Пояснительная записка по предмету «Русский язык» для 1 класса по УМК «Школа России»

4
0
Материал опубликован 17 November 2016 в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М.Пучковой»
с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края.

 


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам. директора по УВР приказом по школе
_________ С.Ю.Проневич от «___» _________2016г №

«____»__________ 2016 г.
 


Пояснительная записка

к программе по русскому языку
1 класс

УМК «Школа России»

Составитель И. А. Быева

учитель высшей

квалификационной категории



СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
__________ Рузаева О.Д.
«___» ________ 2016 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»,

планируемых результатов начального общего образования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ПРЕДМЕТА:

Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных программ.

Изучение курса направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»:

- развитие речевой (устной и письменной) деятельности учащихся;

- овладение языком как средством познания и общения, а так же:

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ НА УРОКАХ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК « Школа России»

1. Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015.

2. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.

На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе выделяется 165 часов, 5 часов в неделю, 33 учебные недели.

Из них 115 часов (23 учебных недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) – урокам русского языка.

В 1 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, тестов, работы по карточкам, самоконтроля по образцу, самопроверки , взаимопроверки, диктантов, словарной работы, и т.д.

Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).

ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ:

урока

Тема

1

 

Контрольное списывание

2

 

Контрольное тестирование

3

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования. В 1 классе даётся качественная оценка знаний.

СТРУКТУРА КУРСА

 

П/П

Название раздела

Количество часов

 

Обучение грамоте

92 ч

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

77

 

Русский язык

39 ч

3

Наша речь

2

4

Текст, предложение, диалог

2

5

Слово

4

6

Слово и слог. Ударение.

4

7

Звуки и буквы

27

8

Повторение

1

9

Занимательная грамматика

33

 

Всего

165 ч

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Добукварный период (15 часов)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной язык русского народа. Текст . Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Букварный период (77 часов)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,). Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка). Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Твердые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки). Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Послебукварный период (27 ч.)

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в слова. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление)

Наша речь (2 ч.)

Устная и письменная речь.

Текст, предложение, диалог (2 ч.)

Текст. Предложение. Диалог.

Слова, слова, слова (4 ч.)

Роль слов в речи. Слова-названия предметов. Слова-названия признаков предметов. Слова-названия действий предметов. Однозначные и многозначные слова. «Вежливые слова».

Слово и слог. Ударение (4 ч.)

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы (27 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Особенности проверяемых и проверочных слов. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные. Парные и непарные по звонкости-глухости. Заглавная буква в словах.

Занимательная грамматика. (33 ч.)

Тренировка в правильном произношении звуков, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Играть со словами. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Инсценирование стихотворений. Конкурсы на внимание и чистописание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

понимание важности нового социального статуса «ученик»;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

осознание роли речи в общении людей;

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;

установки на здоровый образ жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Фонетика, орфоэпия и графика

Учащиеся научатся:

различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать единство звукового состава слова и его значения;

составлять звуковые модели слов, подбирать слова к определённой модели;

словесному ударению и логическому (смысловому) ударению в предложениях;

производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

использовать на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного и литературного языка.

Слово и его значение

Учащиеся научатся:

воспринимать слова как объект изучения, материал для анализа;

наблюдать над значением слова;

различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов.

Учащиеся получат возможность научиться:

находить родственные слова в группе предложенных слов;

определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря;

различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

Предложение и текст

Учащиеся научатся:

различать устную и письменную речь, основные языковые средства (слова, предложения, текст);

интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

различать текст и предложение;

подбирать заголовок к тексту;

составлять текст из деформированных предложений;

выделять предложения из речи;

употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения;

писать слова в предложении раздельно.

Учащиеся получат возможность научиться:

определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

находить информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

Орфография

Учащиеся научатся:

применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных, о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

Учащиеся получат возможность научиться:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);

выполнять основные гигиенические требования при письме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

адекватно воспринимать оценку учителя;

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);

в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Перечень учебно- методического обеспечения.
1. Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2013.

2. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.

3. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

4. Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации