Рекомендации по психологическому исследованию семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Психологическое исследование семьи, воспитывающей
ребенка с ОВЗ
Основная цель проведения психологической диагностики семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
Перед педагогом-психологом, проводящим психологическую диагностику семьи, в которой воспитывается ребенок с особенностями в развитии, ставятся следующие задачи:
— определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
— выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию в семье ребенка с психофизическими нарушениями;
— выявление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
— выявление неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
— определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
— определение направлений социализации детей с отклонениями в развитии и их семей.
Психологическое изучение семьи ребенка с ОВЗ включает диагностику личностных особенностей как самого ребенка, так и членов его семьи (родителей, близких родственников).
Семьи, в которых воспитываются дети с особенностями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно решать его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Правильное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с ОВЗ, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей особенных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшей проблеме. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах «фрустрационной нагрузки» реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей и значимых для детей близких позволяет установить в области межличностных внутрисемейных контактов, в отношении к проблемному ребенку, в реагировании его близких на стресс те «слабые» зоны, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Изучение особенностей внутрисемейной атмосферы дает возможность выявить и предупредить ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет ребенок с психофизическими недостатками, а также определить «прогноз» его развития в каждой конкретной семье.
Общие рекомендации:
1. Соблюдение принципов изучения семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями в развитии, потому что они определяют основные критерии, на которые должны опираться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.
В первую очередь - принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи. На современном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий должны быть включены все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать поставленным требованиям.
Важнейшим принципом решения проблем семьи на разных этапах является принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.
Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать и другому критерию — принципу единства диагностики и коррекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возможность полного ее исправления.
Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволяет создать между членами семьи и психологом необходимые доверительные отношения. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена и использована против самой семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положительно влияет как на достоверность результатов психодиагностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.
Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Специализированная психолого-педагогическая помощь семье должна осуществляться с момента попадания ребенка в образовательную организацию. Ее осуществление не должно ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а должно продолжаться в юношеский и взрослый период. В связи с этим важное значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни ребенка и подростка.
Среди перечисленных выше критериев одним из приоритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, и лиц их заменяющих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к больному ребенку.
2. При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика педагога- психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
— установлением контакта на уровне «обратной» связи;
— коррекцией понимания родителем «проблемы» ребенка;
— коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребенка—отец ребенка) отношений.
3. Особо актуально изучение личностных особенностей родителей особенного ребенка, поскольку именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень социализации и адаптации в жизни ребенка, его будущее, стрессоустойчивые качества родителей необходимы для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
4. При изучении семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, целесообразно использовать следующие методы: наблюдения, беседы, психодиагностические и клинические методики, проективные методики.
С помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с особенностями( в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик. В процессе психолого-педагогического наблюдения за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
·стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
·стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
·стремление ребенка к контакту со сверстниками;
·стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем и др.);
·характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
·преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
·ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
·наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз, др.;
·особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
·особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
·особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный);
·характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
·наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
·стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
·стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
·форма и характер взаимодействия с ребенком;
·форма и характер взаимодействия с другими лицами;
·особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
·особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);
·особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
·выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).
Для изучение личностных особенностей и характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) используются методики, направленные на изучение их психических свойств, задачи этого вида диагностики:
·исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение их психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный);
·оценка интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристика адаптационных механизмов и способности переносить длительный стресс;
·определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии;
·анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
·установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;
·определение модели семейного воспитания;
·изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.
В качестве психодиагностических методик для детей(сиблингов или ближайших родственников) целесообразно использовать рисуночные тесты. Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. Другим важным преимуществом рисуночных тестов является то, что в любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. При этом ребенок может быть лишен художественного таланта или у него может страдать качество графического изображения. Во всех случаях рисунок ребенка отражает взгляд маленького человека на взрослый мир.