Специальная индивидуальная программа развития обучающейся с умственной отсталостью
муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Рассмотрено на
Педагогическом совете
Протокол №
От « »_____201
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Смирнова И.А.
Утверждаю
Директор школы:
Елесина Г.В
От « »________20
Утверждаю
Директор школы:
И.В. Фуряева
От « »__________20
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого класса
Степаново 2017год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР.
1. Общие сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка:
Возраст ребёнка: 9 лет
Класс: 1
Год рождения: 16.09.2008
Место проживания: Галичский район, п. Красные Зори
Ма
Отец:
2. Психолого-педагогическая характеристика
Девочка воспитывается в полной семье. Проживают в собственном доме с частичными удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к дочери. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМП............ тяжелая умственная отсталость, ДЦП, плоско-вальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Катя периодически болеет соматическими заболеваниями. Девочка может передвигаться только на ходунках или при максимальной поддержке взрослых Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на шум и крик вокализацией, воспроизводит интонационный окрас. Частично понимает обращенную речь, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ей нравится, когда окружающие взаимодействуют с ней с помощью тактильных прикосновений, игр-взаимодействий, пальчиковой гимнастики. Активная речь не развита. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается перекатами, передвигается только с поддержкой взрослого или в ходунках . Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность. Всё это проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (5 мин) быстро истощается. Девочка с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами мотать в разные стороны головой. На занятиях садится в специальное кресло, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре. Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя. Хаотичными движениями рук показывает радость от встречи. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает передвигаться (перекатом) навстречу. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Катя отказывается от выполнения трудных заданий. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему, находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой о стол, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.
Приоритетным направлением на 2017-2018 учебный год, исходя из возможностей ребёнка, является коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), сенсорное развитие и двигательное развитие. Предметные области представлены учебными предметами «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир». Коррекционная работа предусматривает занятия с логопедом по программе «Развитие элементарной речи» и занятия с социальным педагогом по программе «Социально-бытовое ориентирование».
Исходя из перечисленных характеристик, составлен индивидуальный план развития учащейся 1 класса.
3. Индивидуальный учебный план Комаровой Екатерины
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||||||
I доп. |
I |
II |
III |
IV |
||||||
I. Обязательная часть |
||||||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1 Речь и альтернативная коммуникация |
0,5 |
0,25 |
3 |
2 |
2 |
13 |
|||
2. Математика |
2.1.Математические представления |
2 |
0,25 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||
3. Окружающий мир |
3.1 Окружающий природный мир |
0,5 |
0,25 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||
3.2 Человек |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
||||
3.3 Домоводство |
- |
- |
- |
3 |
3 |
6 |
||||
3.4. Окружающий социальный мир |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
||||
4. Искусство |
4.1 Музыка и движение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||
4.2 Изобразительная деятельность |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||||
5. Физическая культура |
5.1 Адаптивная физкультура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||
6.Технологии |
6.1 Профильный труд |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
7. Коррекционно-развивающие занятия |
1 |
0,25 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||||
Итого |
2 |
1 |
20 |
22 |
22 |
104 |
||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
20 |
20 |
20 |
22 |
22 |
104 |
||||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||||||
Коррекционные курсы |
I доп. |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
||||
1. Сенсорное развитие |
0,5 |
0,5 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||||
2. Предметно-практические действия |
0,5 |
0,5 |
3 |
3 |
3 |
15 |
||||
3. Двигательное развитие |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||||
4. Альтернативная коммуникация |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||||
Итого коррекционные курсы |
1,5 |
1,5 |
10 |
10 |
10 |
50 |
Таким образом, по индивидуальному базисному учебному плану обязательная часть составляет 1 час в неделю и 1,5 часа коррекционные курсы в связи с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией.
Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем 2 раза в неделю по 20 – 30 минут с обязательной паузой 7-10 минут.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным графиком школы.
4. Базовые учебные действия (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2).
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Формирование учебного поведения:
-
-
-
-
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («посмотри на меня», «покажи»; «возьми»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.
-
-
-
Формирование умения выполнять задание:
-
-
-
-
В течение определенного периода времени;
От начала до конца;
С заданными качественными параметрами.
-
-
-
Формирование умения с помощью и самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.
Для выявления возможной результативности обучения учитывается ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния обучающейся.
- в процессе предъявления заданий используются все доступные обучающейся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий).
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающейся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Катя испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ней проводит уроки, коррекционные занятия педагог – психолог, социальный педагог.
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
педагог – психолог Акатова И.А,
социальный педагог высшей категории Акатова И.А.
Педагог – психолог Акатова И.А
Обучающийся занимается со специалистом с сентября 2016 года.
Приобретенные навыки за год:
- небольшая динамика в развитии общей и мелкой моторики
-стала лучше познавательная активность, появилась любознательность
-появился интерес к пальчиковым играм
-появилась более дифференцированная реакция на окружающий мир.
Социальный педагог.
Развитие коммуникативных навыков.
Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру
(Например, «Ку-ку»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.
Развитие мелкой моторики и функции кисти.
Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук.
Формирование предметной деятельности.
Выполнение орудийных действий с предметами:
- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;
- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).
Формирование сенсорного восприятия.
- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его пределами) неречевые и речевые звуки.
Понимание речи.
Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела, знакомые действия).
Формирование речевого, диафрагмального дыхания.
Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям.
Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные упражнения.
7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).
Достижения ребенка:
нравятся коммуникативные игры,
появился интерес к пальчиковым играм и действиям с предметами
улучшилось состояние мелкой моторики.
стал более терпелив, усидчив.
5. Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР используем разработанные критерии:
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) |
Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) |
! |
Действие выполняется ребёнком: |
|
- со значительной помощью взрослого |
пп |
- с частичной помощью взрослого |
п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) |
и |
- подражая или по образцу |
о |
- самостоятельно |
с |
- узнает объект |
у |
- не всегда узнает объект |
нву |
- не узнает объект |
н |
Индивидуальная программа развития
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). |
Оценка результативности освоения СИПР |
|
I |
II |
|
Предметные области и предметы |
||
Язык и речевая практика |
||
Речь и альтернативная коммуникация |
||
Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата |
пп нву |
пп нву |
Восприятие и понимание речи |
нву |
нву |
Выполнение одного действия по словесной инструкции «Посмотри на меня» |
н |
о |
Установление визуального контакта с собеседником |
и |
о |
Ориентация на лицо взрослого |
пп |
пп |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) |
пп |
пп |
Соблюдение коммуникативной и физической дистанции |
пп |
п |
Адекватное использование мимики и выражения лица |
! |
! |
Физическая культура |
нву |
нву |
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) |
П (нву) |
С (у) |
Реакция на учителя, воспитателя |
П(нву) |
с (у) |
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
пп |
п |
Умение пользоваться невербальными средствами общения |
п (нву) |
п (нву) |
Коррекционно – развивающие занятия |
||
Артикуляционная (речевая) гимнастика |
пп (нву) |
п (нву) |
Упражнения для языка |
пп (нву) |
п (нву) |
Упражнения для губ |
пп (нву) |
п (нву) |
Логопедические игры |
! (н) |
пп |
Коррекционные курсы |
||
Сенсорное развитие |
нву |
нву |
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека |
пп |
п |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете |
п |
п |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него |
нву |
пп |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) |
нву |
пп |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом |
п (нву) |
п |
Узнавание и различение цвета объекта |
! |
! |
Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый |
! |
пп |
Предметно – практические действия |
||
Сминание бумаги |
пп (нву) |
п (нву) |
Отрывание кусочков бумаги от целого листа |
пп (нву) |
пп (нву) |
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) |
пп (нву) |
п (нву) |
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей |
пп (нву) |
п (нву) |
Разминание пластилина |
! |
пп |
Размазывание материала по плоскости |
пп |
пп |
Лепка шариков |
! |
пп |
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета |
пп |
пп |
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») |
пп (нву) |
П (нву) |
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») |
пп (нву) |
пп |
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями |
пп (нву) |
пп |
Пересыпание различных круп в емкости |
пп (нву) |
пп |
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях |
пп (нву) |
пп |
Переливание воды из одной ёмкости в другую |
пп (нву) |
пп |
Захватывание, удерживание предмета |
п |
п |
Опускание предмета в коробку |
пп |
п |
Закрывание коробок разной величины |
пп (нву) |
п |
Бросание мелких предметов в коробку |
пп (нву) |
п (нву) |
Работа с пирамидками |
пп (нву) |
п (нву) |
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) |
п |
и |
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) |
п |
и |
Вращение различных предметов |
п (нву) |
и |
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) |
п (нву) |
и |
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) |
п (нву) |
и |
Подтягивание предметов за веревочку |
п (нву) |
и |
Двигательное развитие |
||
Выполнение движений головой |
п (нву) |
и |
Выполнение движений руками |
п (нву) |
и |
Выполнение движений пальцами рук |
п (нву) |
п |
Выполнение движений плечами |
п (нву) |
п |
Обучение опираться на предплечья и кисти рук |
пп (нву) |
п |
Бросание и ловля мяча |
! |
пп |
Изменение позы в положении лежа |
п (нву) |
п |
Изменение позы в положении сидя |
п (нву) |
п |
Изменение позы в положении стоя |
п (нву) |
п |
Обучение вставать на четвереньки |
н |
н |
Обучение ползать |
пп (нву) |
пп (нву) |
Обучение сидеть ровно |
п (нву) |
п |
Альтернативная коммуникация |
||
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами |
пп |
п |
Привлечение внимания ребенка жестами |
п |
о |
Привлечение внимания ребенка изображениями |
пп (нву) |
п |
Привлечение внимания ребенка речью |
пп |
п |
Установление зрительного контакта со взрослым |
и |
о |
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) |
п (нву) |
п |
Реагирование на собственное имя |
и |
и |
Приветствие собеседника |
п (нву) |
Пп (нву) |
Обозначение желаний с использованием взгляда |
п (нву) |
п |
6. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Комаровой Е. в силу её психофизических способностей.
6.1 Математика.
Математические представления.
Пояснительная записка.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.
Для Екатерины с выраженным нарушением интеллекта овладение элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения затруднено. Основным приемом в обучении, в котором ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является создание практических ситуаций, в которых ребенок учится применять математические представления в повседневной жизни.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений .
Данная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине». Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности. В учебном плане предмет представлен с примерным расчетом на 1 учебную четверть( 3 четверть ).
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природного) ; пазлы (из 2-х, 3-х. ; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математика
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение различать множества (один – много);
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Содержание предмета. Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
Представление о форме.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток, времена года
Индивидуальный учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Формируемые представления |
Примечание |
Представления о величине |
||||
1 |
Большой-маленький |
1 |
Большой-маленький |
|
2 |
Высокий-низкий |
1 |
Высокий-низкий |
|
3 |
Широкий-узкий |
1 |
Широкий-узкий |
|
Количественные представления |
||||
4 |
Мало-много |
1 |
Мало-много |
|
5 |
Несколько-много |
1 |
Несколько-много |
|
Временные представления (9 ч) |
||||
6 |
Времена года |
1 |
Осень, зима, весна, лето |
|
7 |
Сутки |
1 |
Утро, день, вечер, ночь |
|
Пространственные представления (в пространстве) (6ч) |
||||
8 |
Вверху-внизу |
1 |
Вверху-внизу |
|
9 |
Впереди-сзади |
1 |
Впереди-сзади |
|
10 |
Повторение изученного материала |
1 |
Список используемой литературы:
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
6.2 Окружающий природный мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе Программ обучения глубоко умственно отсталых детей, составленных НИИ дефектологии АПН 1984 года.
Цель занятий расширение представлений об окружающем природном мире.
Задачи:
1. Развивать умения анализировать окружающий мир и предметы;
2. Формировать навыки вести диалог применяя односложный ответ;
3. Продолжать формировать умения классифицировать предметы и соотносить натуральные объекты с их графическим изображением;
4.Воспитывать любовь к природе;
5. Корригировать мышление и внимание.
