12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трунтаева Светлана Юрьевна1360
Россия, Липецкая обл.
Материал размещён в группе «Учителя физики»
12

Научно-исследовательская работа «Изучение тепловых свойств термоса»

Исследовательский проект по физике

Тема: «Изучение тепловых свойств термоса»

Содержание

Введение ……………………………………………. 3

История создания ………………………………….. 4

Устройство и виды термосов …………………….. 5

Практическая часть:

Изучение и сравнение характеристик

заводских термосов………………………………... 7

Заключение…………………………………………. 11

Список литературы ……………………………….. 12

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Термос — одно из величайших изобретений человечества. Это изобретение смело можно сопоставить с такими изобретениями, как колесо, радио, телефон, телевизор, самолёт, автомобиль, и другими. В современном обществе принято вести здоровый образ жизни, и в этом термос — хороший помощник.

На сегодняшний день существует масса фирм производителей термосов и в продаже можно найти целый ряд изделий, различающихся по способности сохранять тепло, емкости, дизайну, цене. И поэтому цена современного термоса колеблется.

Это и определило проблему нашего исследования:

Какой термос стоит покупать? Как не ошибиться в выборе? На что стоит обращать внимание при покупке?

Таким образом, цель нашей работы: исследовать имеющиеся термосы на способность сохранять тепло и их свойства, обеспечивающие удобство и практичность для использования в повседневной жизни.

задачи:

Изучить историю создания термоса,

рассмотреть устройство термоса,

исследовать разнообразие термосов на современном потребительском рынке,

из имеющихся термосов выбрать тот, который лучше других сохраняет тепло,

выяснить зависит ли скорость остывания жидкости от объема термоса,

выяснить какая колба лучше сохраняет тепло – стеклянная или металлическая,

представить рекомендации для покупателей термосов.

Гипотеза: физические свойства термоса зависят от материала из которого он изготовлен.

Методы исследования:

поиск информации

систематизация сведений

сравнение

История создания

Вопросом сохранения постоянной температуры содержимого озаботились ученые в конце XIX века - это нужно было для хранения сжатых газов. Сжать газ не было проблемой, но сохранить его в таком виде хоть какое-то время было проблематично.

Известный шотландский химик XIX века Джеймс Дьюар совершил целый ряд открытий в области физики и химии, но, пожалуй, в народе он запомнился, благодаря своему бытовому изобретению.1

В 1892 году он разработал изолирующую колбу, которая известна в науке под названием сосуд Дьюара. Конечно, колба была изобретена для хранения химикатов, но именно она стала моделью современного термоса.

Это устройство было названо «сосуд Дьюара», и оно до сих пор используется в химических лабораториях всего мира.

В 1903 году Рейнгольд Бургер усовершенствовал сосуд Дьюара, изобретённый в 1892 году шотландским физиком и химиком Джеймсом Дьюаром. Для удобного использования этого сосуда в быту он добавил к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик. Также, им была разработана система поддержки

внутренней стенки колбы, так как она держалась только в одном месте у горловины сосуда и из-за этого легко ломалась при активном использовании. В 1904 году впервые

Сосуд Дьюара

в хозяйственных целях была выпущена первая патия термосов. Устройство настолько было совершенно и просто в применении, что не изменилось практически и по сей день.

Термос стали широко использовать в научных экспедициях многие исследователи. Он стал бортовой принадлежностью самолётов. С термосом было удобно летать даже на воздушном шаре. Простые люди также стали широко использовать термос в своей жизни.

В наше время термос – доступный, удобный и полезный предмет, который имеется в каждом доме.

 Устройство и виды термосов

Термос – от греческого thermos тёплый, горячий. Термос – это сосуд с двойными стенками, между которыми даже нет воздуха. Лучший тепловой изолятор – это пустота, поэтому из колбы с двойными стенками откачивают воздух, создавая так называемый вакуум. Молекулы горячего чая быстро движутся, но толкать им некого. Они толкают только друг друга, и всё тепло остаётся в чае. Сохранить это тепло на долгое время помогают и стенки сосуда, в который наливают чай. Они сделаны с зеркальным покрытием, способным отражать тепловые лучи и возвращать их вместе теплом обратно в чай. За счёт этого и достигаются минимальные потери тепла. Так как теплообмен между стенками термоса и окружающим воздухом минимален, то в нём хорошо сохраняются не только горячие, но и холодные жидкости.

По назначению различают бытовые термоса и термоса для общественного питания различной емкости. Их используют для хранения и перевозки продуктов. Существуют вагоны-термоса, термосы для бутылочек с детским питанием, термолотки, термосы для экстремального туризма со специальным клапаном, позволяющим пить буквально на ходу, большой термос с несколькими секциями, в котором можно сохранять горячим и первое и второе блюдо.

Принцип устройства термоса для сохранения тепла используют и в теплицах для роста растений. В теплицах делают стенки из двух щитов прозрачного пластика. Каждый вечер между ними закачивают водную пену, которая обеспечивает хорошую теплоизоляцию в ночное время. Утром под воздействием солнечного тепла оседает и превращается в жидкость, стекающую в коллектор, так открывается доступ света. А вечером весь процесс повторяется заново.

Устройство термоса, предназначенного для хранения жидкостей, показано на рис. Он состоит из стеклянного сосуда 4 с двойными стенками. Внутренняя поверхность этих стенок покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между стенками выкачан воздух. Чтобы защитить стеклянный корпус термоса от повреждений, его помещают в картонный или металлический футляр 3. сосуд закупоривают пробкой 2, а сверху футляра навинчивают колпачок 1.

Термос устроен таким образом, что теплообмен его содержимого с окружающей средой сведен до минимума. Отсутствие воздуха между его стенками препятствует теплопроводности, а блестящий слой на внутренней поверхности термоса препятствует передаче энергии излучением. За счет этого и достигаются минимальные потери тепла.


 


Современный термос в разрезе

Изучение и сравнение характеристик заводских термосов.

Для ответа на вопрос: какая колба лучше сохраняет тепло – стеклянная или металлическая? зависит ли скорость остывания жидкости от объема термоса?

мы воспользуемся: термосами с металлической колбой объёмом 1л и 2л и термосами со стеклянной колбой таким же объёмом, кроме того нам понадобятся термометр с пределом измерения до 150°С, часы, вода при температуре 100°С.

Наш эксперимент будем проводить при комнатной температуре 20°С. На протяжении 6 часов с интервалом в 1 час будем производить измерения температуры воды в термосах.

В результате нашего эксперимента мы получили:

Вид

0

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

5 ч

6 ч

Метал. 1л

100°С

96°С

93°С

91°С

89°С

87°С

85°С

Метал. 2л

100°С

98°С

95°С

93°С

90°С

88°С

87°С

Стекл. 1л

100°С

97°С

95°С

93°С

91°С

90°С

89°С

Стекл. 2л

100°С

98°С

96°С

94°С

92°С

91°С

90°С

Представим результаты наших экспериментов в виде графиков зависимостей температуры воды в термосах от времени.

График изменения температуры воды в металлических термосах разного объема с течением времени

Вывод: металлический термос большего объема дольше сохраняет тепло.

График изменения температуры воды в стеклянных термосах разного объема с течением времени

Вывод: стеклянный термос большего объема дольше сохраняет тепло.

График изменения температуры воды с течением времени в термосах изготовленных из разного материала объёмом 1л

Вывод: температура воды в стеклянном термосе выше, чем в металлическом.

График изменения температуры воды с течением времени в термосах изготовленных из разного материала объёмом 2л

Вывод: температура воды в стеклянном термосе выше, чем в металлическом.


 

Анализ результатов эксперимента:

Все исследованные термоса показали очень высокий результат: в течение 6 часов все термоса сохраняют температуру воды более 85°С.

Можем сделать вывод: термоса со стеклянной колбой лучше сохраняют тепло и, кроме того, чем больше объем термоса, тем лучше он сохраняет тепло.

Наша гипотеза о том, что физические свойства термоса зависят от материала, из которого он изготовлен - подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе нашего исследования мы достигли целей нашей работы: исследовали имеющиеся термосы на способность сохранять тепло и их свойства, обеспечивающие удобство и практичность для использования в повседневной жизни.

Все исследованные термоса показали очень высокий результат: в течение 6 часов все термоса сохраняют температуру воды более 85°С.

Наше исследование показало, что термоса со стеклянной колбой лучше сохраняют тепло и, кроме того, чем больше объем термоса, тем дольше сохраняется температура воды в нем.

Наша гипотеза о том, что физические свойства термоса зависят от материала, из которого он изготовлен - подтвердилась.

В заключении хочется дать следующие рекомендации при выборе термоса в магазине:

    • Термосы со стальной колбой хуже удерживают тепло, чем термосы со стеклянной колбой.

      Чем больше объем термоса, тем лучше он сохраняет температуру.

    • Наиболее практичными является металлические термосы.

