12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Ольга Владимировна309
Россия, Костромская обл., г. Буй
Материал размещён в группе «Работа с детьми с ОВЗ»
4

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями"

государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Буйская школа - интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»













Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями»













Автор программы: Сафонова О. В.

учитель высшей квалификационной

категории

Участники программы: классный

руководитель; родители учащихся









г. Буй



Оглавление


раздела

Наименование разделов

Страница

I.

Паспорт программы воспитательной деятельности классного руководителя


1.1

Название программы

3

1.2

Аннотация

3

1.3

Основание для разработки

3

1.4

Цель

3

1.5

Задачи

3

1.6

Участники программы

4

1.7

Срок реализации

4

II.

Содержательный раздел

4

2.1

Принципы работы

4

2.2

Направления работы

4

2.3

Формы работы

4

2.4

Содержание работы

5

2.5

Система сетевого взаимодействия

6

2.6

Ожидаемые результаты реализации программы

6

III.

Организационный раздел

6

3.1

План – график реализации программы

6

IV.

Литература

10


























Паспорт программы воспитательной деятельности классного руководителя


1.1 Название программы

«Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями»

1.2 Аннотация

Работе с семьями, в которых воспитываются дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в наше время, уделяется достаточно большое внимание, так как семье принадлежат значительные возможности для решения вопросов воспитания и социализации детей, включения их в трудовую деятельность и становления активными членами общества. Программа направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия классного руководителя и родителей в интересах особого ребёнка. Программа обеспечивает сопровождение родителей путём включения их в различные мероприятия

1.3 Основание для разработки

Конвенция о правах ребёнка

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» с 01.09.2016 г.

Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Устав ГКОУ «Буйская школа-интернат»

План воспитательной работы классного руководителя

1.4 Цель

Социально-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями

1.5 Задачи

1. Повышать психолого-педагогические компетенции семьи в вопросах развития и специфических образовательных потребностей детей родителей

2. Формировать опыт практической, познавательной, творческой деятельности родителей в процессе их педагогического образования

4. Организовать регулярный обмен информацией о ребёнке

5. Создать условия для активного участия родителей в различных формах совместной деятельности с учащимися и классным руководителем

1.6 Участники программы

Классный руководитель

родители учащихся

1.7 Срок реализации

2016 – 2020 годы


Содержательный раздел


Принципы работы

- Первоочередное право родителей на воспитание детей

- Достоверность информации

- Доступность информации

- Личностно-ориентированный подход к каждой семье

- Взаимное сотрудничество и взаимоуважение

- Социально-педагогическое сопровождение семьи осуществляется комплексно: классным руководителем, учителем-дефектологом, педагогом психологом, логопедом, социальным педагогом


Направления работы

- Изучение сведений о семье (состав семьи, образовательный уровень, место работы, номер телефона)

- Пропаганда успешного опыта семейного воспитания

- Повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерности развития детей с интеллектуальными нарушениями, содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям, пропаганда здорового образа жизни семьи)

- Повышение правовой культуры родителей (изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, изучение Устава ГКОУ «Буйская школа-интернат»

- Вовлечение родителей в продуктивное сотрудничество

- Информирование родителей

- Решение текущих вопросов


Формы работы

- Коллективные: Родительские собрания, тематические дискуссии, обмен мнениями, открытые уроки, внеклассные мероприятия

- Групповые: Проведение детских праздников (с привлечением группы родителей), участие в совместных образовательных проектах, участие в родительском комитете, участие в оформлении класса к праздникам

- Индивидуальные: Консультации, беседы, индивидуальная помощь по вопросам коррекции воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, анкетирование, сбор информации, посещение семей, общение по телефону; привлечение к участию в конкурсах и акциях


Содержание работы

- Родительские собрания (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания – проводятся 4 раза в год).

Примерная тематика: Знакомство со школой и классным руководителем; правила поведения в школе; трудности адаптации первоклассников к школе; законы воспитания ребёнка в семье; профилактика девиантного поведения; профилактика токсикомании; наказание и поощрение в семейном воспитании; как помочь ребёнку с трудностями в обучении; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков самообслуживания; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков эффективной коммуникации; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков здорового образа жизни; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков безопасного поведения; физиологическое взросление и его влияние на ребёнка и т.д.

- Дискуссии по актуальным темам (форма просвещения родителей без нравоучения и назидательного тона, нацелена на выявление и согласования различных точек зрения)

Примерная тематика: Положительный опыт семейного воспитания; опыт поощрения и наказания ребёнка в семье; семейные традиции; семейный досуг и т.д.

- Индивидуальные консультации (форма всеобуча для родителей, проводимая как классным руководителем, так и специалистами)

Примерная тематика: Развитие внимания и мышления; развитие мелкой моторики; развитие речи; дыхательная гимнастика; массаж; агрессия, что такое патология развития и т.д.

- Открытые уроки (форма дающая возможность увидеть родителям своих детей «с другой стороны» их возможности, достижения – позволяет ознакомиться с методикой преподавания, требованиями учителя)

- Внеклассные мероприятия (форма работы способствующая сближению родителей между собой, налаживанию контакта с классным руководителем и детским коллективом)

Примерная тематика: Дни именинников; чаепития приуроченные к праздникам; весёлые старты; концерты и т.д.

- Посещение семей учащихся (форма работы позволяющая выяснить условия воспитания ребёнка, его взаимоотношения с родителями дома в неформальной обстановке – проводится по мере необходимости).







Система сетевого взаимодействия

t1583855435aa.gif



Ожидаемые результаты реализации программы

- Повышение качества работы с семьями учащихся с интеллектуальными нарушениями, через соблюдение принципов сотрудничества, диалога, единства целевых ориентиров и требований

- Создание комфортной обстановки для сотрудничества классного руководителя и родителей

- Повышение психолого-педагогических компетенций родителей

- Вовлечение родителей в многостороннее взаимодействие со школой

Организационный раздел


План график реализации программы

3.1.1 Тематика родительских собраний по классам

Срок реализации

Тема родительского собрания

Форма проведения

1класс

1

Сентябрь 2016

«Переход на новую систему обучения в соответствии с государственным стандартом образования»

Обсуждение

2

Октябрь 2016

«Правила поведения в школе»

Тематическая дискуссия

3

Декабрь 2016

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

Лекция

4

Март 2017

«Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков самообслуживания»

Практикум

5

Май 2017

«Безопасные каникулы»

Деловая игра

2класс

1

Октябрь 2017

«Законы воспитания ребёнка в семье»

Тематическая дискуссия

2

Декабрь 2017

«Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков»

Практикум

3

Март 2018

«Профилактика вредных привычек»

Лекция

4

Май 2018

«Организация досуга детей в семье»

Круглый стол

3класс

1

Октябрь 2018

«Значение режима в жизни младшего школьника»

Тематическая дискуссия

2

Декабрь 2018

«Профилактика девиантного поведения»

Лекция

3

Март 2019

«Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков здорового образа жизни»

Практикум

4

Май 2019

«Учимся понимать друг друга»

Тренинг

4класс

1

Октябрь 2019

«Физиологическое взросление и его влияние на ребёнка»

Лекция

2

Декабрь 2019

«Наказание и поощрение в семейном воспитании»

Тематическая дискуссия

3

Март 2020

«Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков эффективной коммуникации»

Практикум

4

Май 2020

«Прощай начальная школа»

Устный журнал


3.1.2 Организация совместной культурно - досуговой деятельности учащихся, родителей, классного руководителя


Срок реализации

Тема мероприятия

Форма проведения

1класс

1

Сентябрь 2016

«День Знаний – Моя будущая профессия»

Единый классный час

2

Октябрь 2016

«Посадим яблоньку для школы»

«Щедрое яблоко»

Акция

Открытое внеклассное мероприятие

3

Декабрь 2016

«Зимние узоры»

Открытый урок по изобразительной деятельности

4

Март 2017

«Вместе с мамой»

Открытое внеклассное мероприятие

5

Апрель 2017

Экскурсия в аптеку

Образовательный маршрут

6

Май 2017

«Ура! Летние каникулы!»

Развлекательная программа

2класс

1

Сентябрь 2017

«День Знаний – Россия устремлённая в будущее»

Единый классный час

2

Ноябрь 2017

«Наши мамы лучше всех!»

Контактный зоопарк «Пушистики»

Конкурсно – творческая программа

Образовательный маршрут

3

Декабрь 2017

«Я люблю свою лошадку»

«Зимние секреты»

Открытое коррекционно-развивающее занятие

Конкурсная программа

4

Февраль 2018

«Весёлые старты»

Спортивные соревнования

5

Март 2018

«Мир театра»

Образовательный маршрут

6

Апрель 2018

Экскурсия в овощной магазин

Образовательный маршрут

7

Май 2018

«Вот и лето к нам пришло»

Экскурсия « Пожарная часть в городе Буй»


Развлекательная программа

Образовательный маршрут

3класс

1

Сентябрь 2018

«Путешествие в школьную страну»

Классный час

2

Октябрь 2018

Экскурсия «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Образовательный маршрут

2

Декабрь 2018

«Новый год в гости к нам идёт»

Открытое занятие по внеурочной деятельности

3

Март 2019

«А ну-ка девочки!»

Конкурсная программа

4

Апрель 2019

«Книжка – малышка»

Мастер-класс

5

Май 2019

Акция «Чистый город»

Экскурсия «Мой любимый город – Буй»

Уборка школьной территории

Образовательный маршрут

4класс

1

Сентябрь 2019

«Давайте жить дружно»

Классный час

2

Октябрь 2019

Экскурсия на почту

Образовательный маршрут

3

Декабрь 2019

«Мы все разные, но этим и прекрасны мы!»

Классный час

4

Март 2020

«Мама в моей жизни»

Открытое внеклассное мероприятие

5

Май 2020

«Прощание с начальной школой»

Смотр знаний


3.1.3 Изучение семей и условий семейного воспитания


Содержание работы

Задачи

1

Анализ документов и первичных сведений о ребёнке и его семье

Создать социальные паспорта

2

Изучение медицинских показаний и противопоказаний

Получить представление о состоянии здоровья учащихся, для предотвращения негативных ситуаций

3

Особенности характера учащихся

Провести анкетирование родителей, для выявления важных моментов, которые следует учитывать классному руководителю при составлении плана воспитательной работы

4

Посещение семей

Изучить жилищно – бытовые условия

5

Диагностика потребностей родителей в области обучения и воспитания

Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных ислугах и их психологической культуры

6

Сбор информации об особенностях воспитания ребёнка в семье

Изучить реальные потребности семей

7

Диагностика психологического климата в классе

Выявить мнение родителей

8

Диагностика эффективности мероприятий проводимых классным руководителем

Выявить мнение родителей -анкетирование

9

«Какой у нас коллектив» анкетирование

Выявить мнение родителей


Литература


Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.

Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24.

Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.

Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.







10


Опубликовано в группе «Работа с детьми с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.