Публикация «Коррекционно-развивающее планирование учебного процесса в рамках реализации АООП для обучающихся с нарушением зрения»
Коррекционно-развивающее планирование учебного процесса в рамках реализации АООП для обучающихся с нарушением зрения
Определение целей и задач урока, общешкольных и /или классных мероприятий, коррекционного занятия в образовательном учреждении является неотъемлемой составляющей каждого педагога при планировании учебно-воспитательного процесса. Под целью обычно понимается представление будущего результата деятельности, определяющего характер и способы действий человека по его достижению (Б.Ф. Ломов, 1984 г.). Поэтому цели должны быть предельно конкретно сформулированы, должны давать чёткие представления о тех результатах, которые ожидаются педагогом, а также определять основные способы достижений предполагаемых результатов. Любая поставленная цель должна быть развернута в систему частных задач, учитывающих условия их конкретного решения в данный отрезок времени. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации АООП должно уделяется серьёзное внимание вопросу подбора, постановки целей и задач обучения, развития и воспитания. Коррекционная направленность урока требует постановки коррекционных задач. Это один из важных пунктов в процессе календарно-тематического планирования наряду с дидактическими и воспитательными задачами. Коррекционные задачи можно ставить как к конкретному уроку, занятию, мероприятию, так и к серии уроков, занятий, мероприятий. Предлагается рассмотреть некоторые коррекционные задачи, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений зрительной функции, но и всех психических процессов. Первое, что учитель делает это планирует, формулирует цель на весь урок. Цель – это заявление, которое само по себе должно ответить, что учащиеся будут в состоянии сделать к концу урока. Гарри Вонг утверждает, что "Каждая [цель] должно начинаться с глагола, который гласит действие, которое необходимо принять, чтобы показать достижения. Самое главное слово для использования в назначении - глагол, потому что глагол указывает, демонстрацию достижений». Цель управляет всем уроком.
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?"
А для того, чтобы цель была достигнута необходимо четко сформулировать задачи, при помощи которых цель будет достигнута.
Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Поэтому перед учениками следует формулировать не учебные цели, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи. Причем, вовсе не обязательно, чтобы педагогические задачи, которые поставил перед собой учитель, были транслированы ученикам.
Задача обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом: обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей; обобщить и систематизировать знания о .. ; отработать навыки (указать какие); устранить пробелы в знаниях; добиться усвоения учащимися понятий (каких?)
Задача воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Задача развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Учитель гарантирует также, что ожидания успеваемости учащихся являются разумными. При составлении плана-конспекта урока, планирования целей и задач урока необходимо прежде всего руководствоваться требованиями государственной образовательной политики, рабочей программой по своему предмету, направлению деятельности, исходить из специфики образовательного учреждения, возрастных и психо-физиологических особенностей учащихся. Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)
"Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута."
Комплекс учебных и коррекционно-развивающих задач, в котором выделены шесть основных блоков:
БЛОК № 1: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль):
Формирование способности к дедуктивному мышлению (движение от частного к общему), (продолжи числовой ряд 2,4,8... матрицы Равенна);
Формирование способностей к индуктивному мышлению (умение выстраивать и
пользоваться внутренней речью);
- Способствовать процессу самоутверждения и самовыражения учащихся в процессе учебной деятельности;
Развитие способности ученика устанавливать отношение между предметами
(пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и
всеобщего );
Формирование способностей к классификации и обобщению, способности к
классификации образной информации (найди общее у 2,3,4-х предметов; найди
различие);
Формирование восприятия, узнавания, распознавания единицы образной информации, (узнавание предметов по их частям (чей хвост, чьи лапы, какая буква поломалась, от какой геометрической фигуры этот элемент));
- Формирование способности ученика выполнять в уме простые операции: устный
счет;
Развитие способности использования хронологической последовательности;
Работа над развитием интуиции;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
Формирование навыков соотнесения учебной и познавательной деятельности с
ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения;
Формирование навыка - устанавливать существенные связи между предметами,
процессами и явлениями;
Учить выделять основные признаки и свойства предметов окружающей
действительности;
- Формирование, совершенствование наглядно-практического мышления;
- Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания;
Работа над развитием, совершенствованием анализирующего восприятия сюжетных изображений;
Формирование, совершенствование зрительного поиска элементов для создания
символического изображения (рисование, трудовая деятельность, работа с
трафаретами, линейками, лекалами и т.д.);
- Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности;
- Стимулирование зрительно-познавательной активности;
Развитие, совершенствование логического мышления на основе решения вербально-логических задач, на основе зрительно-воспринимаемой информации;
Формирование навыка различения, называния, сравнения предмета с изображением на картине, последовательно выделять основные признаки;
Формирование, совершенствование взаимосвязанных, систематизированных
математических представлений о счете (количество, пространственное
положение, время, движение, скорость, расстояние и т.д.).
