ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНЕРСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»
Пояснительная записка к методической разработке
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНЕРСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА»
Мирзаев Тимур Романович,
преподаватель
ГАПОУ СО «УКТП»,
Екатеринбург, 2025 г.
Система обучения: среднее профессиональное образование (СПО)
Профессиональная область: строительство, промышленность, культура и искусство, художественное проектирование, моделирование и оформление игрушки
Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Курс: 1
Дисциплина: ООД.09 География
Раздел 1: Общая характеристика мира
Тема № 1.4: Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы. (5 часов)
Образовательные цели:
- Оценивание уровня усвоения студентами 1 курса колледжа основ географии отраслей непроизводственной сферы;
- Контроль знаний и корректировка формирования общих компетенций (далее ОК) согласно рабочей учебной программе, в области географии:
- ОК 01. — «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.»;
- ОК 04. — «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности и личностного развития.»;
- ОК 05. — «Использовать информационные-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.»;
- ОК 06. — «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.»; - Контроль знаний и корректировка формирования профессиональных компетенций (далее ПК) согласно рабочей учебной программе, в области географии:
- ПК 1.3. — «Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.»;
- ПК 1.7. — «Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.»;
- ПК 2.3. — «Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.». - Развитие навыков самостоятельной учебной работы;
- Закрепление содержания изученной темы
- Формирование умения критически оценивать информацию географического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы).
Задачи:
- Диагностика знаний: с помощью заданий различного типа определить уровень подготовленности группы, а также отдельных учащихся, готовящихся к олимпиаде и конкурсам по Географии;
- Выявление пробелов (дефицитов): выявить, какие аспекты были недопоняты или не проработаны;
- Получение обратной связи: получить информацию о том, что необходимо повторить и какие вопросы требуют дополнительного разъяснения;
- Улучшение учебного процесса: на основе проведённой практической работы скорректировать программу и подходы к обучению;
- Приобретение студентами опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (карты, схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации).
Источники информации:
- Учебные материалы по дисциплине ООД. 09 География:
1) Коломиец А.В., Сафонов А.А. География для колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/458702;
2) Гладкий, Ю. Н. География: 10-й класс: базовый и углублённый уровни: учебник / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. — 271 с. — ISBN 978-5-09-104480-5. (УМК «Полярная звезда»). - Конспекты лекций преподавателя Мирзаева Т.Р.;
- Отчеты по Практическим работам №1-8, выполненные группой ДЗ-104 и ДЗ-114.
- «Россия как система. Комплексный аналитический web-атлас (общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения)», — Электронный ресурс URL: [http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm].
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», — Электронный ресурс URL: [www.school-collection.edu.ru].
- «Большая карта Екатеринбурга пригодная для печати - на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб"», — Электронный ресурс URL: [https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g].
- Интернет-ресурс;
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Формат заданий:
Практическая работа по географии включает 3 блока заданий разных форматов:
Задание 1 «Разработка дизайнерского туристического маршрута», 1 задание проверяет:
- Знания, умения и навыки работы с географическими картами;
- Знание основ туристской индустрии, как непроизводственной сферы мирового хозяйства;
- Владение ОК 01., ОК 04., ОК 05., ПК 1.7.
Задание 2 «Анализ полученной информации», 1 задание проверяет
- Знания, умения и навыки работы по анализу и интерпретации полученной информации;
- Знания, умения и навыки критического мышления;
- Владение ОК 06., ПК 1.3., ПК 2.3.
Задание 3 «Оформление выводов по проделанной работе», 1 задание проверяет:
- Знания, умения и навыки работы по систематизации полученных данных и информации;
- Владение ПК 2.3.
Инструкция к заданиям:
Уважаемые студенты, Вам предстоит выполнить Практическую работу №9 по Теме №1.4 «Мировое хозяйство. География отраслей непроизводственной сферы».
Работа состоит из трёх заданий различного типа. Время на выполнение работы 135 минут. Во время выполнения работы Вы можете консультироваться с преподавателем.
- При выполнении "Задания 1.", Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом;
- При выполнении "Задания 2.", Вам разрешено пользоваться учебниками, конспектами, отчетами по практическим работам, электронными ресурсами из списка источников информации согласно рабочей учебной программе, Интернет-ресурсом;
- При выполнении "Задания 3.", Вам разрешается пользоваться только информацией, полученной при выполнении Заданий 1-2.
Критерии оценивания:
За каждое правильно выполненное задание, вы получаете балл/баллы, максимально возможное количество баллов — 22.
Максимально возможное количество баллов за "Задание 1." — 10;
Максимально возможное количество баллов за "Задание 2." — 6;
Максимально возможное количество баллов за "Задание 3." — 6.
- от 16 до 22 набранных баллов: оценка «5» (отлично);
- от 11 до 15 набранных баллов: оценка «4» (хорошо);
- от 6 до 10 набранных баллов: оценка «3» (удовлетворительно);
- от 0 до 5 набранных баллов: оценка «2» (неудовлетворительно).
