Практическая работа №6 «Получение углекислого газа, изучение его свойств и свойств карбонатов» (9 класс)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия №50
по теме:
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА (IV) И ИЗУЧЕНИЕ
ЕГО СВОЙСТВ. РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ»
Дисциплина: ХИМИЯ
I курс
Учитель цикла естественно-математических дисциплин и физической культуры
Н.В. Жаргалова
2020-2021 учебный год
Дата: 15.03.2021 г
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДАУГЛЕРОДА (IV) И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ.
РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ
Цель урока: создать условия для изучения материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи: (формирование познавательных и логических УУД)
- обеспечить усвоение обучающимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;
-уметь получать углекислый газ, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода (IV), распознавать соли угольной кислоты в растворе.
(формирование регулятивных УУД)
- формировать навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания
- продолжить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- устанавливать причинно-следственные связи;
(формирование коммуникативных и личностных УУД)
-умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- умения работать в команде.
Тип урока: урок-практикум.
Формы работы: групповая работа
Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, электронная презентация, путевой лист, лоток, штатив с пробирками, спички, лучина, фарфоровый тигель, пипетки.
Реактивы: карбонат кальция (мел), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата калия, хлорида цинка, карбоната натрия, гашеной извести.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
План урока:
1. Организация начала урока; доклад, проверка готовности к уроку
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку | Доклад |
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся | СЛАЙД 1. На экране - изображение ученого и его фраза. Ребята, какое отношение имеет данная фраза и данный ученый к нашему уроку? С мест не выкрикиваем, поднимаем руку. На экране-фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». (10.34-11.24). Какое химическое вещество фигурирует в данном отрывке? Какие свойства просматриваются в отрывке? Верно, молодцы! Углекислый газ активно взаимодействует с оксидами металлов. Как называются соли, образованные данной реакцией? (на доске-уравнение реакции углекислого газа и оксида кальция) У меня достоинств много есть “Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода У меня достоинств много есть “Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода У меня достоинств много есть “Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока? Верно. Тема будет направлена на получение и распознавание соединений углерода. СЛАЙД 2. НА слайде - ТЕМА И ЧИСЛО. А на что будет направлена цель урока? Сформулируйте. А посредством чего будет достигаться данная цель? | Обучающиеся отвечают. Менделеев Д.И., высказывают свое мнение о смысле данной фразы. Просматривают видео, Отвечают на вопросы, прописывают формулу вещества на доске Обучающиеся Формулируют тему Свойства Углекислого газа и карбонатов Формулируют цель Посредством задач, проговаривают задачи |
3. Актуализация знаний | Правильно. Вы получили путевые листы с практической работой. Пожалуйста, внимательно просмотрите и, задайте интересующие вопросы. Работа проводится Вами в парах. Во время уроков, а, тем более, при работе с химическими веществами, о чем необходимо помнить? СЛАЙД 3 Из уроков биологии 5-6 класса Вам известно, что кислород образуется в процессе фотосинтеза, а углекислый газ? (Дыхания) А как доказать, что это действительно происходит? А доказать это можно посредством качественной, обличающей то или иное вещество реакцией на гашеную известь. Приглашаю обучающегося для демонстрации опыта | Обучающиеся знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы О правилах техники безопасности (проговаривают) Обучающиеся чертят таблицу в тетрадь, подписывают «шапку» Записывают данные в таблицу |
Первичное усвоение новых знаний. | Учитель контролирует работу, отвечает на вопросы | Выполняют работу, ответственные контролируют выполнение и время. |
Первичная проверка понимания | Приглашаю к доске обучающихся для написания уравнений реакции, отвечаю на вопросы. | Обучающиеся записывают уравнения на доске, делают выводы. |
Закрепление знаний | Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)? Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались во время его получения. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ? | Отвечают, обобщают знания |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | У вас в конвертах есть у каждой группы вопросы, постарайтесь на них сейчас ответить: Какие чувства возникали во время работы? Чему научились? Что узнали нового? Какие трудности встречались? Благодаря чему мы достигли результата? Как вы можете связать полученные знания с жизнью? Ребята, спасибо за урок! СЛАЙД 4. Выставляю отметки за урок, проговариваю их. | Любопытство, интерес, удовлетворение от своей работы). Благодаря сплоченности и т.д.) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Подготовить сообщения: Почему люди не могут дышать углекислым газом? Что такое «тонущее пламя» и в чем суть этого явления? | Задают интересующие вопросы. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДА
УГЛЕРОДА (IV) И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ.
РАСПОЗНАВАНИЕ КАРБОНАТОВ
Цель: научиться получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомиться с методами распознавания карбонатов.
Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, электронная презентация, путевой лист, лоток, штатив с пробирками, спички, лучина, фарфоровый тигель, пипетки.
Реактивы: карбонат кальция (мел), растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата калия, хлорида цинка, карбоната натрия, гашеной извести.
ХОД РАБОТЫ:
СТРОГО СЛЕДУЙТЕ ИНСТРУКЦИИ! СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!
Начертите в тетради для практических работ таблицу, сформулируйте вывод по каждому опыту и ОБЩИЙ ВЫВОД ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, ИСХОДЯ ИЗ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.
Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакции | Выводы | |
1.Получение оксида углерода (IV) и определение его свойств | ||||
1.Поместите в пробирку несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты |
| CaCO3+HCl= | | |
2. Подожгите лучину спичками, поместите, не касаясь раствора, в пробирку. | | ____ | | |
2.Распознавание карбонатов | ||||
В трёх пронумерованных пробирках даны растворы: сульфат калия, хлорид цинка, карбонат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. К2SO4, ZnCl2, Na2CO3, | ||||
В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты К2SO4 + HCl = ZnCl2 + HCl = Na2CO3 + HCl = | |
| | |
Два оставшихся вещества растворяем водой и добавляем раствор хлорида бария 1)K2SO4 + BaCl2 =
2)ZnCl2 + BaCl2 = | | | | |
В оставшийся раствор добавляем раствор NaOH | | | |
Какие чувства возникали во время работы?
Чему научились? Что узнали нового?
Какие трудности встречались?
Благодаря чему мы достигли результата?
Как вы можете связать полученные знания с жизнью?