12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда184
Россия, Москва, Москва
0

Рекомендации по психологическому исследованию семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ


Психологическое исследование семьи, воспитывающей

ребенка с ОВЗ

Основная цель проведения психологической диагнос­тики семьи — выявление причин, препятствующих адек­ватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и нарушающих гармоничную внут­рисемейную жизнедеятельность.

Перед педагогом-психологом, проводящим психологическую диагностику семьи, в которой воспитывается ребенок с особенностями в развитии, ставятся следующие задачи:

определение степени соответствия условий, в кото­рых растет и воспитывается ребенок дома, требова­ниям его возрастного развития;

выявление внутрисемейных факторов как способству­ющих, так и препятствующих гармоничному разви­тию в семье ребенка с психофизическими наруше­ниями;

выявление причин, дестабилизирующих внутрисе­мейную атмосферу и межличностные отношения;

выявление неадекватных моделей воспитания и дес­труктивных форм общения в семье;

определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

определение направлений социализации детей с от­клонениями в развитии и их семей.

Психологическое изучение семьи ребенка с ОВЗ включает диагностику личностных осо­бенностей как самого ребенка, так и членов его семьи (ро­дителей, близких родственников).

Семьи, в кото­рых воспитываются дети с особенностями в развитии, жи­вут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до пре­дела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно решать его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Правильное восприятие проблем, связанных с воспи­танием в семье ребенка с ОВЗ, дос­тигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказы­вает психогенное, фрустрирующее воздействие на психи­ку родителей особенных детей и опосредствованно негатив­но влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возник­шей проблеме. