30 мм)

- Теперь мы должны из 30 мм вычесть 3 мм и мы получим длину второго отрезка. Сколько получилось? (27мм)

-Ребята, а нам будет удобно начертить отрезок в мм или см? (в мм)

-Давайте переведем 27 мм в см. Сколько получится? (2см и 7 мм)

-Начертите у себя в тетрадях полученные отрезки.

- Мы плывем дальше на своем корабле и скоро наше путешествие по морским простором закончится. Но пока мы продолжаем плыть, мы откроем учебники математики на странице 58 и выполним задание 1.

- Запишите в рабочих тетрадях задание номер 1.

Будем писать пример и объяснять, как мы его решили, опираться в этой работе на составленный нами алгоритм решения таких примеров.

(учащиеся записывают примеры в тетрадь и объясняют решение, опираясь на составленный алгоритм) Слайд 15

t1636293904aa.gif27+2=20+(7+2)=29

56+30=(50+30)+6 = 86

3+46= 40+(3+6)=49

18+60=(10+60)+8=78

Вы очень хорошо постарались, молодцы!


- А теперь мы устно решим задачу 4.

- Прочитайте эту задачу про себя.

- Затем прошу прочитать одного ученика.

Дедушке 54 года, а бабушке 50 лет. На сколько лет дедушка старше бабушки?

- О ком говорится в этой задаче? (о бабушке и дедушке)

- Что нам известно о дедушке? (что ему 54 года)

-Что нам известно о бабушке? (что ей 50 лет)

Что нужно узнать? (на сколько дедушка старше бабушки)

-Мы можем это узнать? (да)

- Каким действием? (вычитанием)

- Как? (из возраста дедушки вычесть возраст бабушки)

- Назовите решение этой задачи. (54-50=4(года))


-Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с примерами, которые вы должны решить удобным способом и записать. Работа по вариантам.

1вариант. 2 вариант

4+9+6 8+11+2

12+3+7 5+8+5

9+14+1 1+17+9

-Передайте мне свои работы по вариантам на первый стол.

Объясняю задание. Слежу на выполнение задания.

Внимательно слушают, выполняют самостоятельную работу.

Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике;

Учатся работать по предложенному учителем плану)

Познавательные УУД (ориентируются в учебнике)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные детьми на уроке.

Словесный. Фронтальный. Индивидуальный.

Практический.

1. Беседа





2. Оценка своих достижений

- Вот наше плавание подошло к концу, сегодня мы свами провели необычный урок.

-Скажите, чему мы сегодня учились? (учились решать примеры вида 36+2 и 36+20)

- Мы сегодня составили алгоритм решения таких примеров. Кто повторит его?

- А теперь повторим все вместе, что с чем нужно складывать. Повторим хором.

Слайд 16

- У вас на партах лежат морские звезды, вы должны хорошо подумать и на обратной стороне звезды поставить себе оценку за урок, только ставьте ту оценку, которую, по вашему мнению, вы сегодня заслужили. Эти звезды вы заберете домой и раскрасите, чтобы ваша звезда была цветной.

-Покажите ваши оценки. (оцениваю честность поставленных оценок)

-На этом наш урок окончен. Вы очень хорошо старались и работали. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок.

Подвожу итог урока совместно с учащимися. Объясняю выполнение рефлексии.

Участвуют в беседе. Активно выполняют рефлексию.

Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы Учатся работать по предложенному учителем плану)






  Использованные источники и литература:

Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.: ил. - (Школа России).

С.В.Савинова  Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.: ил. - (Школа России).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.