Познавательно-игровая программа «Путешествие по стране Экологии» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 27 March 2022

Технологическая карта открытого занятия

ФИО воспитателя: Валиахметова Гульшат Шамгуновна

Вид внеурочной деятельности: Внеклассное занятия

Класс:1-4 классы

Тема занятия: «Путешествие по стране Экологии»

Тип занятия: Познавательно – игровая программа

Цель занятия: учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся; довести да сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле; воспиты­вать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни на примере видов и принципов закаливания организма человека; проводить коррекционные виды работ: клас­сификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия.

Задачи: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;

* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

* формировать у детей представление о необходимости сохранения

окружающей природы;

* формировать умение видеть красоту родной природы.

Планируемый результат:

Личностный: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Способность бережно и адекватно относится к окружающей среде. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать ученую проблему, определять цель учебной деятельности. Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные:
Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений.

Планируемые результаты: формирование любви к родному краю, ценностное отношение к природе, пробуждение чувства личной ответственности за малую Родину.

Форма: работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический

Приёмы: проблемного обучения( постановка проблемных ситуаций)

В результате всей деятельности формируются в тесной взаимосвязи УУД:

мотивации природоохранного и безопасного поведения в природе; развитие речи, логических приемов мышления, умения сотрудничать;

воспитание чувства осознания единства с окружающим миром, экологической культуры, бережного отношения к природе; способствовать

освоению УУД.

Планируемые результаты:

Личностные: 1)осознать взаимосвязь человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы; 2) формирование

внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; представления о

взаимосвязи природоохранного и безопасного поведения и красоты природы России и родного края.

Метапредметные:

1)овладевать практико-ориентированными знаниями о человеке и окружающей среды; 2) искать и использовать информацию, необходимую

для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире; 3) умение распределять общий объём работы; 4) использовать навыки

сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;

Предметные:

1) работать с текстом: находить нужную информацию об экологии и экологической катастрофе; 2) используют полученные знания для

объяснения природоохранного и безопасного поведения в природе в совместной учебной деятельности.

Основные понятия: экология, экологическая катастрофа, эколог.

Метапредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы: мультимедийная презентация; учебники, ватман, фломастеры.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технология, проектная технология.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группе.

Основные понятия: экология, экологическая катастрофа, эколог.

Метапредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы: мультимедийная презентация; учебники, ватман, фломастеры.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технология, проектная технология.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группе.

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер.


Орг.момент. Ход занятия

1. . Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.

II. Постановка цели классного часа.

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

-2. Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг - природа!

- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда: мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».

Сегодня мы с вами познакомимся со страной, которой на географической карте нет. И все же она существует - она вокруг нас. Эта страна называется «Экология»

3. Основная часть.

Воспитатель. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране «Экология». Давайте узнаем, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относить­ся к окружающему миру.

Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.)
Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны при­цепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?

— Где поезд делает остановки? (На станциях.)

— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться, и о чем говорят нам названия этих станций?
(Природная — о природе. Солнечная — о солнце,
Воздушная— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках,

Бережливая - о бережливости.)

— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сиг­нал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)

— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).

П. Станция «Природная».

Воспитатель. Мы прибыли на станцию «Природная».

— Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружа­ет, но не сделано руками человека.)

Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете в ладоши, если не природа – не хлопаете: ромашка, телевизор, трава, ве­тер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)

Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели;
- К какой природе относятся эти предметы. Назовите картинки неживой природы. 
(Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

- Назовите картинки живой природы.
(Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успен­ского).

Станция «Солнечная».

Воспитатель. Поезд подходит к станции. Читаем ее назва­ние. (Солнечная.)

Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)

А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по раз­меру?
(Солнце во много раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает.)

Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)

А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.



t1648393783aa.png t1648393783ab.png

Слайд солнце

А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше.

Пустой слайд

IV. Станция «Родниковая».

Воспитатель. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Поду­майте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)

Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять чело­век, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.

Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бы­вает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Какой лед? ( Твердый)
-Что проиходит со льдом в тепле? ( Он тает и превращается в воду)
-А вода – это какое состояние? (Жидкое)

-Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
Если чайник закипел, что что мы увидели? (Пар)

-А что такое пар? ( Пар – это очень маленькие капельки воды)
Пары воды – это газообразное ее состояние.
Кто же губит воду? (Человек.) слайд №8 к

Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит че­ловек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Страшно, что один из самых драго­ценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен оконча­тельно.

А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком хо­лодной родниковой воды! Помните: воду надо беречь. По­нравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Весе­лый ветер».

V. Станция «Воздушная».

Воспитатель. Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравне­нию с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что на­ша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходи­мым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защи­щает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончай­ший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

Посмотрите на схему «Воздух».

Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки

Загадки

Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.) /

VI. Станция «Сказочная».

Воспитатель. Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные за­дохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня че­ловек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ве­тер и помирил их:

Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, по­тому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

Кто разрешил их спор? (Ветер.)

Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

Почему же они все главные? (Потому что они все необходи­мы живым существам.)

.Сейчас я проверю прави­ла поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру "В лесу". Я буду говорить о своих действиях, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите "да", если плохо - "нет". 
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
(Дети говорят "Нет".) 
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
(Дети говорят "Нет".) 
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(Дети говорят "Да")
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
(Дети говорят "Да".) 
Если разведу костер, а тушить не буду?
(Дети говорят "Нет".) 
Если сильно насорю и убрать забуду?
(Дети говорят "Нет".) 
Если мусор уберу, банку закопаю?
(Дети говорят "Да".) 
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
(Дети говорят "Да".) 
VIII. Станция «Бережливая».

Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу. По­смотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рас­сказывают, что они видят за окном.)

- Последняя станция «Бе­режливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)

Все ли в порядке на на­шей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожале­нию, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И раз­ных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

Слайд №12

Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каж­дый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм – 
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.

Воспитатель. Получите шаблоны : Земли, чело­века, кроны дуба, бабочки, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».

Что у нас главное? (Земля.)

Кто является хозяином Земли? (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

Вот такая эмблема у нас получилась.






t1648393783ac.gif



t1648393783ad.gif

t1648393783ae.gif





























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.