БЛОК № 2: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей):
- Совершенствовать ориентацию в микро- и макро – пространстве;
Совершенствовать основные сенсорные эталоны (яркости, контраста, контура,
цвета, формы, величины);
Развивать связь восприятия с прошлым опытом. Совершенствовать влияние
накопленного зрительного опыта на процессы восприятия;
Формировать смысловую память (способность запоминать связную по смыслу информацию);
Формировать кратковременную память на образцы букв, фигур, предметов;
Формировать кратковременную память на символы (т.е. способность ученика
запоминать бессмысленную информацию для него);
Формировать гибкость восприятия речевой информации (изменения темпа,
тембра, ритма речи);
- Развивать гибкость восприятия, способность ученика находить определенные
предметы в группе других (лабиринт, наложенные предметы, буквы,
геометрические фигуры);
Развивать константность восприятия, Т.е. способность узнавать объект в
незнакомом ракурсе, независимо от изменяющихся условий (конструктор,
разный шрифт);
- Формировать (совершенствовать, развивать) избирательность восприятия, Т.е. выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание (корректурная таблица, подчеркнуть заданный элемент, фигуру, букву);
Формировать способность пространственной визуализации на символах
(буквах): топор - ропот, чтение с перевернутого листа;
Формировать ассоциативную память. Способность ученика запоминать символьную информации;
Совершенствовать избирательность восприятия;
Продолжать работу по формированию долговременной памяти;
Работать над развитием оперативной памяти;
- Обеспечить психологическую, информационную подготовку к восприятию
учебного материала (чтению художественного произведения), нового учебного предмета;
- Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием
коммуникации;
- Учить осмыслению и сопереживанию происходящему;
- Формировать творческое восприятие и воображение;
- Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями
разной степени сложности;
- Пополнять опыт чувственной ориентации;
- Расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности;
Развивать, совершенствовать смысловую сторону деятельности через –
ритмическую стройность формы, цвета, гармонии, ритма, симметрии,
цветосочетания, использования технологии пескотерапии (sand-play);
Развивать, формировать, совершенствовать восприятие формы формообразующих элементов, имеющих образовательную и эстетическую ценность;
- Формировать умение приводить в единство мировоззрение, чувствознание,
эстетический вкус, личный и общественный идеал;
- Обогащать сенсорный опыт, конкретизировать представления;
- Формирование, совершенствование изобретательских умений;
- Формирование, развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям,
ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, быть организованным, обладать навыками планирования трудовых действий и действовать в соответствии с планом;
- Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного
сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков;
- Создавать благоприятные условия для развития и обучения ребенка, для
усвоения учебной программы с учетом его психофизического развития, «зоны
ближайшего развития»;
- Формировать у школьников компенсаторные способы познавательной и
трудовой деятельности;
- Формировать, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти,
наблюдательности;
- Формировать у детей зрительные способности обследования предметов
окружающей действительности (зрительное восприятие);
- Учить соотносить изображение с реальными объектами по силуэтному и
контурному изображению;
- Закреплять умения ориентироваться в пространстве (улице, площадке,
проспекте. . .) с помощью зрительных, обонятельных, осязательных органов
чувств;
- Формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида:
зрительными, осязательными, двигательными и т.д.;
Формировать, совершенствовать зрительно-моторные координации;
Формировать навыки цветоощущения;
Формировать навык осознания себя в деятельности;
Помочь найти свой собственный стиль обучения, с целью достижения нового уровня развития;
Формировать способность анализировать самостоятельно желаемые и действительные результаты деятельности;
Развивать умения слушать и слышать друг друга; Создавать благоприятные условия для обучения использованию вербальных и невербальных средств общения;
Работать над развитием логического мышления (умение составлять алгоритм деятельности);
Развивать способность классифицировать предметы, определять принадлежность к определённому множеству;
Формировать умение проектировать свою деятельность.