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
Занятия проводятся в форме игр. Построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у ребенка интерес, стимулируют к деятельности. Такие уроки способствуют коррекции личности школьника и необходимы в жизни.
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Накопление положительного опыта сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Принимать и сохранять учебную задачу.
Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
Удерживать цель деятельности.
Принимать установленные правила поведения на занятиях.
Предметные
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
Иметь представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Материально-техническое оснащение предмета: альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами; дидактические материалы: изображения (картинки, фото, пиктограммы), для демонстрации обучающимся; звучащие игрушки, способствующие формированию у детей доступных представлений об окружающем.
Содержание учебного предмета.
Окружающий природный мир.
Явления неживой природы: смен времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, объекты неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности, погодные изменения, их влияние на жизнь человека.
Животный и растительный мир: Представление о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: объекты живой природы, животный и растительный мир (растения, животные, их виды, понятия «полезные - вредные», «дикие – домашние»), правила заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними, правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое);
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Коррекционная задача |
УЗУ |
||
Окружающий природный мир. |
||||||
1 |
Явления неживой природы: смена времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе. |
1 |
Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
Иметь представление о времени года и сезонных изменениях в природе. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
2 |
Объекты неживой природы: солнце. |
1 |
Развитие памяти и внимания |
Иметь представления об объекте неживой природы воде. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
Животный и растительный мир: |
||||||
3 |
Жизнь животных. Птицы. |
1 |
Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
Иметь представление о птицах. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
4 |
Жизнь животных. Рыбы. |
1 |
Развитие памяти |
Иметь представление о птицах. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
5 |
Жизнь растений. Ознакомление с названиями растений, их внешним видом. |
1 |
Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
Иметь представление о разнообразии растительного мира. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия |
||
6 |
Растения дикорастущие. Деревья. |
1 |
Развитие внимания |
Иметь представление о дикорастущих растениях. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
7 |
Иметь представление о дикорастущих растениях. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
1 |
Развитие внимания |
Иметь представление о фруктах. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
8 |
Культурные растения: ягоды. |
1 |
Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
Иметь представление о ягодах. Слушать учителя, принимать и удерживать цель в течение занятия. |
||
9 |
Правила заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними, правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое). |
1 |
Коррекция зрительного восприятия. |
Иметь представление о понятии «домашние животные»; об их названии, внешнем виде, о названии их детёнышей; узнавать домашних животных по внешнему виду; заботиться о них. Вступать в контакт ученик – учитель. |
Методическая литература для учителя:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
6.3 Речь и альтернативная коммуникация
1.Пояснительная записка
Обучение грамоте учащихся с нарушением интеллекта ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (подними руку: правую - левую подними руки вверх и др.).
Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Задачи:
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей
Регулятивные универсальные учебные действия
Принимать и сохранять учебную задачу.
Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
Удерживать цель деятельности.
Принимать установленные правила поведения на занятиях.
Предметные
овладеть доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными :
уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами,
Материально – техническое оснащение предмета: графические средства для альтернативной коммуникации: картинки с изображением объектов, людей, действий (фото, пиктограммы, символы); сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мячики – ежики, мячи.
Наглядно-демонстрационный материал
На уроках используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
Календарно-тематическое планирование
№п/п тема |
Содержание предмета |
Кол-во час |
Коррекционная , учебная задача |
1 |
Приветствие: «Здравствуйте, привет» |
1 |
Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений; - научить различать многозначность жеста; - учить соотносить жест со словом. Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом. |
2 |
Приветствие: «До свидания!» |
1 |
Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом. |
3 |
Знакомство с понятием: «Дай» |
1 |
Развитие фонематического слуха и координации движений Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом; - научить различать многозначность жеста; - воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. Сюжетные и предметные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формирования графомоторных навыков, погремушки, музыкальные игрушки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. |
4 |
Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!» |
1 |
Развитие координации движений, моторики Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации; - учить использовать доступные жесты для передачи сообщений и соотносить жест со словом; - развивать слуховые функции. - расширять рамки слухового восприятия. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации; развитие слухового внимания и восприятия. сюжетные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формирования графомоторных навыков, |
5 |
Выполнение простых инструкций: ; «Посмотри на меня» и т.д. 1 |
1 |
Развитие координации движений, моторики Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми; - развивать эмоциональное общение; - побуждать к визуальному контакту; - формировать умение слушать и слышать педагога. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого. музыкальные инструменты, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. |
6 |
Семья - «Показ близких, детей, кукол». |
1 |
Развитие движений и кистей рук Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней; - учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки. Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения. Пиктограммы, предметные картинки изображения, рисунки, сюжетные картинки, сюжетные игры, звуки окружающей действительности, технические средства обучения (презентации). |
7 |
Совершенствовать навыки звукоподражания: |
1 |
Коррекция и развитие памяти. Развитие навыков самостоятельности Совершенствовать навыки звукоподражания; - учить соотносить звуки с реальными предметами. Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок; работа над пониманием простых инструкций. Показ действий в привычных ситуациях Расширение пассивного глагольного словаря с помощью картинок: действия, совершаемые одним лицом; действия, совершаемые разными лицами; нахождение названной или показанной картинки среди других. Пиктограммы, предметные картинки, игрушки, музыкальные инструменты, сюжетные и дидактические игры, технические средства обучения (презентации).
|
6.4 Коррекционно-развивающие занятия
Принципы коррекционной работы
1. Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
2. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
5. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
6. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
7. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Цель коррекционно- развивающих занятий – формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка для эффективной социализации в обществе.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;
- уменьшение недостатков моторики;
-совершенствование зрительно-двигательной координации;
психологического сопровождения младших школьников с особенностями развития, коррекция психофизического развития и адаптация к учебной деятельности и школьной среде в целом.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы.
Освоение рабочей программы по предмету коррекционной области обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предме- гармонизация -развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
-развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);
-формирование и развитие навыков социального поведения.
Приемы и методы, используемые на занятиях: игра; наглядный, практический, словесный методы; наблюдение; собеседование; тестирование; анализ результатов деятельности; учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей ребенка; эмоционально-положительной настрой, что позволяет не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.
Данный курс занятий является корекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Ожидаемые результаты освоения предмета коррекционной области
Предназначением программы является организация тных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения предмета коррекционной области
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
3) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты освоения предмета коррекционной области включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения на уроках и во внеучебной деятельности .
Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для обучающейся .. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты освоения предмета коррекционной области в 1 классе.
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
-иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей; -знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); -знать времена года и их последовательность; -иметь представления о контрастных температурах; -уметь пользоваться письменными принадлежностями; -уметь различать основные цвета, предметы по форме и величине; -уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога; -уметь принимать инструкции педагога; -уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога). |
-иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей; -знать основные цвета; -знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); -знать времена года и их последовательность; -иметь представления о контрастных температурах; -уметь определять эмоции по графическому изображению лица; -уметь пользоваться письменными принадлежностями; -уметь обозначить словом цвет, форму, величину предметов; -уметь различать основные цвета, предметы по форме и величине; -уметь сравнивать предметы по двум признакам; -уметь находить общие и отличительные признаки предметов; -уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога; -уметь различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды; -уметь соблюдать правила игры, последовательность действий; -уметь принимать инструкции педагога; -уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности; -уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога), в школьном помещении, использовать в речи понятия «дальше» - «ближе». |
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психокоррекции у умственно отсталых школьников совершенствуются умения:
тонкой пальцевой моторики;
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
видеть временные рамки своей деятельности;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Кроме того, совершенствуются:
-зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
-крупные движения и умения владеть своим телом;
-навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Учебно-тематический план
класс: 1; количество часов всего
№ |
Наименование разделов. Тема занятий |
Кол-во часов |
I |
Моторика. Развитие крупной и мелкой моторики. |
|
1.Развитие крупной моторики. |
1 |
|
2.Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика |
1 |
|
II. |
Восприятие |
|
II1 |
3.Восприятие цвета |
1 |
4.Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) |
1 |
|
II.2 |
Восприятие формы |
|
5.Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур |
1 |
|
II.3 |
Восприятие пространства |
|
6.Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога) |
1 |
|
7.Движение в заданном направлении в пространстве |
1 |
|
8.Ориентировка в помещении (комната) |
1 |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
. набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
игрушки и пособия для развития тонкой моторики (шнуровки, трафареты, мозаики и т.д.).
