12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виноградова Юлия Владимировна1929
Воспитатель МБДОУ д/с № 36 г. Кинешма, Ивановской области
Россия, Ивановская обл., Кинешма

 

Конспект

Познавательно-исследовательской деятельности

С элементами экспериментирования в старшей группе

на тему:

«Клуб исследователей природы»

                                                                          Выполнил:

воспитатель 1 квалификационной категории

                                                         Виноградова Юлия Владимировна


 


 

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Клуб исследователей природы»

Цель: развитие экологического воспитания посредством познавательно-исследовательской деятельности, с элементами экспериментирования.

Задачи:

1.систематизировать представления об экологических проблемах планеты Земля, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

2.расширять знания о способах сохранения природы;

3.Развивать у детей познавательный интерес, умение обсуждать проблему;

4.продолжать развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи;

5.формировать у детей положительно – эмоциональное отношение к природным явлениям и объектам, созданным и управляемым человеком.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Длительность игры – занятия: 30 минут

Структура игры-занятия: 1 часть (мотивационно-побудительная), 2 часть (основная), 3 часть (заключительная)

Методы и приемы обучения: вопросы, художественное слово, индивидуальная помощь, напоминание, уточнение, вопросы к детям, опыты.

Материалы и оборудование: ноутбук: (Презентация - Картинки с изображением различных видов транспорта; картинки с видом леса, дымящих труб, загрязненной мутной реки, горами мусора, свалок); воздушный шар, с корзиной и фотографиями детей; «закопчённые» предметы, пепел, угольки, макет «Повышение уровня воды», ватные диски, салфетки, указка, медали – эмблемы.

 

 

Ход игры-занятия

Структура

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

 

1 часть (вводная)

Мотивационно – побудительная

 

Дети находятся в групповой комнате.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем юными исследователями природы. А прежде чем мы с Вами отправимся в путешествие послушайте загадку:

На нём уместилась 
Вся наша Земля: 
Моря, океаны, 
Леса и поля. 
И северный полюс 
Там тоже найдёшь, 
А если захочешь — 
В руках унесёшь.

Воспитатель: что это?

 

Воспитатель: А что такое глобус?

 

Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

 

Воспитатель: А вы хотите увидеть горы, океаны, побывать в разных странах?

Воспитатель: Тогда приглашаю вас, друзья, отправится в путешествие по нашей планете Земля, чтобы увидеть её красоты, и если где будет надо проявить заботу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: это глобус.

 

Дети: Глобус, это модель нашей планеты Земля, в уменьшенном виде.

 

Дети: Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

 

Дети: Да, хотим.

 

2 часть (основная)

Информационно- познавательная

 

Воспитатель: На чём же мы поедем?

 

Воспитатель: Выслушайте, по каким качествам мы выберем транспорт: он должен быть беззвучным, бесшумным, чтобы не пугать животных, птиц, не загрязнять воздух выхлопными газами, отработанными горючими веществами, не губить растения, не ухудшать здоровье людей, не вредить всему живому, хотелось бы, чтобы он был ярким, красным, необычным.

Предлагаю вам игру «Выбери транспорт».

Дидактическая игра «Виды транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Молодец, Дима, ты выбрал самый экологически чистый транспорт – воздушный шар. На нем мы и полетим.

Наше путешествие необычное, виртуальное, мы разместим в корзину воздушного шара ваше изображение.

Воспитатель: Наш воздушный шар поднялся над детским садом, и мы полетели, давайте заглянем в наш волшебный экран, что же мы видим?

Идёт демонстрация слайдов с комментариями воспитателя и детей:

Воспитатель: Мы летим над зеленым массивом – Что это?

Воспитатель: А какой воздух в лесу?

 

Воспитатель: Правильно. Лес - это наши легкие. В лесу дышится легко и приятно. Давайте подышим чистым, лесным воздухом.

 

Дети: На транспорте и др.

 

 

 

 

 

 

(дети рассматривают картинки с предлагаемыми видами транспорта, охарактеризовывают их по подходящим качествам делается выбор)

Первый ребенок: Это автомобиль. Он нам не подходит, потому, что у машин гудят моторы, а бензин – загрязняет воздух.

Второй ребенок: мы видим самолет. Он тоже загрязняет воздух, двигатели шумят, гудят, за самолетом остаётся белая дорожка дыма.

Третий ребенок: Поезд тоже громко стучит по рельсам, топливо сгорает и вредит воздуху, загрязняет его опасными веществами.

Четвертый ребенок: это корабль, его турбины издают грохот, шум, от него продукты горения попадают в воду и в воздух, отравляя все.

Пятый ребенок: А вот воздушный шар подойдет для путешествия, потому что он бесшумный, наполнен воздухом, не загрязняет окружающее пространство, он необычный. На нем отправимся в путешествие.

 

 

Деятельность детей

Звучит музыка

 

 

 

 

 

Дети: это лес.

 

Дети: чистый, полезный.

 

 

Дыхательная гимнастика «Чистый воздух».

Глубоко вздохните и медленно – медленно выдохните (2 раза) - Как приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать аромат березы, дуба.

Вздохните одной ноздрей, другую зажав пальцем. Аналогично другой вдох – Лесной воздух не только чистый, но и целебный.

Вдохните, медленно выдохните, произнося звук «н – н – н» (2 раза).

Настроение бодрое, прекрасное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 часть (заключительная)

 

Воспитатель: Мы летим дальше, и наш шар оказывается над городом. Ребята, а что вы видите?

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: На Земле много таких мест? Как вы думаете почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит сигнал SOS

Воспитатель: Ой, что же это? (воспитатель прикладывает ухо к глобусу). Ребята, сколько же бед обрушилось на нашу Планету. Сейчас мы должны разобраться в проблемах природы. И Вы мне должны помочь.

На пути нашего путешествия, мы заглянем в лабораторию. Ребята, что такое лаборатория, кто мне подскажет?

 

 

 

Воспитатель: Приземляемся. Проходите, ребята, в лабораторию. Вот и мы сейчас с вами будем лаборантами и будем проводить опыты по экологии.

Вдруг в лабораторию залетает «Учёная Сова»

Сова: Здравствуйте, ребята! Я ученая Сова, рада вас видеть в клубе исследователей природы, в нашей лаборатории, где мы изучаем экологию. Слово «Экология» обозначает: «Экос» - дом; «Логия» - учение. Это учение о нашем общем доме – планете Земля. Хотите стать защитниками нашего общего дома – экологами?

 

Сова: Тогда запомните наш девиз «Будь честным, всегда за порядком следи, Планете своей ничем не вреди».

 

Сова: «У нас в лесу беда! Туристы не затушили в лесу костер, начался пожар. Многие животные пострадали в огне, у них обожжены шубки, лапки, горят кустарники, деревья, жилища зверей и корм уничтожает огонь. Что теперь будет? Срочный вызов, срочный вылет. Полечу встречать других защитников природы, а вы обсудите в нашем исследовательском клубе, какой вред бывает от огня, от костров».

Сова улетает.

Воспитатель: Посмотрите, какие последствия от пожаров, костров, а также давайте убедимся, что все сгорающие вещества, загрязняют воздух, губят окружающую среду. (Показ пепла, угольков, закопченных предметов поочередно).Что происходит?

 

 

 

 

 

Воспитатель с выводом: При горении костров, от пожаров уничтожается абсолютно все, в воздухе распространяются опасные вещества, загрязнено все окружающее пространство Земли, изменяется даже климат.

Воспитатель: Давайте мы с вами пройдем в лабораторию для проведений опытов.

1.Опыт: «Зажги свечу»

Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. (Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.)

Возьмите ватные диски и проведите по блюдцам. Что увидели?

Воспитатель с выводом: Правильно, предмет потемнел, появилась копоть, чувствуется неприятный запах. А эти частицы потом остаются и в воздухе, а могут попасть в наш организм.

Воспитатель: Есть еще одна опасность: от сгорания топлива, горючих веществ, воздух не только загрязняется, но и происходит изменение, климата происходит потепление: ледники в горах, льды в ледовитом океане от потепления начинают таять и могут затопить города и даже целые страны.

Воспитатель: Пройдемте, ребята к макету

2.Опыт: «Повышение уровня воды».

( проводится опыт)

 

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чтобы не происходило перечисленных бед и катастроф как должен себя вести человек?

 

 

 

 

 

Воспитатель: Давайте мы изготовим плакаты с призывом всех людей беречь и не засорять природу.

А нам еще прочтет стихотворение Лера о правилах поведения в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: А сейчас мы с вами вернемся в детский сад.

 

 

 

 

 

Воспитатель: молодец! Мы продела ли сегодня большую работу, я вам вручаю медали – эмблемы вы верные, надежные, защитники всей нашей планеты Земля -  общего дома!

А сейчас я предлагаю вам выйти на площадку нашего детского сада и посмотреть, не нужна ли там наша экологическая помощь.

Выход на прогулку.

 

 

Дети: Мы видим дымящие трубы, из которых валит едкий, черный дым, от транспорта, гарь, копоть, в небе нет птиц, нам трудно дышать, в горле першит, начинается кашель. Мы видим загрязненную реку, отходы с предприятий сливаются в реку, нос закладывает из–за неприятных запахов отходов загрязненной речке, большие кучи мусора – страшное зрелище!

 

Дети: Люди построили много заводов, фабрик. Дым, который выходит из труб, загрязняет воздух. Отходы с заводов, фабрик сливаются в реки, все это отравляет воду рек. От этого гибнут животные, растения, болеют люди, происходят экологические катастрофы, изменяется климат. Наша планета в опасности!

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Это место, где проводят эксперименты. А еще соблюдают технику безопасности (не толкаются, руками ничего не трогают)

 

Дети надевают фартуки, воспитатель – халат и шапочку

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Да хотим!

 

 

Дети произносят девиз хором и индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:Происходит омертвление живого, трава не растет, корешки сгорели, деревьям надо много лет, чтобы вырасти, обгоревшее дерево уже мертвое, от золы, если большой слой ничего не растет, все гибнет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Увидели, что сажа, копоть осела на предмет, отравляя все и загрязняя воздух. Это очень трудно, опасно для людей, животных, всего живого.

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают макет

 

 

Дети делают вывод: От потепления воздух нагревается, тают льды, и вода может затопить города и страны.

 

 

Дети: Человек должен соблюдать правила:

1.Нельзя разжигать, оставлять костры.

2.Нельзя мусором засорять землю, воду.

3.Ломать деревья, разрушать птичьи гнезда, муравейники.

 

 

Лера: Я на кусте у родника не тронула сети паука.

Я поглядела на муравьев, у них домище будь здоров!

Я долго по лесу шагала, но там костра не разжигала

И никого не напугала

Нигде воды не замутила!

Я на природе просто погостила и никому не навредила!

 

 

 

Ребенок: Юлия Владимировна, давайте отпустим своих героев лететь дальше. Пусть они покажут другим детям как не вредить планете Земля.

Фотоотчет


 

 

 

 


 

 


 

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.