      При покупке термоса необходимо: узнать название производителя, его адрес и найти отметку о времени активной работы термоса на корпусе или в паспорте; лучше отдать предпочтение металлической колбе, колба в термосе должна быть тщательно закреплена и не должна иметь резкого запаха; корпус термоса не должен нагреваться.

Список литературы

      1. История создания термоса. [Электронный ресурс] URL: http://braun- mall.ru/entry/Istoriya-sozdaniya-termosa.html

        Н. Никоновой - Сто тысяч Как? И Почему? ООО «Издательство АСТ» 2002г.

        2.Всемирная детская энциклопедия «Я познаю мир», агентство «Роспечать»,2003 год.

        http:// ru.wikipedia

        http://nezna.li

        www.edu.yar.ru

        www.termostorg.ru

1История создания термоса. [Электронный ресурс] URL: http://braun-mall.ru/entry/Istoriya-sozdaniya-termosa.html (Дата обращения 28.03.2015)

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Синяк Татьяна Ивановна, 05.06.17 в 18:06 0Ответить Пожаловаться
Согласна с Маргаритой Владимировной, что работа интересная.А ведь сейчас чаще используют термосы с металлической колбой, так как они более практичны.
Трунтаева Светлана Юрьевна, 05.06.17 в 19:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзывы. Есть еще много интересных идей, но к сожалению на все не хватает времени.

Отредактировано 05-06-2017 19:55

Трунтаева Светлана Юрьевна
Комментарий был удалён пользователем 05 июн 2017 в 19:54
власова Наталья Николаевна, 06.06.17 в 19:44 0Ответить Пожаловаться
Работа интересная, но у меня возникло сразу много практических вопросов. А каким образом измерялась температура? Открывался ли термос для измерения температуры? Если да, то как учитывалось время передачи энергии окружающей среде? Как оценивалась погрешность измерений? Отличие в 1-2 градуса волне может быть из-за погрешности. Возможно, что время нужно брать больше - до 12 часов или суток.

Отредактировано 09-06-2017 18:12

Трунтаева Светлана Юрьевна, 06.06.17 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Данную работу мы выполняли с учащимся 8 класса в начале учебного года, поэтому погрешность измерений мы не учитывали. Температуру измеряли , открывая термос. Расчеты производились примерно за одно и то же время. Эксперимент проводили несколько раз.
Старшов Михаил Александрович, 08.06.17 в 10:22 -1Ответить Пожаловаться
Похвал написано достаточно, пойду другим путём
1. Не нашёл имени мальчика, участника исследования.
2. не могу пользоваться графиками для проверки выводов, не понимаю масштаба по осям.
3. Вот набрал текст короткого комментария, перечитал и поймал несколько опечаток. С вами такого не бывает? А если прочтёте сами свою работу, сколько в ней ошибок и других дефектов добавил сайт "Моё образование"? У вас же ошибок не бывает Когда же учителя перестанут суетиться и наспех отправлять работы на конкурс или для повышения "какчества" других учителей! Не только "калекчество" цель деятельности педагога. И соавтора могли бы поучить, как оформляется научная статья.
Да, ещё было бы неплохо сказать слово о виртуозной работе стеклодува - такую нежную вещь сделать одну сложно, а миллиарды одинаковых колб, которые можно заменять, ведь бьются же, это каково?

Отредактировано 08-06-2017 10:26

Трунтаева Светлана Юрьевна, 08.06.17 в 16:45 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Михаил Александрович. Имя ребенка, выполнявшего эту работу, вы не нашли в тексте, потому что я намеренно его удалила(не считаю нужным его афишировать), так как в данный момент эта работа не является конкурсной. Что касается графиков, их построение осуществлялось в той программе ,которая установлена на компьютере (мне все понятно). Что касается "виртуозной работы стеклодува", спасибо за идею, обязательно о ней почитаю.
Старшов Михаил Александрович, 08.06.17 в 20:53 0Ответить Пожаловаться
Светлана Юрьевна, спасибо, всё понял. Кроме графиков. Их мало кто умеет строить, потому мне кажется полезным начать с ручного оформления, компьютер придёт потом.Подозревал процесс по экспоненте, а у вас практически линейно, что ли. Человек нарисовал бы не по точкам, а комп не понимает. хотя можно и ему втолковать, но учить лучше детей, а не железяку.
Трунтаева Светлана Юрьевна, 08.06.17 в 21:48 1Ответить Пожаловаться
К сожалению, ручное оформление сегодня не допустимо при написании работ такого рода.И вообще, мне кажется, что главное у детей есть желание исследовать, узнавать что - то новое и вообще дополнительно изучать такой непростой предмет.

Отредактировано 08-06-2017 21:53

показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.