12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Точилкина293
Россия, Башкирская респ., Белорецк

Консультация на тему «Сказкотерапия»

«В некотором царстве в некотором государстве, жили-были...».

Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаешь.

Сказкотерапия один из методов используемых в работе педагогов и психолога. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и её ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных установок. К сказкам в своем творчестве обращались известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева и другие.

В настоящее время разработаны разнообразные приемы работы со сказкой. Многие педагоги используют прием — анализ сказок, когда после чтения сказки педагог организует её обсуждение. Детям предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего вам понравился и почему?», «Почему герой поступил именно так, а не иначе?» и «Что было бы, если бы герой поступил по-другому?». Данная форма работы может применяться в работе с детьми старше 4- 5 лет. Анализ сказок в доступной и привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации и при этом оценить его последствия.

Общепризнано, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми старшего дошкольного возраста приобретает использование таких приемов работы со сказкой, как постановка сказок с помощью кукол и драматизации сказочных сюжетов. Разыгрывание сказочных сюжетов может сочетаться также с элементами сочинения сказок. Сочинение сказок это творческая самореализация. Она ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредно для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Они изначально заложены в каждом из нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п. Важно

понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь своей души как вредные и ненужные. Привлекательность сказкотерапии для педагогов и психологов можно объяснить, универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая Сказку, ребенок и психолог преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно создать и психологический или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сеансах ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Ещё одним достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками, для которых является «родным языком», но и с младшими школьниками. Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает педагогу и психологу возможность помочь ребенку. Справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию. В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применения сказок, так как у каждого типа имеются свои цели. Сказки, используемые педагогами и психологами можно разделить на 5 типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, пси Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое выполняет ребенок.

Медитативные сказки нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния релаксации. Они могут не иметь четкого

и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждением личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния

на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения, на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни.

Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращенные к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям, стремление помочь в более осознанном отношении

к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения, оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеют форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.

Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка — прежде всего развивающая.

. Структура занятия по сказкотерапии:

1 .Ритуал «вхождения» в сказку (создание настроя на совместную работу).

  1. Повторение прошлого занятия.

    Расширение ( рассказывание новой сказки)

    Закрепление (обсуждение и анализ сказки)

    Интеграция (связывание нового опыта с реальностью)

    Рефлексия (обобщение приобретенного опыта)

    Ритуал «выхода» из сказки Основные методы сказкотерапии Рассказывание сказки Рисование сказки

Сочинение сказки Изготовление кукол Сказкотерапевтическая диагностика

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.