Пояснительная записка и технологическая карта к уроку математики во 2 классе «Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок математики
«Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.»
Для детей, обучающихся по ФГОС НОО.
Разработала и провела
Бешенцева Наталья Викторовна
г. Железногорск-Илимский, ноябрь 2021г
Пояснительная записка к уроку математики по теме: « Приём сложения вида: 36+2, 36+20»
1. | Фамилия, имя, отчество учителя | Бешенцева Наталья Викторовна |
2 | Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение « Железногорская средняя общеобразовательная школа №1» |
3. | Должность | Учитель |
4. | Направление | ФГОС НОО |
5. | Класс | 2 «А» |
6. | Тема урока | Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20. |
7. | Тип урока | Изучение нового материала |
8. | Методы | Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила); Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации); Репродуктивный (работа с учебником, работа в тетрадях); Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: рисунки-схемы в учебнике, разноуровневые задания. |
9. | УМК | М.И.Моро « Математика» 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, разработан в соответствии с ФГОС НОО. 1 часть. |
10. | Раздел | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
11. | Количество часов | В неделю – 4 часа, в год – 136 часов. |
12 | Актуальность материалов | Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. |
13 | Учебные цели и задачи | Цель урока: - Формирование устных приемов сложения вида 36+2, 36+20. Задачи: Предметные: -формировать умения складывать двузначные числа в случаях вида: 36+2, 36+20; -применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; -совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать внимание, логическое мышление, память. Личностные: - способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности; -умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Универсальные учебные действия ( метапредметные) Регулятивные: - планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определяют наиболее эффективный способ достижения результата. Познавательные: - пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации. Коммуникативные: - проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения; - дают оценку действий. |
14 | Характеристика класса | В классе 21 учащийся, из них 9 мальчиков и 12 девочек. 1 ученица обучается по индивидуальному плану на дому по ФГОС ООН. В классе 9 неполных семей, 4 малообеспеченных. Психологически класс адаптирован к обучению в общеобразовательном учреждении, дети подвижны, активны, дисциплинированны. Развитие классного коллектива: низкий уровень развития – 4 человека, со средним уровнем развития - 8 человек, выше среднего – 9 человек. Коллектив принимает активное участие в школьных, городских, муниципальных, всероссийских, международных мероприятиях творческого и познавательного характера. |
15 | Формы работы учащихся на уроке | Дифференцированная самостоятельная работа Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная |
16 | Дидактический материал к уроку | Памятки для учащихся, карточки для самооценки, картинки-звёзды. |
17 | Образовательные ресурсы | м/м презентация, наглядность на доску. |
Технологическая карта
Этапы урока, цели | Формы, методы, методические приемы | Содержание, взаимодействие с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
I.Организационный момент Цель: Организовать класс, создать эмоциональный настрой на работу, с мотивировать работу обучающихся на уроке. | Словесный. Фронтальный 1)Приветствие 2) Проверка готовности к уроку 2)эмоциональный настрой на работу | - Здравствуйте, ребята! Школьный звонок. - Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники по математике, рабочие тетради, пеналы и материал который я вам раздала. | Эмоционально настраивает обучающихся на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вызывает интерес к учебной деятельности | Воспринимают информацию. Приветствуют учителя, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД (Содействовала установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству) | |||
