ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 60
Г.О.ДОНЕЦК» ДНР
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен опыт работы с семьями, воспитывающие детей с нарушением речи, где рассматриваются проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, и пути их решения, которые позволят организовать совместную деятельность более эффективно и даст возможность родителям быть активным участником в жизни своего ребенка. Представлены формы и методы работы с родителями, которые педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности для повышения эффективности взаимодействия. Материал будет интересен как воспитателям, так и другим специалистам дошкольных учреждений.
Ключевые слова: родители, нарушение речи, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, сотрудничество, дети дошкольного возраста, формы, методы.
Актуальность статьи. Дошкольное образовательное учреждение – это первое учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается регулярное педагогическое просвещение. И каким бы мастерством не обладал педагог, успех воспитания детей в дошкольном учреждении во многом зависит от организации работы с родителями.
На сегодняшний день в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, изменяются цели и ценности образования. Одинаковые формы взаимодействия с родителями и старые методы работы с детьми уже не эффективны, так как формы должны иметь дифференцированный подход, а новые методы еще не осознаны и мало внедряются в практику. Все это требует изменения традиционных подходов к взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников [1].
Один из важнейших аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, положительного взаимодействия как необходимого условия для всестороннего развития ребенка. Это требование достаточно четко прописано в ГОС дошкольного образования ДНР (п. 4.2.4.), согласно которому, необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В соответствии с ГОС дошкольного образования ДНР (п. 2.3.), одним их важнейших направлений развития личности дошкольников является речевое развитие [2].
Как мы знаем, правильность речи, как и все необходимые навыки, приобретаются в семье. Однако, практика показывает, за последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями и огромную роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с нарушениями речи может быть помощь их родителям и другим членам семьи [5].
Таким образом, для нашего дошкольного образовательного учреждения самой актуальной и основной задачей является включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, установление положительных взаимоотношений с родителями, поиск новых форм работы с родителями для решения проблем каждого ребенка и семьи. Вышеизложенные факты побуждают заняться поиском наиболее эффективных форм работы с родителями. Поиск целесообразного решения проблемы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, считается и остается одним из главных и острых вопросов нашего времени.
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина), ученые Л. Выготский, М. Хватцев, Т. Филичова, Г. Волкова, Т. Власова, Р. Левина, Е. Соботович и др. исследовали проблему нарушения речи у детей дошкольного возраста [3].
К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами, В.А. Сухомлинский считал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу, а Л.Ф. Островская традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми [6].
Большого внимания заслуживает монография Н.В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей», в которой представлена комплексная методика диагностики условий и функций сотрудничества родителей и педагогов в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Цель статьи рассмотреть формы и методы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников дошкольного возраста по коррекции речевых нарушений и найти эффективные действенные пути сотрудничества.
Основная часть. Для решения приоритетных задач ГОС дошкольного образования ДНР, учитывая особенности детей с ОНР, с целью выявления эффективных форм работы дошкольных учебных заведений с семьями воспитанников был проведен педагогический эксперимент.
Мною были выдвинуты следующие задачи:
Выявить в группе существующие проблемы семейного воспитания;
В ходе эксперимента сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
Выявить и предложить к использованию в практической деятельности формы эффективного взаимодействия с родителями и выявить оптимальные условия организации эффективного взаимодействия родителей и детей.
Исследование проходило на базе МБДОУ №294 г. Донецка. Экспериментальным исследованием было охвачено 15 детей старшей логопедической группы, их родители, воспитатели и учитель-логопед. Работа с семьями проводилась в трех этапах.
Первый этап – подготовительный (анализ семьи с целью определения существующих проблем в воспитании детей).
Работа с родителями в нашем дошкольном образовательном учреждении планируется заранее, чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому первым делом начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Использовались наиболее распространённые методы изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Применялись следующие формы взаимодействия с семьями:
Анкетирование «Ребенок и его семья», «Взаимоотношения в семье;
Индивидуальные беседы;
Вечера вопросов и ответов;
Посещение семьи.
Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:
- уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
- недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
- неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
- незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Второй этап – информационный (повышение уровня педагогического образованности взрослых членов семьи). На этом этапе работу с родителями детей с нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но, чтобы работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог, воспитатели группы. Как показывает опыт работы, родители желают владеть точной информацией о речевых нарушениях собственного ребенка, ждут эмоциональной поддержки от специалистов.
На этом этапе применялись такие формы взаимодействия с семьями:
Задания логопеда для выполнения с детьми домашних заданий;
Пополнение информации в «Родительском уголке»;
Проведения родительских собраний «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы»;
Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников», «Факторы успешного речевого общения»;
День открытых дверей.
Тренинг для родителей «Мы – одно целое»;
Семинары-практикумы.
Третий этап – процессуально - активизирующий (привлечение взрослых членов семей к активному взаимодействию с воспитателями).
На этом завершающем этапе эффективными оказались такие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- неделя психологии;
- праздники и развлечения;
- экскурсии и пешие переходы;
- выставки совместных работ взрослых и детей;
- благотворительные акции.
- видеотека.
Заключительный этап – обобщение результатов исследования.
Как показывает опыт работы, наиболее эффективными формами работы с родителями является:
проведения недель психологии. На протяжении недели у каждого родителя была возможность по своему желанию высказать свое мнение и написать отзыв о работе детского сада, либо о специалисте или воспитателе, задать интересующие вопросы сотрудникам детского сада.
Привлечение семей к участию в конкурсах и выставках самая распространённая и достаточно эффективная форма. Довольно часто кроме речевых расстройств у детей отмечается также неустойчивое внимание, память, недостаточно развитая мелкая моторика. Эта форма работы способствует у детей развитию познавательных процессов.
Видеотека - еще одна форма, которую в последнее время очень часто используют в работе с родителями. Она содержит записи занятий, которые родители могут просмотреть самостоятельно или совместно с специалистом. В процессе такими видео сообщениями родители могут также просмотреть игры или упражнения, которые использует воспитатель или учитель-логопед с воспитанником, видят, где ребенок отстает, учатся методам и приемам работы по преодолению трудностей в речевом развитии.
Семинары-практикумы. Такая форма эффективна тем, что при рассмотрении теоретических вопросов, родители расширяют свои полученные знания и сразу могут практически их применять.
Наиболее эффективными методами в педагогической практике, на мой взгляд, являются:
метод проектов. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, интернет.
методы активизации. Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее, безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
методы формирования педагогической рефлексии. Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания [4].
В ходе исследования были найдены оптимальные условия организации эффективного взаимодействия родителей и детей:
индивидуального подхода к взрослым членам семьи с учетом их опыта семейного воспитания, уровня педагогической образованности и общей культуры;
комплексного и целесообразного использования коллективных, индивидуальных и наглядно-информационных форм взаимодействия с семьями воспитанников;
учета уровня нравственной воспитанности каждого воспитанника, семейного микроклимата и семейных традиций.
Выводы. Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Проблема сотрудничества родителей с дошкольным учреждением решается в трех направлениях:
повышения педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность ДОУ;
совместная работа по обмену опыта.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников;
размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях.
Таким образом, применения разнообразных форм работы взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
В процессе изучения семей были подобраны наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка. В результате этого повысилась эффективность обучения детей с нарушениями речи, у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития, организация и проведение коррекции образовательной работы в ДОУ для них стала понятной. Также изменился характер взаимодействия со специалистами, воспитателями групп. Родители научились видеть проблемы своего ребенка.
Такое взаимодействие с семьями дает возможность реализовать коррекционные программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения и основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьей согласно ГОС дошкольного образования ДНР.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях.
Список литературы:
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 128 от 19.10.2021) [Электронный ресурс] / URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-128-np-20211019/
Антонова, Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально экономической нестабильности общества/ Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Н.А. Разгонова // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. — М., 2015. — С.112-118
Далинина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. — 2013. — №1. — С. 41-49
Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 6. — С. 36-47
Тверская, О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи / О.Н.Тверская //Логопед. — 2010. — №4. – С.36-38
Юдина, Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования / Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3.