Практические рекомендации по организации учебного процесса обучающихся с нарушениями зрения
Практические рекомендации по организации учебного процесса обучающихся с нарушениями зрения (из опыта роботы учителя-тифлопедагога Фоминой Н.А.) ГОУ « Углегорская специальная школа-интернат №6 »
Коррекционная работа в начальной школе - это: Охрана нарушенного зрения: широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на дальнейшее повышение зрения и его развития. Разработка курса активного, целенаправленного развития зрительного восприятия на коррекционно-развивающих занятиях. Организация учебно-воспитательного процесса в сочетании со всей работой по использованию и развитию слабого зрения. Компенсаторное развитие познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.
специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранные возможности; модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; в дифференцированном подходе к обучающимся, уменьшении наполняемости классов, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников и наглядных пособий, тифлотехники; в оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы; в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Особенности образования слабовидящих детей Школа IV вида Увеличение срока обучения Обучение по специальным учебным пособиям Используются специальные оптические средства для фронтального обучения (тсо) Используются специальные оптические средства: очки телескопические и гиперокулярные, линзы, лупы. В помещениях создается повышенная освещенность от 500 до1000-1500 люкс. Обучение проводит тифлопедагог
Психологические особенности детей с нарушением зрения Патологическое формирование личности Ограничение в общении Особенности памяти, мышления Трудности пространственного восприятия, ориентировки в пространстве Искажение зрительного восприятия
Строение органа зрения
Основные функции зрения Острота зрения Цветоразличение Поле зрения Характер зрения Глазодвигательные функции (нистагм, косоглазие)
Причины зрительных нарушений врожденная патология генетические факторы ( наследств. нарушения зрения)-это: микрофтальм-уменьшение глаза; анофтальм-врожденное безглазие; катаракта-помутнение хрусталика; астигматизм-аномалии рефракции т.е.искажение изображениий предметов Приобретенная патология осложнения детских инфекций: корь, дифтерия, скарлатина; осложнения общих инфекций: сифилиса, оспы, туберкулеза глаз; глаукома(заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменения в тканях глаза) атрофия зрительного нерва; дистрофия сетчатки- (патологическое изменение строения сетчатки) Органические нарушения
Классификация детей с нарушениями зрения Слепые дети (незрячие ) Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением до 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков. Слепота-двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Слабовидящие дети. Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения: Тотально слепые дети ( абсолютная слепота) Дети со светоощущением Тотально слепые дети ( абсолютная слепота) Дети со светоощущением Дети с остаточным зрением- острота зрения от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях коррекции очками
К глубоким – нарушения зрения, связанные со значительным снижениям таких важных функций, как острота зрения и (или) поле зрения. В зависимости от глубины и степени нарушения данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение. К неглубоким – относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушение цветоразличения (дальтонизм); нарушение характера зрения (нарушение бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройством оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Классификация детей с нарушением зрения Дети с нарушением зрения от 0,05 -0,4 Дети с патологией цветоощущения Дети с нарушением поля зрения Слабовидящие дети
зрительные возможности детей 0,05 – 0,01 – различения контуров объектов без выделения деталей на близком расстоянии (0,5 -1,5 м) . 0,02 – 0,04 – различение на расстоянии 3-4 м формы, величины и яркого цвета предметов. 0,05 – 0,08 – различение на расстоянии 4-5 м движущихся предметов, плоских контуров изображений, цветных и контрастных изображений, чтение крупно плоскопечатного шрифта. 0,09 – 0,2 – чтение обычных книг, письмо плоским шрифтом, наблюдение на расстоянии окружающих предметов. Скорость зрительной работы снижена.
режим зрительной работы I гр.-непрерывная зрительная нагрузка (10-15 мин.) II гр.-непрерывная зрительная нагрузка (5-7 мин.) Катаракта. Афакия. Астигматизм.(учет остроты зрения) Гиперметропические формы заболевания. Колобома радужной и сосудистой систем. Эктопия хрусталика. Микрофтальм Миопия. Глаукома. Атрофия зрительного нерва. Отслойка сетчатки. Дистрофия сетчатки. Колобома сетчатки. Гидрофтальм. Заболевания сетчатки и нейрозрительных путей
КАРТА ЗДОРОВЬЯ № п/п ф.и.уч-ся глазные забол. Нарушен.функц.зрения остр.зр.поле зр.цвет . Гр. сопутств. заболевания физ.гр. пр.