II. Актуализация знаний Цель: закрепить знания; повторить материал, изученный ранее; развивать логическое мышление. | Словесный. Наглядный. Фронтальный. Индивидуальный. 1.Каллиграфическая минутка | - Сегодня мы с вами станем моряками и отправимся в плавание на корабле знаний. На нашем пути будут встречаться различные препятствия, с которыми нам нужно будет справиться. Девиз нашего урока « Попутного ветра к новым знаниям» Слайд 2 Посмотрите, вот на таком корабле мы отправляемся. Но для начала нам нужно поднять якорь. Но посмотрите, он зацепился за камень, на котором написана какая – то цифра. Слайд 3 - Посмотрите на доску, какое число прописано? (Число 31) -Какое оно? (Число 31 составное, двузначное)Слайд 4 -Почему? (потому что состоит из 3 десятков и 1 единицы) -Назовите следующее при счете число.(32) -Назовите предшествующее при счете число. (30) -Сколько в этом числе единиц? (1 единица) -Сколько в этом числе десятков? (3 десятка) -Назовите разрядные слагаемые. (3 десятка + 1 единица) - На сколько число десятков больше числа единиц? (на 2) -А теперь запишите число и классная работа. Сегодня 12 ноября, не забывайте что в слове классная удвоенная согласная с. - Пропишите число 31 у себя в рабочих тетрадях. -Молодцы ребята. У нас получилось поднять якорь. И мы отправляемся в путь. | Организует условия минутки чистописания | Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД (оформляют свои мысли в устной и письменной форме; Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану) | |||
Словесный. Наглядный. Фронтальный. Индивидуальный. 2. Устный счет | - Представьте, что наш корабль стремительно плывет вперед, рассекая волны. И вот первое препятствие. На нашем пути встретились большие коралловые рифы, которые не дают нам плыть дальше. Слайд 5 Мы должны с вами, заменить, на сумму разрядных слагаемых следующие числа, представленные на слайде. 34, 87, 55, 69, 91 Слайд 6 34 (3 десятка и 4 единицы) 34=30+4 87 (8 десятков и 7 единиц) 87=80+7 55 (5 десятков и 5 единиц) 55=50+5 69 (6 десятков и 9 единиц) 69=60+9 91 (9 десятков и 1 единица) 91=90+1 -Отлично! - Обратите внимание на слайд, что вы видите? (примеры) - Вам нужно решить данные примеры удобным способом. Слайд 7 20+5+10 = 30+5=35 40+6+20=60+6=66 60+4+3 = 60+7=67 30+2+4 =30+6=36 - Вы читаете пример и объясняете его решение. - А теперь посмотрите на следующий слайд. Вам нужно сосчитать, сколько в прямоугольнике квадратов. Посчитайте самостоятельно. Кто первый сосчитает, поднимает руку и отвечает, а затем мы проверим, какие вы внимательные. Слайд 8
- Итак, давайте проверим, правильно ли вы сосчитали количество квадратов. (9) | Организует работу по актуализации знаний о разрядных слагаемых и решении примеров удобным способом. | Участвуют в решении устного счета. Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД (оформляют свои мысли в устной и письменной форме; Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания | ||||
III. Самоопределение к деятельности Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | Словесный. Фронтальный. Наглядный. 1. Определение темы урока | - И вот, мы преодолели рифы. И мы продолжаем плыть дальше, рассматривать морские просторы. Но вот на нашем пути появляются злобные пираты, которые не дают нам плыть дальше. Они перепутали все примеры. А теперь нам придется разобраться с этим. - Посмотрите на доску. (на доске написаны в разброс примеры) : Слайд 9 9+8 13-6 60-30 36+20 37-7 36+2 7+20 80-50 - Какие примеры мы можем решить? - Решим известные нам примеры. 9+8=18 13-6 = 7 60-30=30 37-7=30 20+7=27 80-50=30 - Какие примеры у нас вызвали затруднение? 36+20 36+2 -Какую сложную задачу нам предложили пираты и сегодня мы научимся решать примеры вида 36+2 36+20 и мы докажем пиратам, что мы самые умные и смышленые дети. Слайд 10 | Формулирует тему урока вместе с детьми. | Сообщают тему урока. Воспринимают информацию. | Регулятивные УУД (определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя) | |||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий Цель: закрепление умений и навыков учащихся, решение заданий изученных видов. | Словесный. Фронтальный. Наглядный. 