Общие рекомендации для выполнения контрольной работы:
- Внимательно прочитайте текст каждого задания;
- В первом блоке ("Задание 1.") для составления дизайнерского туристического маршрута используйте только те программы, которые указаны в карточке задания (они бесплатные и безопасные), рекомендую обратиться к сервисам под номером 4 и 5;
- Примените ваши теоретические знания, умения и навыки работы с источниками информации для выполнения второго блока ("Задание 2.").
- Используйте полученные данные и информацию для формулирования выводов по проделанной работе в "Задании 3.";
- Выполняя практическую работу, помните о цифровой гигиене и безопасности.
- При использовании сторонних материалов — помните о соблюдении авторского права.
- При оформлении работы действуйте в рамках правовых и этических норм.
- В затруднительных ситуациях не стесняйтесь обращаться за консультацией к преподавателю.
Отчет по выполненной практической работе:
Выполненную практическую работу заархивируйте, название архива «Группа_Фамилия_ДизайнТМ» и загрузите нужный архив через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396 («Сбор Файлов» в Сферуме):
Задание 1: разработанный «Дизайнерский маршрут» обязательно сохраните в формате .pdf;
Задание 2. и Задание 3. в формате .doc / .docx
Если архив будет большим, загрузите его на облачный сервис, ссылку сохраните в документе формата .doc / .docx, название документа «Группа_Фамилия_ДизайнТМ» и загрузите нужный документ через сервис: https://vk.com/app51548357#/upload/f2f8e916-fecd-425e-8894-cb938ae2e396 («Сбор Файлов» в Сферуме).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНЕРСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА
1) Скачайте Большую карту Екатеринбурга пригодную для печати - на карте обозначены дома, улицы, остановки общественного транспорта. Размер 5718х7977, 7Мб, — (ссылка Электронный ресурс
URL: https://disk.yandex.ru/i/jZdGYW76oYd0_g).
Также Вы можете самостоятельно выбрать цифровую карту Екатеринбурга с обозначением домов, улиц, общественного транспорта для дальнейшего редактирования, но помните о соблюдении авторского права.
Программы во втором пункте задания также могут предложить Вам готовую цифровую карту Екатеринбурга для редактирования.
2) Ознакомьтесь с одной из предложенных программ для создания туристических маршрутов:
- Scribble Maps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.scribblemaps.com/ );
- ZeeMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.zeemaps.com/ );
- QuickMaps (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );
- Конструктор карт Яндекс (ссылка Электронный ресурс URL: https://yandex.ru/map-constructor/ );
- Open Street Map (ссылка Электронный ресурс URL: https://www.quikmaps.com/ );
3) Разработайте с помощью программы из пункта 2 «Дизайнерский туристический маршрут» на цифровой карте Екатеринбурга. Маршрут составляется для дизайнеров — как профессионалов, так и любителей, то есть важно спланировать маршрут так, чтобы он соответствовал желаниям, интересам и потребностям дизайнеров.
Также вы можете составить маршрут по достопримечательностям (хот-спотам), которые по вашему мнению представляют значимость для Вас или ваших одногруппников, как для будущих дизайнеров.
Общая рекомендация: соблюдайте баланс. Одна из сложных задач для дизайнера — не переборщить с активностями, но при этом «собрать» интересное, небанальное путешествие.
Минимальные требования для разработанного маршрута
На карте маршрута должны быть обозначения и информация:
- Название маршрута.
- Основные пункты маршрута. Это начальный и конечный пункты, а также промежуточные точки. При разработке маршрута важно учитывать, что у него должен быть сюжет: завязка, кульминация и развязка. Также нужно учитывать, что люди хорошо запоминают начало и конец поездки, поэтому объекты на маршруте лучше расставлять по нарастающей. Минимальное количество достопримечательностей на маршруте — 3 штуки.
- Вид маршрута. Пеший или указывается основной вид транспорта. Если используется автобус, то отмечается, собственный это транспорт или арендованный.
- Протяжённость маршрута. Указывается общий километраж на автобусном, пешеходном и других подобных маршрутах.
- Продолжительность маршрута. Соответствует количеству часов, указанных в графике движения по маршруту.
При создании продукта (карты) соблюдайте правовые и этические нормы!
ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
На основе теоретического анализа, разработанного дизайнерского туристического маршрута, сформулируйте три тезиса относительно достопримечательностей на вашей карте (объем текста: примерно 150-200 знаков без пробелов):
- О политико-географической значимости данных достопримечательностей;
- О социально-экономической (хозяйственной) значимости данных достопримечательностей;
- О роли данных достопримечательностей в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании.
ЗАДАНИЕ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОДОВ ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
По итогам проделанной работы, проведите системный анализ вашей работы — оформите три вывода по предложенным вопросам:
- Какие положительные эффекты/эффект может оказать данная работа на ваше дальнейшее обучение?
- Какие негативные или позитивные риски/риск может нести в себе данная практическая работа?
- Предложите пути/путь преодоления недостатков/недостатка (дефицитов) данной практической работы.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Минимальные требования для допуска отчета практической работы к процедуре оценивания:
- выполненное "Задание 1.";
- работа выполнена в разрешенной программе (Задание 1., Пункт 2);
- тематика маршрута соответствует содержанию практической работы;
- соблюдение этических норм;
- работа не должна содержать:
- текст, сюжеты, действия сценических лиц и персонажей, противоречащие законодательству РФ, в том числе нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
- нецензурную (ненормативную) лексику, слова и фразы, унижающие человеческое достоинство, экспрессивные и жаргонные выражения, скрытую рекламу, демонстрацию курения, огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, процесса изготовления взрывных устройств, употребления алкогольных и наркотических средств, других психотропных веществ;
- указания реальных адресов и телефонов, информации о религиозных движениях, в том числе религиозной символики, названий и упоминания о существующих марках товаров, товарных знаках, знаках обслуживания, о физических и юридических лицах;
- изображений фашистской атрибутики (свастики), сцен насилия, любого вида дискриминации, вандализма, крови, отражающих телесные страдания людей и животных, интимных сцен, иной информации, в любой форме унижающей достоинство человека или группы людей, а также информации, которая может причинить вред здоровью и (или) развитию детей. Не допускается использование чужих текстов, видео- и аудиоматериалов (плагиат), за исключением случаев цитирования произведений в допустимое законодательство об авторском праве пределах.
- материалы, пропагандирующие нетрадиционные отношения.
Полный правильный ответ на Задание 1 оценивается 10 баллами. Каждое правильно выполненное минимальное требование оценивается 2 баллами. Если в одном минимальном требовании допущена ошибка — за него ставится 0 баллов; если в одном минимальном требовании допущена погрешность — за него ставится 1 балл. За невыполненное минимальное требование — 0 баллов.
Полный правильный ответ на Задание 2 оценивается 6 баллами. За правильный ответ на 1 пункт Задания 2 ставится 2 балла. Если в ответе допущена ошибка ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. За невыполненный пункт Задания 2 ставится 0 баллов.
Полный правильный ответ на Задание 3 оценивается 6 баллами. За правильный ответ на 1 пункт Задания 3 ставится 2 балла. Если в ответе допущена ошибка ставится 0 баллов; если допущена погрешность ставится 1 балл. За невыполненный пункт Задания 3 ставится 0 баллов.
Задание 1
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
Правильно выполнены все 5 требований: Есть название маршрута Обозначены минимум три точки маршрута (достопримечательности / хот-споты) Указан вид маршрута Установлена протяжённость маршрута Отмечена продолжительность маршрута | 10 |
Выполнены все 5 требований, но в одном есть погрешность | 9 |
Правильно выполнены 4 требования <или> Правильно выполнены 3 требования и 2 с погрешностью | 8 |
Правильно выполнены 3 требования и в 1 есть погрешность <или> Правильно выполнены 2 требования и 3 с погрешностью | 7 |
Правильно выполнены 3 требования <или> Правильно выполнены 2 требования и 2 с погрешностью <или> Правильно выполнены 1 требование и 4 с погрешностью | 6 |
Правильно выполнены 2 требования и в 1 есть погрешность <или> Правильно выполнены 1 требование и 3 с погрешностью | 5 |
Правильно выполнены 2 требования <или> Правильно выполнены 1 требование и 2 с погрешностью <или> Выполнено 4 требования с погрешностью | 4 |
Правильно выполнены 1 требование и 1 погрешностью <или> Выполнено 3 требования с погрешностью | 3 |
Правильно выполнены 1 требование <или> Выполнено 2 требования с погрешностью | 2 |
Выполнено всего 1 требование, но с погрешностью | 1 |
Не выполнено ни одно требование | 0 |
Задание 2
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
1. Правильно сформулирован Тезис №1; 2. Правильно сформулирован Тезис №2; 3. Правильно сформулирован Тезис №3. | 6 |
Правильно сформулированы 2 тезиса и 1 с погрешностью | 5 |
Правильно сформулирован 1 тезис и 2 с погрешностью | 4 |
Правильно сформулирован 1 тезис и 1 с погрешностью <или> Сформулированы 3 тезиса с погрешностью | 3 |
Правильно сформулирован 1 тезис <или> Сформулированы 2 тезиса с погрешностью | 2 |
Сформулирован 1 тезис с погрешностью | 1 |
Не сформулирован ни один тезис | 0 |
Задание 3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | Баллы |
1. Правильно сформулирован Вывод №1; 2. Правильно сформулирован Вывод №2; 3. Правильно сформулирован Вывод №3. | 6 |
Правильно сформулированы 2 вывода и 1 с погрешностью | 5 |
Правильно сформулирован 1 вывод и 2 с погрешностью | 4 |
Правильно сформулирован 1 вывод и 1 с погрешностью <или> Сформулированы 3 вывода с погрешностью | 3 |
Правильно сформулирован 1 вывод <или> Сформулированы 2 вывода с погрешностью | 2 |
Сформулирован 1 вывод с погрешностью | 1 |
Не сформулирован ни один вывод | 0 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 22
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-5 | 6-10 | 11-15 | 16-22 |
11