Особенности организации учебного процесса при использовании УМК «Сферы. Биология»

1
0
Материал опубликован 10 January 2017

Особенности организации учебного процесса при использовании

УМК «Сферы. Биология»

Захода Наталья Викторовна

 учитель биологии МАОУ СОШ №211 им. Л.И.Сидоренко г.Новосибирска

УМК «Сферы. Биология» представляет собой полный набор пособий на бумажных и электронных носителях, который позволяет рационально организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями к содержанию биологического образования и методике преподавания в школе. Мне очень повезло, что я в своей работе использую не только учебник, а весь учебно-методический комплекс: методические рекомендации, тетради-тренажёры, тетради-практикумы, тетради-экзаменаторы, электронные приложения. Хочется отметить несомненные достоинства учебных пособий УМК «Сферы». Это и эстетическая привлекательность, хорошая иллюстрированность, лаконичное изложение учебного материала и фиксированный объем параграфов (учащиеся способны воспринять и запомнить материал параграфа), структурированность, узнаваемые рубрики учебника. Линия проста в использовании, интерактивна, ориентирована на практическую деятельность учащихся, позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.

Как я использую УМК при организации учебного процесса?

Главное место в УМК занимает, конечно, учебник, который построен так, чтобы максимально облегчить усвоение нового материала. Темы размещены на разворотах. Каждый из них начинается с вводных рубрик «Вы узнаете», «Вспомните» и вступительного текста, выражающего его главную идею. Рубрика «Вы узнаете» знакомит с вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика «Вспомните» подсказывает, что нужно вспомнить из ранее пройденного материала, чтобы легче было усвоить новый. Основной текст разворота сопровождают рубрики «Биологические блокноты», которые содержат интересные факты о живых организмах и другую дополнительную информацию. В рубрике «Имена в биологии» представлены сведения об ученых, которым принадлежат выдающиеся открытия в определённой области науки. Также присутствует рубрика «Биофокус», задача которой – проиллюстрировать текст конкретными примерами или выделить общую биологическую закономерность.

Основной текст сопровождает очень важная для формирования исследовательских навыков рубрика «Мои биологические исследования». Это своеобразный обучающий инструмент для постановки наблюдений и экспериментов с алгоритмом их выполнения. Эта работа доступна для выполнения в урочное время, внеурочное, а также в природе и в домашних условиях.

Завершает разворот рубрика «Вопросы». Ответив на них, учащиеся могут определить, насколько хорошо усвоили новый материал урока. Если вопросов небольшое количество, то периодически использую в качестве домашнего задания - составить по 5 вопросов по данной теме, используя примеры вопросов и глаголов на разные уровни мышления (знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценивание). На следующем уроке организую парный опрос «Горное восхождение». Дети по очереди задают друг другу вопросы. Если учащийся отвечает на вопрос правильно, то они перемещают свою фишку на один квадрат вверх на игровом поле и гора становится ближе. Задача для команды из двух "альпинистов" состоит в том, чтобы добраться им обоим до вершины горы. Учащиеся оценивают друг друга в зависимости от количества правильных ответов.

На последней странице каждой темы имеются краткие выводы. В рубрике «Подведем итоги» изложены основные идеи темы. Проблемы, предложенные в рубрике «Вопросы для обсуждения», могут послужить основой для научной дискуссии или исследовательского проекта.

Составной частью учебно-методического комплекса по биологии линии «Сферы» является тетрадь-практикум. Тетрадь-практикум содержит печатную основу для организации лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности, летних заданий в соответствии с новым образовательным стандартом и оформления их результатов по всем темам разделов биологии.

Построение работ отличается четкой структурой (тема, цель, оборудование и материалы, ход работы, вывод). Очень понравилась система обучения формулировке выводов по конкретизирующему вопросу. Например, в работе №1 – о назначении лупы и микроскопа; о различии этих двух приборов.

Последовательность лабораторных и практических работ четко соответствует содержанию и структуре учебника. Например, лабораторная работа «Состав клеток растений» создает условия для освоения знаний по теме «Химический состав клетки». В ходе проблемного диалога выяснилось, что живые организмы состоят из клеток, клетки имеют ряд органоидов. На вопрос, какие вещества составляют клетку, учащиеся не могут ответить – возникает проблема. Далее формулируем тему и цель лабораторной работы. Последовательно доказывая опытным путем наличия в составе клеток углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, дети объясняют причину наблюдаемых явлений и формулируют выводы.

Использование электронного приложения

В современном образовании важную роль играют информационно-коммуникативные технологии. Сегодня это является неотъемлемой частью нашего общества. УМК «Сферы» предоставляют возможность использования электронных ресурсов в виде электронного приложения к учебнику. Электронное приложение к учебнику позволяет учителю дать прочные знания по предмету, подготовить и провести интересный урок, развивать систематически креативность школьников.