1. Составление алгоритма решения примера нового вида 36+2 | - Давайте вместе составим план выхода из этой сложной ситуации и научимся решать примеры таких видов. - У вас на партах лежат памятки моряков, откройте их. Сейчас вы будете работать вместе со мной. Посмотрите, написан первый пример 36+2. Слайд 11 - Как вы думаете, что нам нужно сделать сначала, для того чтобы решить этот пример? - Нам нужно разложить число на сумму разрядных слагаемых. - Разложите число 36 на сумму разрядных слагаемых. (30 и 6) -Запишите в свободных окошках разрядные слагаемые числа 36. -Сколько в этом числе десятков? (3 десятка) -Сколько единиц? (6 единиц) - Как вы думаете, что нужно сделать дальше? - Удобно единицы прибавить к единицам. - Запишите в скобках в пустые окошки единицы, которые нужно сложить. - Как вы думаете, что нужно сделать дальше? - А затем мы должны к десяткам прибавить получившееся количество единиц. -Запишите в пустых окошках число десятков, посмотрите на пример, который у нас получился. -Теперь мы сможем решить его? -Сколько получится? 36+2= 30+(6+2) = 38 У вас на столах лежат памятки, возьмите, прочитаем ее. 1.Заменим число суммой разрядных слагаемых. 2. Удобно к единицам прибавить единицы. 3. Затем к десяткам прибавим полученное количество единиц. -Кто сможет повторить составленный план (Несколько учащихся повторяют план решения примера вида 36+2) - Повторим его хором. Слайд 12 | Организовывает работу по теме урока, составляет алгоритм Создает условия для работы | Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы. Работают в памятках, составляют и запоминают алгоритм работы над новым видом примеров. | Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике; Учатся работать по предложенному учителем плану) Познавательные УУД (ориентируются в учебнике) | |||
Физкультминутка Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Фронтальный. Практический. | А теперь пришло время отдохнуть. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной. Над волнами чайки кружат, -Молодцы. Садитесь за парты. Продолжаем работу. | Контролирует действия детей. | Выполняют физкультминутку. | Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) | |||
| Словесный. Фронтальный. Наглядный. 1. Составление алгоритма решения примера нового вида 36+20 | -Продолжаем работать ( учебник стр 58) - Посмотрите, написан второй пример 36+20. - Как вы думаете, что нам нужно сделать сначала, для того чтобы решить этот пример? -Опираясь на уже составленный алгоритм, постараемся решить его. - Нам нужно разложить число на сумму разрядных слагаемых. - Разложите число 36 на сумму разрядных слагаемых. (30 и 6) -Запишите в свободных окошках разрядные слагаемые числа 36. -Сколько в этом числе десятков? (3 десятка) -Сколько единиц? (6 единиц) - Как вы думаете, что нужно сделать дальше? - Удобно десятки прибавить к десяткам. - Запишите в скобках в пустые окошки десятки, которые нужно сложить. - Как вы думаете, что нужно сделать дальше? - А затем мы должны к десяткам прибавить оставшееся количество единиц. -Запишите в пустых окошках число единиц, посмотрите на пример, который у нас получился. -Теперь мы сможем решить его? -Сколько получится? 36+20= (30+20)+ 6 = 56 -Повторим план действий. (Несколько учащихся повторяют план решения примера вида 36+20) 1.Заменим число суммой разрядных слагаемых. 2. Удобно к десяткам прибавить десятки. 3. Затем к десяткам прибавим оставшееся количество единиц. - Посмотрите в свои памятки, какой вывод мы можем сделать? Слайд 13 Единицы складывают с единицами. Десятки складывают с десятками. - Давайте повторим хором. -Теперь скажут только девочки, а затем мальчики. | Организовывает работу по теме урока, составляет алгоритм Создает условия для работы | Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы. Работают в памятках, составляют и запоминают алгоритм работы над новым видом примеров. | Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике; Учатся работать по предложенному учителем плану) Познавательные УУД (ориентируются в учебнике) | |||
V. Закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные знания на уроке. | Словесный метод. Практический. 1. Решение примеров 2.Решение задачи 3. Самостоятельная работа | - Отлично! Мы с вами показали злобным пиратам, какие мы умные и смышленые. Мы смогли с вами решить эти сложные примеры, которые были неизвестны и теперь мы с вами знаем, как нужно их решать. - Ребята, скажите, что помогает морякам плыть и добираться до того места, до которого они желают добраться, как называется этот путеводитель? (карта) Слайд 14 -Мы знаем, сколько нужно стараний, чтобы нарисовать ее, чтобы она получилась правильной, нужно хорошо отмерять расстояние. -И сейчас мы свами тоже будем упражняться в этом. Вы должны начертить у себя в тетрадях два отрезка: длина первого отрезка 3 см, а второго – на 3мм меньше. - Чтобы начертить отрезок, что нам понадобится? - Мы можем начертить первый отрезок? - Что нам известно про его длину? -А мы можем начертить второй отрезок? -Почему? (потому что мы не знаем его длину) -А как ее найти? (нужно длину первого отрезка из сантиметра перевести в миллиметры) -Сколько в 1 см миллиметров? 1см=10мм -Итак, давайте переведем 3 см в мм. Сколько получится? (30 мм) - Теперь мы должны из 30 мм вычесть 3 мм и мы получим длину второго отрезка. Сколько получилось? (27мм) -Ребята, а нам будет удобно начертить отрезок в мм или см? (в мм) -Давайте переведем 27 мм в см. Сколько получится? (2см и 7 мм) -Начертите у себя в тетрадях полученные отрезки. - Мы плывем дальше на своем корабле и скоро наше путешествие по морским простором закончится. Но пока мы продолжаем плыть, мы откроем учебники математики на странице 58 и выполним задание 1. - Запишите в рабочих тетрадях задание номер 1. Будем писать пример и объяснять, как мы его решили, опираться в этой работе на составленный нами алгоритм решения таких примеров. (учащиеся записывают примеры в тетрадь и объясняют решение, опираясь на составленный алгоритм) Слайд 15 27+2=20+(7+2)=29 56+30=(50+30)+6 = 86 3+46= 40+(3+6)=49 18+60=(10+60)+8=78 Вы очень хорошо постарались, молодцы! - А теперь мы устно решим задачу 4. - Прочитайте эту задачу про себя. - Затем прошу прочитать одного ученика. Дедушке 54 года, а бабушке 50 лет. На сколько лет дедушка старше бабушки? - О ком говорится в этой задаче? (о бабушке и дедушке) - Что нам известно о дедушке? (что ему 54 года) -Что нам известно о бабушке? (что ей 50 лет) Что нужно узнать? (на сколько дедушка старше бабушки) -Мы можем это узнать? (да) - Каким действием? (вычитанием) - Как? (из возраста дедушки вычесть возраст бабушки) - Назовите решение этой задачи. (54-50=4(года)) -Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки с примерами, которые вы должны решить удобным способом и записать. Работа по вариантам. 1вариант. 2 вариант 4+9+6 8+11+2 12+3+7 5+8+5 9+14+1 1+17+9 -Передайте мне свои работы по вариантам на первый стол. | Объясняю задание. Слежу на выполнение задания. | Внимательно слушают, выполняют самостоятельную работу. | Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике; Учатся работать по предложенному учителем плану) Познавательные УУД (ориентируются в учебнике) | |||
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия Цель: обобщить и закрепить знания, полученные детьми на уроке. | Словесный. Фронтальный. Индивидуальный. Практический. 1. Беседа 2. Оценка своих достижений | - Вот наше плавание подошло к концу, сегодня мы свами провели необычный урок. -Скажите, чему мы сегодня учились? (учились решать примеры вида 36+2 и 36+20) - Мы сегодня составили алгоритм решения таких примеров. Кто повторит его? - А теперь повторим все вместе, что с чем нужно складывать. Повторим хором. Слайд 16 - У вас на партах лежат морские звезды, вы должны хорошо подумать и на обратной стороне звезды поставить себе оценку за урок, только ставьте ту оценку, которую, по вашему мнению, вы сегодня заслужили. Эти звезды вы заберете домой и раскрасите, чтобы ваша звезда была цветной. -Покажите ваши оценки. (оцениваю честность поставленных оценок) -На этом наш урок окончен. Вы очень хорошо старались и работали. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. | Подвожу итог урока совместно с учащимися. Объясняю выполнение рефлексии. | Участвуют в беседе. Активно выполняют рефлексию. | Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы Учатся работать по предложенному учителем плану) |
Использованные источники и литература:
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.: ил. - (Школа России).
С.В.Савинова Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.: ил. - (Школа России).