Познавательно - исследовательский проект "Осень золотая".
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Осень золотая!»
Автор проекта: воспитатель Пономаренко Алёна Сергеевна
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
расширять и активизировать словарный запас детей;
формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Советы по формированию экологического воспитания у детей
2. Изготовление поделок из природного материала
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»
Продукты проекта для детей:
1. Выставка детских работ
2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
3. Конкурс чтецов
Продукты проекта для родителей:
1. Выставка поделок «Краски осени»
2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. Развить творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме
2 этап Основной:
Виды деятельности | Название видов деятельности |
Игровая деятельность | |
Сюжетно-ролевые игры | «Оденем куклу на прогулку» «Сварим суп из овощей» |
Дидактические игры | «Какое время года» «Найди такой же листик» «Чудесный мешочек» «Что растет на грядке» «Собери картинку (разрезные овощи)» |
Коммуникативная деятельность | |
Беседы | «Осень в гости к нам пришла» «Какая сегодня погода» «Дары осени» «Как изменилась одежда людей» |
Рассматривание картин | «Прогулка в лесу» «Уборка урожая» |
Составление рассказа по картинке | «Осень в лесу» |
Загадки об овощах | |
Двигательная деятельность | |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» «У медведя во бору» «Листопад» «Урожай» |
Пальчиковые игры | «Вышли пальчики гулять» «Мы капусту рубим» «Грибы», «Шарики – ёжики» |
Физминутки | «Мы листики осенние» «Ветер дует нам в лицо» «Ходит осень по дорожке» |
Изобразительная деятельность | |
Рисование | «Разноцветные листья» |
Лепка | «Фрукты» «Грибочки» |
Аппликация | «Осеннее дерево» |
Восприятие художественной литературы | |
Чтение художественной литературы | А. Блок «Зайчик» З. Александрова «Дождик» А.К. Бальмонт «Осень» А. Плещеев «Осень наступила» М. Ходякова «Осень» Ю. Тувим «Овощи» Русская народная сказка «Вершки и корешки» |
Загадки | |
Экскурсии и целевые прогулки | |
Прогулки по территории детского сада | Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада |
3 этап Заключительный:
1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.
2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развлечение: «Осень, осень, в гости просим!»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать активность детей в пении, танцевальных движениях, в игре.
Формировать элементарные представления об осени.
Учить детей отличать осень от других времен года.
Закрепить полученные на музыкальных занятиях умения и навыки.
Развивающие:
Развивать любознательность, двигательную активность и музыкальные способности;
Развивать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии;
Закреплять умение выполнять движения (хлопать, притопывать ногой, двигаться под музыку с предметами.);
формировать умение передавать через свои движения характеры игровых образов;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к музыке, коммуникативные качества. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: листочки осенние, 2 корзины (жёлтая и красная); зонтик для взрослого, ноутбук, колонки, аудиозаписи, муляжи овощей и фруктов, две большие кастрюли.
Зал празднично украшен. Звучит спокойная мелодия. Дети входят в зал, встают хаотично.
Ход праздника
Ведущий: Как нарядно в нашем зале, как уютно и красиво.
Это осень золотая в нашем садике гостила.
Стали жёлтыми сады, всюду осени следы.
Танец «Листики кленовые…»
Ведущий: Посмотрите, как красиво
Стало в садике у нас.
Листья желтые сверкают,
Словно солнышки для вас
Ну, а здесь листочек красный
И зеленый расписной.
Догадались? Это – Осень,
Открывает праздник свой!
- Давайте вместе позовем Осень.
Скажем «Осень, мы тебя ждем!»
Дети зовут Осень.
Под музыку входит Осень с осенними листочками, кружится, кланяется.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Я – осень золотая, на праздник к вам пришла.
Волшебные листочки всем деткам принесла!
Я вижу, вы – мои друзья! Прошу, порадуйте меня.
Ведущий:
Стихи об осени.
Осень: Ребята у меня для вас подарок – зонтик. Зонт яркий и красивый, под ним можно спрятаться от дождя. Поиграйте со мной в игру «Солнышко и дождик»:
Игра «Солнышко и дождик»
Ведущий: Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,
Все захлопали в ладошки, очень рады солнышку!
Дети «гуляют», пляшут, хлопают в ладоши, кружатся.
Ведущий: Дождик, лей, лей, лей! Убегайте поскорей!
Дети убегают под большой зонт Осени. Играют два раза.
Ведущий: Осень, ребята приготовили для тебя песню, давайте послушаем. Песня «Золотая осень».
Дети исполняют песню..
Осень: Ребята я приготовила для вас еще одну игру, а называется она «Волшебный платок»
Под быструю музыку дети пляшут, под медленную садятся на корточки, закрывают глаза ладонями.
Осень: « Раз, два, три ,Кто же спрятался внутри? Играют 2-3 раза
Ведущая: А я приготовила для вас конкурс
Проводится конкурс « Свари компот и борщ».
Осень: Славно мы повеселились
Поиграли, порезвились.
А теперь пришла пора
Расставаться нам, друзья.
Ведущий: Спасибо, Осень, за твое старанье.
Давайте скажем Осени дружно: «До свиданья!».
Дети прощаются с Осенью.