Электронное приложение использую на каждом уроке:

- при изучении нового материала, так как электронное приложение это своего рода медиатека с комплексом видеоматериалов, анимаций, фотографий, рисунков, графических материалов, словарей, справочников, определителей, хрестоматийной информации, которая не повторяет, а расширяет и дополняет учебник. Но и, конечно, в приложении представлен материал учебника в том же формате, что и привычный печатный.

- при проверке домашнего задания или закреплении пройденного материала использую тренажер (индивидуальный опрос).

Учителю очень удобно и детям очень нравится, что при выполнении интерактивных заданий они сразу видят свои ошибки и результаты выполнения заданий. Мои ученики уже приучились самостоятельно переводить % выполнения в оценку.

- с целью накопления оценок периодически использую контроль знаний при проверке домашнего задания всего класса. Два раза читаю вопросы и варианты ответов (при этом все вопросы и ответы выведены на интерактивную доску): первый раз читаю - учащиеся знакомятся с вопросами и вариантами ответов, второй раз читаю – учащиеся выбирают правильный ответ или ответы. Сразу приучаю, что исправления ответов считаю за ошибку, чтобы не было желания спрашивать у одноклассников. После сдачи листов ответов обязательно проговариваем, какие ответы считаются правильными. При этом детям задаю вопросы и прошу озвучить правильный ответ, а не букву, под которым был правильный ответ. Очень удобно, что варианты ответов при входе в электронное приложение за разный класс меняются местами, что исключает вероятность передачи ответов другим классам.

-при проведении лабораторных или практических работ, так как электронное приложение содержит виртуальную лабораторию. Многих ребят привлекает и такой формат.

- при проведении консультаций по подготовке к ГИА, ЕГЭ.

Ученики нашей школы могут получить в библиотеке электронное приложение и установить у себя дома на компьютере и использовать его при подготовке домашнего задания, к ГИА и ЕГЭ.

Использование тетради-тренажёра

Достоинством тетради-тренажера является разнообразие форм заданий, их творческая направленность. Важной «изюминкой» является то, что они позволяют на примере содержания разных тем по биологии отрабатывать универсальные учебные действия (УУД), в том числе умения и навыки работы с информацией разного типа. Это особенно актуально в связи с переходом на новые Стандарты, предусматривающие необходимость формирования УУД.

В тетрадях столько же тем, сколько и в учебниках соответствующего курса биологии, а в каждой теме 5 блоков заданий:

- при изучении нового материала для формирования навыков работы с текстовой информацией учебника использую задания из рубрики «Анализируем текст». Этому способствует система стрелок-указателей на страницу учебника, содержащую необходимые данные. Для формирования умений находить черты сходства и различия у объектов и процессов природы, делать выводы и обобщения использую рубрику «Сравниваем и обобщаем».

- при проверке домашнего задания или закреплении изученного материала, использую рубрики «Изучаем и определяем», что позволяет овладеть умением распознавать и определять разные биологические объекты, а также рубрику «Смотрим и думаем» - заставляет задуматься над тем, что нас окружает, о причинах и следствиях явлений живой природы.

- рубрику «Выполняем тест» чаще всего прорабатываем после изучения всей темы для подготовки к проверочной работе.

Работу по тетради-тренажёру, как правило, организую «по цепочке» в устной форме. Всегда по-разному определяю ученика, с которого начинается цепочка вопросов и ответов. Дети должны быть внимательны и следить, чтобы цепочка не прерывалась. Если кто-то даёт ошибочный ответ, дети, как правило, стараются сами его исправить. При этом действует «Закон поднятой руки».

Использование методических рекомендаций

Так как тетрадь-тренажёр содержит задания, сгруппированные по видам работ по каждой теме, ориентироваться в них помогают методические рекомендации, предназначенные учителю. Технологические карты уроков отражают тему, цель, задачи, планируемый результат урока, основные понятия и термины, основное содержание, ресурсы, а также страницы и номера заданий в тетради-тренажере по каждой теме. В методических рекомендациях не раскрывается структура уроков, используемые формы, методы и приемы работы. Учитель имеет возможность творчески подходить к организации учебного процесса.

Использование тетради-экзаменатора

Тетрадь-экзаменатор содержит проверочные работы по каждой теме в форме тестов, аналогичных ЕГЭ, и в форме традиционных вопросов. Задания предлагаются для двух вариантов. В зависимости от количества тестовых вопросов, всегда определяю количество вопросов, на которые учащиеся дают полный развёрнутый ответ, и предоставляю право выбора из перечня предложенных. Сильные учащиеся, как правило, успевают ответить на все вопросы, тем самым зарабатывают дополнительные баллы.

В заключение хочу сказать, что использование УМК «Сферы» является перспективным, т.к. формирует у учащихся информационную культуру. Вызывает интерес и повышает мотивацию к изучению биологии. Роль учителя полностью меняется. Если раньше учитель – носитель и транслятор информации. То сейчас - организатор учебной деятельности.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации