Рабочая тетрадь по краеведению «Мой родной край» для 6–7 классов
Министерство образования и науки РА
МБУ ДО «Онгудайский Центр детского творчества»
Номинация учебная
Рабочая тетрадь по краеведению
«Мой родной край»
Подготовила:
Казатова Дергелей Максимовна
МБУ ДО «Онгудайский Центр
детского творчества»
649440, Республика Алтай
Онгудайский район
с.Онгудай, ул. Ленина,12
с.Онгудай,2018 г.
Пояснительная записка.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине – это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в её развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с малой. Краеведение воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, населению, хозяйства своей местности; осмыслению сложных закономерностей природы и общества на местном материале.
«Рабочая тетрадь по краеведению» предназначена для организации индивидуальной самостоятельной деятельности шестиклассников.
Работе с тетрадью предшествуют методы чувственного восприятия окружающего мира, потому что одной из важнейших задач этого предмета является расширение сенсорного опыта, на основе которого, как известно, идет психическое развитие, формируется наблюдательность и любознательность.
«Рабочая тетрадь по краеведению» состоит из трех частей :
Географическое положение краеведческих объектов
Человек и природа
Топонимика
В первой части идет речь о географическом положении Онгудайского района. Учащиеся заполняют таблицу «Основные сведения об Онгудайском районе». На этом этапе начинается исследовательская деятельность учащихся. Выполняя эту работу, они могут порасспросить родителей или знакомых о годе основания района, территории и численности населения. Узнают, как шло заселение родного села и с какого времени его семья проживает на территории района, об образовании своего села, какой год следует считать годом образования и так далее.
Хотелось бы обратить внимание и на то, что «Рабочая тетрадь» является рычагом творческого отношения к учебному процессу со стороны учащихся. Именно здесь учащиеся и учитель сталкиваются с повседневными проблемами: от очистки школьного двора до создания общественного мнения по любому вопросу, в решении которых они могут принимать совершенно реальное участие. Глобальные и региональные проблемы в школе могут быть решены только в игровых ситуациях. Здесь они могут сами разрабатывать герб села Онгудай, предложить проект эмблемы школы или класса, составлять визитную карточку своей школы.
Во второй части «Рабочей тетради» затрагиваются экологические проблемы района. Здесь учащиеся подробнее узнают о растительном и животном мире родного края.
Третья часть направлена на изучение происхождения названия родного села.
Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач:
Образовательная:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
Воспитательная:
содействие гармоничному развитию личности учащегося;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде.
Рабочая тетрадь по краеведению
«Мой родной край»
для 6-7 классов
Учени__ _____ класса МБОУ «Онгудайская СОШ им.С.Т. Пекпеева»
Содержание:
Географическое положение краеведческих объектов________________3
Человек и природа ____________________________________________9
Топонимика _________________________________________________18
Географическое положение краеведческих объектов
Задание 1. Дайте определение.
Географическое положение это_______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотри рисунок. Определи по карте и выпиши с какими странами и субъектами граничит Республика Алтай.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ты живешь в Онгудайском районе. А знаешь ли ты, какое географическое положение занимает район, каковы его границы? Посмотри на карте географическое положение Онгудайского района. Определи какие районы граничат с ним.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Заполни таблицу:
«Основные сведения об Онгудайском районе»
Год основания района |
|
Территория района, кв.км |
|
Численность района, тыс. чел. |
Задание 4.
Пользуясь приложением № 1 на стр. 11 выпишите населенные пункты Онгудайского района.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких селах ты уже побывал? Какое из этих сел тебе наиболее знакомо? Коротко расскажи про это село.
Задание 5.
Что тебе известно об образовании села Онгудай? Какой год следует считать годом его образования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.
Герб и символика любой территории должны отображать в себе географическую идентичность - ключевые природные или исторические особенности края. Республика Алтай - это, прежде всего, первозданная и чистая природа, что очень удачно воплощено в её гербе. Вспомни, как выглядит герб Республики Алтай.
Герб может быть не только у государства, но и у части страны, исторической провинции, города, района. Герб может отражать многие черты географии, хозяйства, истории, особенностей населения и т.д.
Предлагаем тебе разработать герб села Онгудай. Поясни разработанный тобою герб.
Место для рисунка
2.Человек и природа
В истории формирования села Онгудай весьма значительную роль играли природные факторы. Каждый из них – геологическое строение, рельеф, климат и воды, живая природа, обеспечивая особенности села, влияли на качество и комфортность его среды.
Задание 1.
Расскажите про достопримечательности Онгудайского района, о природе своего родного села.
Задание 2
Какие климатические условия влияют на образ жизни человека, живущего в Сибири, Республике Алтай?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Перечисли наиболее встречающиеся растения на территории Онгудайского района.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравни растительность, горный рельеф с другими районами Республики Алтай.
Задание 4. Нарисуй памятку по охране экологии Республики Алтай.
Топонимика
Задание 1
Объясни термин.
Топонимика-это __________________________________________________ ____________________________________________________________________
Задание 2.
Объясни происхождение названия твоей местности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №1.