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения Педагог должен соблюдать следующие правила: Следить за ношением очков Правильно выбрать обуч-ся рабочее место Соблюдать охранительный режим зрительной работы Чередовать виды деятельности, оптимально использовать наглядность, следить за нормами освещенности Осуществлять тесную связь с медработниками и родителями
Дидактические требования к изготовлению наглядных пособий 1.Наглядность применять с учетом данных офтальмолога относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения. 2.Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки предметов и явлений. Помещать средства наглядности на контрастном фоне. 3.При изготовлении наглядных пособий необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей их восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки) 4.Карточки для индивидуальной работы - 10 х10 см ; 20 х 30 см
Учет особенностей зрения обуч-ся в процессе организации работы со средствами наглядности 1.Миопы в связи с отсутствием аккомодации не могут переводить взор вдаль, вблизи, изменять рефракцию, любят работать индивидуально около картины, таблицы (рассматривание 2-4 мин.) 2.Слабовидящие с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва очень плохо различают светлые изображения на темном фоне, но зато лучше видят темные фигуры на светлом фоне. 3.При заболеваниях сосудистого тракта глаза(увеит, ирит), кератите(заболевание роговицы) часто наблюдаются слезотечение, светобоязнь, краснота. Таким детям следует оказывать помощь при работе с учебным материалом. 4.Учащимся с диагнозом «колобома» (недоразвитие сосудистой – зрачок имеет вид замочной скважины)-фронтально они работать не могут, поэтому надо им давать пособия и разрешать подходить к наглядному материалу.
5.При миопии, глаукоме, атрофии зрительного нерва – белый фон карточек и др. наглядных пособий, с мелким шрифтом (учет остр.зрения) 6.При катаракте, альбинизме- карточки бежевого цвета, укрупненный шрифт. 7.При заболеваниях сетчатки и зрительного нерва наблюдаются нарушения цветоощущения на красный и зеленый цвета. 8.Сужение поля зрения - отмечается при органических заболеваниях глаз (нефриты, атрофия зрит. нерва, поздние стадии глаукомы и др.) 9.При сужении поля зрения, нистагме используется трафаретные закладки с прорезями, облегчающие восприятие читаемой строки. 10.При изготовлении индивидуальных карточек важно помнить: -дети с остротой зрения 0,2 свободно различают буквы на расстоянии 33см размера 5,6мм; при остроте зрения 0,1 –размером 7,5мм; при остроте зрения 0,05-размером13мм.
Что должен знать педагог о признаках усталости и возможном нарушении зрения: глаза часто слезятся, есть выделения; у обучающегося часто бывают покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет; обучающийся часто жмурится и плотно закрывает веки; наблюдая за чем-нибудь, обучающийся часто склоняет голову набок, рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния; у ребенка часто болит голова (при глаукоме повышается внутриглазное давление) при одинаковом освещении обучающийся по-разному воспринимает цвета и размеры предметов; затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым, и через него с трудом проходит свет)
Гимнастика для глаз по норбекову
ВИДЕОГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Обучающиеся должны уметь: класс Отводится на письм. упраж. Объем написан. за урок Скорость чтения Объем контр. диктанта 1 кл. 20 мин. 1 пол.- 15 сл. 2 пол.- 23 сл. от 5 - 30 сл. 1 пол.- 20 сл. 2 пол.- 30 сл. 2 кл. 20 мин. 1 пол.- 30 сл. 2 пол.- 38 сл. от18 - 42 сл. 1 пол.- 40 сл. 2 пол.- 50 сл. 3 кл. 25 мин. 1 пол.- 38 сл. 2 пол.- 45 сл. от 20 – 66 сл. 1пол. - 50 сл. 2 пол.- 60 сл. 4 кл. 30 мин. 1 пол.- 53 сл. 2 пол.- 60 сл. От 30 – 80 сл. 1 пол.- 70 сл. 2 пол.- 80 сл.