БЛОК № 3: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь):
Формировать способность ученика подбирать слова по заданному формальному
признаку (словесная флюэнтность);
Формировать идеационну флюэнтность, способность понимать смысл
незнакомых слов;
Формировать способность называть предметы своими именами (шплинт, шуруп,
шайба. .. - «черчение», 7 класс);
- Формировать экспрессивную флюэнтность, способность человека выражать разными словами одну и ту же мысль (описание картинки, изложение, сочинение, пересказ текста с запретом использования из него речевых оборотов, перескажи текст на молодежном слэнге, «по фене», составление полного описания предмета «кратко, но полно», например: спичка, расческа;
- Систематически работать над расширением терминологического словаря по
предмету;
- Проводить совместные с учащимися наблюдения над семантикой слова;
- Формировать языковую интуицию;
- Работать над совершенствованием используемых грамматических конструкций;
- Работать над совершенствованием навыков скорописи и скорочтения;
- Формировать навык сопоставления и сравнения языковых явлений;
- Совершенствовать артикукляторные навыки учащихся (чистоговорки, потешки, скороговорки), диафрагмального речевого дыхания;
- Формировать слуховое восприятие текста;
- Формировать, совершенствовать у учащихся навык с помощью графических
знаков описывать многие предметы и явления окружающей действительности;
- Формировать, совершенствовать, систематически расширять словарь
(понятийный, пассивный, активный, специальный по изучаемой теме);
- Учить детей конструировать предложения различной степени сложности и
употреблять их в связной речи;
- Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют
воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое
собственное;
- Формировать навык получения информации для высказывания, раскрывать
тему и главную мысль в изложении и сочинении;
- Формировать, совершенствовать навык правильного построения текста,
выделение частей в тексте, связно и последовательно излагать материал,
формулировать вводную и заключительную части текста;
- Формирование адекватного использования языковых средств, соответствующих
целям высказывания, его типу и стилю;
- Формировать навык редактирования текста с целью совершенствования его
содержания, структуры и речевого оформления;
- Формировать у уч-ся умения словесно обозначать пространственные
положения на микро - и макро - плоскости.
БЛОК № 4: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика):
- Учить преодолевать недостатки функций зрения;
- Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц,
снятие статического напряжения;
- Совершенствовать навык обретения знаний слепыми и слабовидящими
учащимися с помощью графических изображений, схем, рисунков;
- Работать над развитием осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного
зрения при выполнении учебных заданий;
- Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение
двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и
остаточного зрения;
- Совершенствовать повышение функциональной активности зрительного
анализатора;
Развивать, совершенствовать ориентировочно-поисковые движения взора;
Развивать, формировать, совершенствовать зрительные реакции на предметы
окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с
предметами, воспитывать интерес к окружающему миру;
Систематически работать над коррекцией зрительной недостаточности
средствами лепки, конструирования, аппликации, рисования;
Формировать умения, применять упражнения на укрепление мышц век, расслабление мышц
глаз и улучшение кровообращения в глазах (моргание, зажмуривание);
Формировать умения, применять упражнения на снижение утомления, облегчение зрительной работы на близком расстоянии (вдаль, на кончик пальца, на вытянутую руку к носу);
- Формировать умения, применять упражнения на укрепление мышцы глаза горизонтального действия, совершенствование их координации (неподвижная голова, следить за пальцем полусогнутой руки слева направо, справа- налево, упражнение йога);
Формировать умения, применять упражнения, способствующие улучшению кровообращения глазного яблока (быстрое моргание 1 мин., массирование век пальцами);
Формировать умения, применять упражнения на расслабление глаз (похлопывающий массаж, потягивание и растяжка, «пальминг» );
Формировать умения, применять упражнения на активизацию и укрепление зрения (солнечные ванны, цветовые ванны -, погружение в красное, серое, синее);
- Формировать умения, применять упражнения на подвижность глаз - развитие
глазодвигательных функций (йога для глаз, кисточка);
Формировать умения, применять упражнения на развитие объемного зрения и зрительной памяти, бинокулярного зрения (лежащая восьмерка, ворота из пальцев, взгляд через плечо);
- Формировать умения, применять упражнения на предупреждение расстройства
кровообращения, профилактику глаукомы и катаракты (точечный массаж);
Формировать умения, применять упражнения на тренировку контрастного восприятия зрения, улучшение остроты зрения («точки»);
Формировать умения, применять упражнения на тренировку подвижности взrляда и снятие перенапряжения при чтении (таблица «лабиринт»);
- Формировать умения, применять упражнения на тренировку наружных мышц глаза, улучшение способности ориентироваться взглядом в поле зрения («прыгающий взгляд» - упражнение, способствующее приводу в равновесие зрительного восприятия).
БЛОК № 5: Учебно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, автоматизацию) знаний, умений и навыков по предмету:
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Создавать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся;
- Формировать навыки составления опорного конспекта по изучаемой теме;
- Формировать умения лингвистического анализа текста;
- Совершенствовать навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- Формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
- Расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире.
- Формировать мировоззрение учащихся;
- Формировать литературоведческие представления;
- Совершенствовать приёмы анализа литературных образов главных героев романа;
- Обобщить знания по теме «Фонетика»;
- Научить использовать эпизоды (фрагменты) текста для раскрытия идейно-художественного своеобразия романа;
- Формировать речевую деятельность, расширять взаимосвязи речевых компонентов;
- Совершенствовать навыки восприятия графической формы слова, перевода его в звуковую форму;
- Формировать умения выделять этапы работы над художественным текстом, овладевая навыками первичного синтеза, анализа, вторичного синтеза;
- Совершенствовать литературно-методический анализ текста как основную форму анализа, т.е. разобрать: жанр произведения (пейзажное лирическое стихотворение), идею произведения, композицию;
- Совершенствование навыков обычной ходьбы с изменением длины, частоты шагов;
- Формирование знаний о правилах выполнения тестов для оценки физической подготовленности;
- Формирование знаний о правилах выполнения и составления комплекса упражнений гимнастической гимнастики;
- Формировать навыки и представления учащихся о современных средствах физического воспитания;
- Формировать знания учащихся о самостоятельных формах занятий физической культурой;
- Совершенствовать технику прыжка в длину с места;
- Формировать навык решения задач с помощью уравнений;
- Совершенствовать умения учащихся решать уравнения;
- Проверить знания учащихся о свойствах сложения и умение вычислять;
- Познакомить учащихся с понятием «координата» и сформировать навык обозначения координат на числовом луче;
- Дать общее представление о координатной плоскости;
- Дать общее представление о устройстве компьютера и его назначении;
- Формировать умение учащихся работать с текстовым редактором Word;
- Формировать навык работы на клавиатуре;
- Совершенствовать навык работы на клавиатуре (набор 10-пальцевым методом);
- Организовать ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального восприятия произведения, а также ещё несколько определений:
Сформировать на уроке новое понятие
Обеспечить усвоение учащимися ...
Обучить новому способу действий
Устранить пробелы в знаниях
Обобщить и систематизировать знания о ...
Отработать навыки ...
Закрепить способы действий...
Сформировать у учащихся представления о ...
Обучить выполнению задания по образцу
Научить делать выводы ...
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
БЛОК № 6: Воспитательные задачи, направленные на формирование личности:
- Формировать умения публично выступать и работать в команде, совершенствовать чувство коллективизма;
- Создавать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;
- Формировать (совершенствовать) навык работы в парах, группах; формировать навыки самообразования и самостоятельной работы, инициативы и творческие способности;
- Воспитывать и прививать любовь к спорту, Родине, родному краю, городу и чувства патриотизма;
- Прививать потребность к занятиям физкультурой и здоровому образу жизни;
- Воспитывать позитивное отношение к любым видам знаний и многообразию взглядов и позиций людей;
- Воспитывать культуру через память своего народа, рода, поколения, семьи…;
- Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому на планете Земля;
- Прививать любовь к чтению, книге, воспитывать грамотного и вдумчивого читателя;
- Воспитывать чувство ответственности за себя, свои поступки, поступки близкого тебе человека;
- Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, товарищества;
- Сформировать гражданское отношение к Отечеству; помочь учащимся осмыслить себя как часть своей Родины, ее гражданина и патриота;
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.