. настольные игры (ребусы, лабиринты).
. дидактические игры
Литература
1. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
2. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
3. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
4. Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4 классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО «СКОШ №123»).
5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 20
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.
9. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М.:Эксто-Пресс,2001
10. Сиротюк А.Л. , Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера,2009
6.4 Предметно-практическая деятельность
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Коррекционная направленность:
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Примерное содержание коррекционных занятий
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой). Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки). Складывание предметов в емкость (корзины, коробки). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Результаты освоения программы.
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень.
- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;
- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны;
- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу);
- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками;
- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;
- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень.
- умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в друг
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Информационно методическое обеспечение и оборудование |
||
Раздел программы: Действия с материалами |
|||||
|
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). |
1 |
Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. |
||
2 |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. |
1 |
Бумага, вата, природный материал |
||
3 |
Пересыпание крупы, гороха |
1 |
Стаканчики, горох, крупа |
||
4. |
Иры с водой |
1 |
Тазик с водой, резиновые мячи |
||
5 |
Пересыпание крупы. |
1 |
Крупа, коробки |
||
6 |
Размазывание пластилина по готовым изображениям |
1 |
Пластилин |
||
Раздел программы: Действия с предметами |
|||||
6 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). |
1 |
Шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки |
||
7 |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). |
1 |
Бутылочки, маракасы, погремушки |
||
8 |
Складывание кубиков |
1 |
Кубики |
||
9 |
Разложи по цвету |
1 |
Прищепки, чашки |
||
10 |
Игры с природным материалом |
1 |
Шишки ( сосновые) |
||
11 |
Выкладывание кубиков по цветному шаблону |
1 |
Цветные кубики |
||
12 |
Игры со звучащими предметами. |
1 |
Бубен, колокольчик |
||
13 |
Катание игрушек от себя. |
1 |
Машинка на веревочке |
||
14 |
Катание игрушек к себе. |
1 |
Машинка на веревочке |
||
15 |
Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (коробки) |
1 |
Коробка , кубики |
||
16 |
Простые постройки из кубиков |
1 |
Кубики |
||
17 |
Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). |
1 |
Мяч |
6.5 Сенсорное развитие
Особое значение на ранних этапах развития ребенка с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания.
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности у детей со сложными психофизическими нарушениями и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- формирование у детей интереса к изучению объектов живого и неживого мира;
- знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;
- знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы;
- обогащение чувственного (тактильного) опыта детей посредством соприкосновения с объектами живой и неживой природы и природными явлениями.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие тактильной чувствительности;
- развитие пассивного словаря;
- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
- побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;
- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
- развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к занятиям;
- воспитание эстетического вкуса.
Анализ и контроль овладения программой осуществляется в конце учебного года.
Материально – техническое оснащение предмета: погремушки различного звучания, игрушки, пиктограммы, кубики; дидактический материал: изображения, предметные картинки.
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
Положительно относиться к занятиям по развитию тактильного восприятия.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.Понимать правила поведения на занятиях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Принимать и сохранять учебную задачу.
Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
Удерживать цель деятельности.
Принимать установленные правила поведения на занятиях.
Предметные
Отзываться на свое имя и фамилию, понимать словесное обращение воспитателя.
Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мягких, пушистых и жестких, колючих.
Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мокрых и сухих раздражителей.
Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела теплых и холодных раздражителей.
Различать приятные и неприятные прикосновения.
Не противиться сопряженным действиям.
Захватывать и удерживать игрушку из разного материала.
Обследовать игрушку, предмет руками, ладошкой.
Знать функциональное значение предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить общение с ними.
Овладевать невербальными способами общения.
Календарно-тематическое планирование
№ |
тема |
Коррекционно-развивающая составляющая образованности |
||
1 |
Игра «Ку-ку». |
Учить выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку») |
||
2 |
Найди игрушку. |
Учить ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах |
||
3 |
Спрячь игрушку. |
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов |
||
4 |
Ножками топ-топ |
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ножками топ-топ»). |
||
5 |
Ручками хлоп-хлоп |
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»). |
||
6 |
Игра «Зайка прыг-скок» |
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок») |
||
7 |
« Дай куклу». |
Учить соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля») |
||
8 |
«Мячик» |
Учить соотносить игрушку с ее изображением . |
||
9 |
«Кубики» |
Учить соотносить игрушку с ее изображением. Знакомить со словами шар, кубик |
||
10 |
«Дай шарик, кубик» |
Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится») |
||
11 |
«Найди машинку» |
Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца. |
||
12 |
« Где мячик» |
Учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик») |
||
13 |
Сбор геометрической игрушки. |
Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб |
||
14 |
«Найди игрушку» |
Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других) |
||
15 |
Выкладывание из кубиков прямых рядов |
Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой |
||
16 |
«Собери картинку» |
Учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку |
||
17 |
Игра «Дай большую, а теперь маленькую» |
Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами |
Список литературы:
Басилова Т.А., Александрова Н.А. «Как помочь малышу со сложными нарушениями развития»: Пособие для родителей. – М.: «Просвещение»,2008.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: СОЮЗ, 1999.
Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсироющего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Издательство: Просвещение.,2005 г.
Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер 2002.
Худенко Е.Д. Программа для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей» Издательство: АНМЦ Развитие и коррекция., 2007 г.
Пособие для педагогов/ И.К. Боровская, М.В. 33ылинно, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская.- Национальный институт образования.- Минск,2007.
Программа обучения глубоко умственно-отсталых детей НИИ Дефектологии АПН СССР Издательство: Москва, Мин. Соц. Обеспечения РСФСР НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984 г.
6.6 Двигательное развитие
Программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей учащейся.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
1. Активизация защитных сил организма ребёнка.
2. Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
3. Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
4. Развитие общей организованности, внимания, доброжелательности.
Задачи и направления:
выполнение действий руками и ногами, контроль за положением головы ; захват предметов руками в разных положениях ; броски мяча .
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
-развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений;
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать выделенные педагогом ориентиры действия;
-удерживать цель деятельности;
- принимать установленные правила поведения на занятиях.
Предметные
- правильное выполнение доступных для выполнения упражнений;
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
- обучение дыхательной гимнастике.
Материально – техническое :мячи и мячики, массажное оборудование, игрушки разные по текстуре и размеру.
Календарно-тематическое планирование
№ |
дата |
тема |
Коррекционно-развивающая составляющая образованности |
1 |
Наклоны головы вперед-назад. |
Общеразвивающие упражнения выполняются вслед за взрослым по подражанию. |
|
2 |
Наклоны головы вперед-назад. |
Общеразвивающие упражнения выполняются вслед за взрослым по подражанию. |
|
3 |
Повороты головы вправо, влево. |
Уметь выполнять упражнения по подражанию. |
|
4 |
«Пропеллер»(круговые движения согнутыми перед грудью руками). |
Уметь выполнять упражнения по подражанию |
|
5 |
«Хлопки в ладоши» |
Уметь выполнять упражнения по подражанию: сжимание пальцев в кулаки и разжимание; хлопки в ладоши |
|
6 |
«Притопывание ногами» |
Уметь выполнять упражнения по подражанию |
|
7 |
Упражнение для рук и ног. |
Уметь выполнять упражнения по подражанию |
|
8 |
Катание мяча. |
Уметь выполнять упражнения по подражанию: катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах. |
|
9 |
Катание мяча сидя |
Уметь выполнять упражнения по подражанию. |
|
10 |
Броски мяча |
Уметь выполнять движение по подражанию. |
|
11 |
Броски мяча от груди. |
Уметь выполнять движение по подражанию. |
|
12 |
Движение рук вверх-вниз |
Уметь выполнять упражнения по подражанию Движения рук вверх-вниз. |
|
13 |
Движение рук над головой |
Уметь выполнять упражнения по подражанию: скрестные широкие размахивания вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой. |
|
14 |
«Флажки» |
Уметь выполнять упражнения по подражанию: постукивание о пол черенком флажка в приседе; помахивание флажком вверху над головой одной рукой. |
|
15 |
Сгибание ног сидя |
Уметь выполнять упражнения по подражанию. |
|
16 |
Сгибание ног сидя и обхват руками |
Уметь выполнять упражнения по подражанию: Подпрыгивание — на носках на месте. |
|
17 |
Ходьба на месте. |
Уметь выполнять упражнения по подражаниюХодьбавыполня |
Литература
Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г.
Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениямиинтеллектуального развития. М.: Академия, 2000г
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998г.
Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей», 2008г.
Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г.
7. Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной программы развития
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом
Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:
* узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;
* выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;
* определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);
*различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);
*знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;
*показывать на себе части тела и лица;
*выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира.
Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности
Название мероприятия |
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» |
Присутствие на торжественной линейке |
Зритель |
«День матери» |
Рисунок маме |
Участник |
«День здоровья» |
Наклейка эмблем |
участник |
«Новый год» |
Знакомство с атрибутами праздника, участие в новогоднем празднике |
Участник |
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества |
Подарок для папы |
участник |
8 Марта |
Знакомство с атрибутами праздника, изготовление открытки для мамы |
Зритель/ участник |
Пасха |
Подготовка к мероприятию, покраска яиц |
Участник |
Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года |
Присутствие на торжественной линейке |
Зритель |
Осенняя экскурсия в лес, в парк |
Сбор листьев |
Участник |
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия ______ Обучающая стала узнавать учителя , реагирует положительно на его появление. Идет на контакт. Может удерживать незначительное внимание на объекте . Быстрое наступление утомляемости. Все задания выполняются непосредственной помощью взрослого.
Результативность обучения (на конец учебного года) Обучающая может показать правую руку. Показать движением кури, где находится дверь, окно. Рассказывает с помощью подражающим звуков( вокализацией) , передавая интонационный голос, потешки или маленькие четверостишия, сопровождая мимическими движениями рук. Показывает части лица, хотя движение рук очень затруднены. Увеличилось время концентрации внимания и непосредственной деятельности, хотя оно до сих пор остается минимальным.
Рекомендации по дальнейшей работе Развитие крупной и мелкой моторики рук. Обогащение сенсомоторного опыта. Учить выполнению действий с предметами. Учить реагировать на инструкцию педагога.
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________ Подпись родителя ____________
Подпись специалистов:
Педагог – психолог: ______________________________
Содержание программы сотрудничества с семьей
Формы работы |
Цель |
Примерное содержание |
Сроки |
Ответственный |
Индивидуальные консультации специалистов |
Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР |
Итоги диагностики, разработка СИПР. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР |
В начале учебного года В конце учебного года В течение учебного года по запросу |
Узкие специалисты |
Занятия для родителей (з/п) с детьми (мастер-классы) |
Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей (з/п) и ребенка |
«Альтернативная коммуникация», обучение навыкам взаимодействия |
1 раз в месяц, 1 час |
Педагог-психолог |
Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий |
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе |
По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста |
Зам. директора по УВР, учитель |
|
Домашнее визитирование |
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
В течение учебного года |
Узкие специалисты, учитель |
|
Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях |
Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы |
Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. |
Согласно плану внеурочной деятельности |
Зам. директора по УВР, учитель |
Расписка
Я, _______________________________________________________________,
(ФИО родителя или законного представителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка _______________________________________________________________
(ФИО ребенка)
Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций учителя и специалистов.
О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями моего ребенка, предупрежден(а).
Подпись родителя ______________ Дата ________________