Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями»
государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Буйская школа - интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями»
Автор программы: Сафонова О. В.
учитель высшей квалификационной
категории
Участники программы: классный
руководитель; родители учащихся
г. Буй
Оглавление
№ раздела | Наименование разделов | Страница |
I. | Паспорт программы воспитательной деятельности классного руководителя | |
1.1 | Название программы | 3 |
1.2 | Аннотация | 3 |
1.3 | Основание для разработки | 3 |
1.4 | Цель | 3 |
1.5 | Задачи | 3 |
1.6 | Участники программы | 4 |
1.7 | Срок реализации | 4 |
II. | Содержательный раздел | 4 |
2.1 | Принципы работы | 4 |
2.2 | Направления работы | 4 |
2.3 | Формы работы | 4 |
2.4 | Содержание работы | 5 |
2.5 | Система сетевого взаимодействия | 6 |
2.6 | Ожидаемые результаты реализации программы | 6 |
III. | Организационный раздел | 6 |
3.1 | План – график реализации программы | 6 |
IV. | Литература | 10 |
Паспорт программы воспитательной деятельности классного руководителя
1.1 Название программы | «Взаимодействие учителя с семьями детей с интеллектуальными нарушениями» |
1.2 Аннотация | Работе с семьями, в которых воспитываются дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в наше время, уделяется достаточно большое внимание, так как семье принадлежат значительные возможности для решения вопросов воспитания и социализации детей, включения их в трудовую деятельность и становления активными членами общества. Программа направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия классного руководителя и родителей в интересах особого ребёнка. Программа обеспечивает сопровождение родителей путём включения их в различные мероприятия |
1.3 Основание для разработки | Конвенция о правах ребёнка Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» с 01.09.2016 г. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Устав ГКОУ «Буйская школа-интернат» План воспитательной работы классного руководителя |
1.4 Цель | Социально-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями |
1.5 Задачи | 1. Повышать психолого-педагогические компетенции семьи в вопросах развития и специфических образовательных потребностей детей родителей 2. Формировать опыт практической, познавательной, творческой деятельности родителей в процессе их педагогического образования 4. Организовать регулярный обмен информацией о ребёнке 5. Создать условия для активного участия родителей в различных формах совместной деятельности с учащимися и классным руководителем |
1.6 Участники программы | Классный руководитель родители учащихся |
1.7 Срок реализации | 2016 – 2020 годы |
Содержательный раздел
Принципы работы
- Первоочередное право родителей на воспитание детей
- Достоверность информации
- Доступность информации
- Личностно-ориентированный подход к каждой семье
- Взаимное сотрудничество и взаимоуважение
- Социально-педагогическое сопровождение семьи осуществляется комплексно: классным руководителем, учителем-дефектологом, педагогом психологом, логопедом, социальным педагогом
Направления работы
- Изучение сведений о семье (состав семьи, образовательный уровень, место работы, номер телефона)
- Пропаганда успешного опыта семейного воспитания
- Повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерности развития детей с интеллектуальными нарушениями, содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям, пропаганда здорового образа жизни семьи)
- Повышение правовой культуры родителей (изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, изучение Устава ГКОУ «Буйская школа-интернат»
- Вовлечение родителей в продуктивное сотрудничество
- Информирование родителей
- Решение текущих вопросов
Формы работы
- Коллективные: Родительские собрания, тематические дискуссии, обмен мнениями, открытые уроки, внеклассные мероприятия
- Групповые: Проведение детских праздников (с привлечением группы родителей), участие в совместных образовательных проектах, участие в родительском комитете, участие в оформлении класса к праздникам
- Индивидуальные: Консультации, беседы, индивидуальная помощь по вопросам коррекции воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, анкетирование, сбор информации, посещение семей, общение по телефону; привлечение к участию в конкурсах и акциях
Содержание работы
- Родительские собрания (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания – проводятся 4 раза в год).
Примерная тематика: Знакомство со школой и классным руководителем; правила поведения в школе; трудности адаптации первоклассников к школе; законы воспитания ребёнка в семье; профилактика девиантного поведения; профилактика токсикомании; наказание и поощрение в семейном воспитании; как помочь ребёнку с трудностями в обучении; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков самообслуживания; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков эффективной коммуникации; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков здорового образа жизни; формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков безопасного поведения; физиологическое взросление и его влияние на ребёнка и т.д.
- Дискуссии по актуальным темам (форма просвещения родителей без нравоучения и назидательного тона, нацелена на выявление и согласования различных точек зрения)
Примерная тематика: Положительный опыт семейного воспитания; опыт поощрения и наказания ребёнка в семье; семейные традиции; семейный досуг и т.д.
- Индивидуальные консультации (форма всеобуча для родителей, проводимая как классным руководителем, так и специалистами)
Примерная тематика: Развитие внимания и мышления; развитие мелкой моторики; развитие речи; дыхательная гимнастика; массаж; агрессия, что такое патология развития и т.д.
- Открытые уроки (форма дающая возможность увидеть родителям своих детей «с другой стороны» их возможности, достижения – позволяет ознакомиться с методикой преподавания, требованиями учителя)
- Внеклассные мероприятия (форма работы способствующая сближению родителей между собой, налаживанию контакта с классным руководителем и детским коллективом)
Примерная тематика: Дни именинников; чаепития приуроченные к праздникам; весёлые старты; концерты и т.д.
- Посещение семей учащихся (форма работы позволяющая выяснить условия воспитания ребёнка, его взаимоотношения с родителями дома в неформальной обстановке – проводится по мере необходимости).
Система сетевого взаимодействия
Ожидаемые результаты реализации программы
- Повышение качества работы с семьями учащихся с интеллектуальными нарушениями, через соблюдение принципов сотрудничества, диалога, единства целевых ориентиров и требований
- Создание комфортной обстановки для сотрудничества классного руководителя и родителей
- Повышение психолого-педагогических компетенций родителей
- Вовлечение родителей в многостороннее взаимодействие со школой
Организационный раздел
План график реализации программы
3.1.1 Тематика родительских собраний по классам
№ | Срок реализации | Тема родительского собрания | Форма проведения |
1класс | |||
1 | Сентябрь 2016 | «Переход на новую систему обучения в соответствии с государственным стандартом образования» | Обсуждение |
2 | Октябрь 2016 | «Правила поведения в школе» | Тематическая дискуссия |
3 | Декабрь 2016 | «Трудности адаптации первоклассников к школе» | Лекция |
4 | Март 2017 | «Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков самообслуживания» | Практикум |
5 | Май 2017 | «Безопасные каникулы» | Деловая игра |
2класс | |||
1 | Октябрь 2017 | «Законы воспитания ребёнка в семье» | Тематическая дискуссия |
2 | Декабрь 2017 | «Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков» | Практикум |
3 | Март 2018 | «Профилактика вредных привычек» | Лекция |
4 | Май 2018 | «Организация досуга детей в семье» | Круглый стол |
3класс | |||
1 | Октябрь 2018 | «Значение режима в жизни младшего школьника» | Тематическая дискуссия |
2 | Декабрь 2018 | «Профилактика девиантного поведения» | Лекция |
3 | Март 2019 | «Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков здорового образа жизни» | Практикум |
4 | Май 2019 | «Учимся понимать друг друга» | Тренинг |
4класс | |||
1 | Октябрь 2019 | «Физиологическое взросление и его влияние на ребёнка» | Лекция |
2 | Декабрь 2019 | «Наказание и поощрение в семейном воспитании» | Тематическая дискуссия |
3 | Март 2020 | «Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями навыков эффективной коммуникации» | Практикум |
4 | Май 2020 | «Прощай начальная школа» | Устный журнал |
3.1.2 Организация совместной культурно - досуговой деятельности учащихся, родителей, классного руководителя
№ | Срок реализации | Тема мероприятия | Форма проведения |
1класс | |||
1 | Сентябрь 2016 | «День Знаний – Моя будущая профессия» | Единый классный час |
2 | Октябрь 2016 | «Посадим яблоньку для школы» «Щедрое яблоко» | Акция Открытое внеклассное мероприятие |
3 | Декабрь 2016 | «Зимние узоры» | Открытый урок по изобразительной деятельности |
4 | Март 2017 | «Вместе с мамой» | Открытое внеклассное мероприятие |
5 | Апрель 2017 | Экскурсия в аптеку | Образовательный маршрут |
6 | Май 2017 | «Ура! Летние каникулы!» | Развлекательная программа |
2класс | |||
1 | Сентябрь 2017 | «День Знаний – Россия устремлённая в будущее» | Единый классный час |
2 | Ноябрь 2017 | «Наши мамы лучше всех!» Контактный зоопарк «Пушистики» | Конкурсно – творческая программа Образовательный маршрут |
3 | Декабрь 2017 | «Я люблю свою лошадку» «Зимние секреты» | Открытое коррекционно-развивающее занятие Конкурсная программа |
4 | Февраль 2018 | «Весёлые старты» | Спортивные соревнования |
5 | Март 2018 | «Мир театра» | Образовательный маршрут |
6 | Апрель 2018 | Экскурсия в овощной магазин | Образовательный маршрут |
7 | Май 2018 | «Вот и лето к нам пришло» Экскурсия « Пожарная часть в городе Буй» | Развлекательная программа Образовательный маршрут |
3класс | |||
1 | Сентябрь 2018 | «Путешествие в школьную страну» | Классный час |
2 | Октябрь 2018 | Экскурсия «Правила безопасного поведения на железной дороге» | Образовательный маршрут |
2 | Декабрь 2018 | «Новый год в гости к нам идёт» | Открытое занятие по внеурочной деятельности |
3 | Март 2019 | «А ну-ка девочки!» | Конкурсная программа |
4 | Апрель 2019 | «Книжка – малышка» | Мастер-класс |
5 | Май 2019 | Акция «Чистый город» Экскурсия «Мой любимый город – Буй» | Уборка школьной территории Образовательный маршрут |
4класс | |||
1 | Сентябрь 2019 | «Давайте жить дружно» | Классный час |
2 | Октябрь 2019 | Экскурсия на почту | Образовательный маршрут |
3 | Декабрь 2019 | «Мы все разные, но этим и прекрасны мы!» | Классный час |
4 | Март 2020 | «Мама в моей жизни» | Открытое внеклассное мероприятие |
5 | Май 2020 | «Прощание с начальной школой» | Смотр знаний |
3.1.3 Изучение семей и условий семейного воспитания
№ | Содержание работы | Задачи |
1 | Анализ документов и первичных сведений о ребёнке и его семье | Создать социальные паспорта |
2 | Изучение медицинских показаний и противопоказаний | Получить представление о состоянии здоровья учащихся, для предотвращения негативных ситуаций |
3 | Особенности характера учащихся | Провести анкетирование родителей, для выявления важных моментов, которые следует учитывать классному руководителю при составлении плана воспитательной работы |
4 | Посещение семей | Изучить жилищно – бытовые условия |
5 | Диагностика потребностей родителей в области обучения и воспитания | Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных ислугах и их психологической культуры |
6 | Сбор информации об особенностях воспитания ребёнка в семье | Изучить реальные потребности семей |
7 | Диагностика психологического климата в классе | Выявить мнение родителей |
8 | Диагностика эффективности мероприятий проводимых классным руководителем | Выявить мнение родителей -анкетирование |
9 | «Какой у нас коллектив» анкетирование | Выявить мнение родителей |
Литература
Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы / Л.Ю. Белякова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24.
Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
10