Познавательно-игровая программа «Путешествие по стране Экологии» (1–4 класс)
Технологическая карта открытого занятия
ФИО воспитателя: Валиахметова Гульшат Шамгуновна
Вид внеурочной деятельности: Внеклассное занятия
Класс:1-4 классы
Тема занятия: «Путешествие по стране Экологии»
Тип занятия: Познавательно – игровая программа
Цель занятия: учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся; довести да сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле; воспитывать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни на примере видов и принципов закаливания организма человека; проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия.
Задачи: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;
* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;
* формировать у детей представление о необходимости сохранения
окружающей природы;
* формировать умение видеть красоту родной природы.
Планируемый результат:
Личностный: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Способность бережно и адекватно относится к окружающей среде. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Регулятивные: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать ученую проблему, определять цель учебной деятельности. Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений.
Планируемые результаты: формирование любви к родному краю, ценностное отношение к природе, пробуждение чувства личной ответственности за малую Родину.
Форма: работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: словесный, наглядный, практический
Приёмы: проблемного обучения( постановка проблемных ситуаций)
В результате всей деятельности формируются в тесной взаимосвязи УУД:
мотивации природоохранного и безопасного поведения в природе; развитие речи, логических приемов мышления, умения сотрудничать;
воспитание чувства осознания единства с окружающим миром, экологической культуры, бережного отношения к природе; способствовать
освоению УУД.
Планируемые результаты:
Личностные: 1)осознать взаимосвязь человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы; 2) формирование
внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; представления о
взаимосвязи природоохранного и безопасного поведения и красоты природы России и родного края.
Метапредметные:
1)овладевать практико-ориентированными знаниями о человеке и окружающей среды; 2) искать и использовать информацию, необходимую
для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире; 3) умение распределять общий объём работы; 4) использовать навыки
сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;
Предметные:
1) работать с текстом: находить нужную информацию об экологии и экологической катастрофе; 2) используют полученные знания для
объяснения природоохранного и безопасного поведения в природе в совместной учебной деятельности.
Основные понятия: экология, экологическая катастрофа, эколог.
Метапредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы: мультимедийная презентация; учебники, ватман, фломастеры.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технология, проектная технология.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группе.
Основные понятия: экология, экологическая катастрофа, эколог.
Метапредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы: мультимедийная презентация; учебники, ватман, фломастеры.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технология, проектная технология.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группе.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер.
1. . Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.
II. Постановка цели классного часа.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
-2. Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда: мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
Сегодня мы с вами познакомимся со страной, которой на географической карте нет. И все же она существует - она вокруг нас. Эта страна называется «Экология»
3. Основная часть.
Воспитатель. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране «Экология». Давайте узнаем, что такое экология.
Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.)
Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
— Где поезд делает остановки? (На станциях.)
— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться, и о чем говорят нам названия этих станций?
(Природная — о природе. Солнечная — о солнце,
Воздушная— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках,
Бережливая - о бережливости.)
— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).
П. Станция «Природная».
Воспитатель. Мы прибыли на станцию «Природная».
— Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете в ладоши, если не природа – не хлопаете: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.
— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)
— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
— Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели;
- К какой природе относятся эти предметы. Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)
- Назовите картинки живой природы.
(Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)
Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского).
Станция «Солнечная».
Воспитатель. Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру?
(Солнце во много раз больше Земли.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает.)
- Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.
Слайд солнце
А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше.
Пустой слайд
IV. Станция «Родниковая».
Воспитатель. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)
- Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.
Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
- Какой лед? ( Твердый)
-Что проиходит со льдом в тепле? ( Он тает и превращается в воду)
-А вода – это какое состояние? (Жидкое)
-Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
Если чайник закипел, что что мы увидели? (Пар)
-А что такое пар? ( Пар – это очень маленькие капельки воды)
Пары воды – это газообразное ее состояние.
- Кто же губит воду? (Человек.) слайд №8 к
Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Веселый ветер».
V. Станция «Воздушная».
Воспитатель. Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
- Посмотрите на схему «Воздух».
— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}
Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки
Загадки
Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)
Без рук, без ног по полю рыщет
Поет да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.) /
VI. Станция «Сказочная».
Воспитатель. Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
.Сейчас я проверю правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру "В лесу". Я буду говорить о своих действиях, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите "да", если плохо - "нет".
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
(Дети говорят "Нет".)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
(Дети говорят "Нет".)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(Дети говорят "Да")
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
(Дети говорят "Да".)
Если разведу костер, а тушить не буду?
(Дети говорят "Нет".)
Если сильно насорю и убрать забуду?
(Дети говорят "Нет".)
Если мусор уберу, банку закопаю?
(Дети говорят "Да".)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
(Дети говорят "Да".)
VIII. Станция «Бережливая».
Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)
- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)
- Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?
Слайд №12
Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.
Воспитатель. Получите шаблоны : Земли, человека, кроны дуба, бабочки, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».
Что у нас главное? (Земля.)
Кто является хозяином Земли? (Человек.)
Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
Вот такая эмблема у нас получилась.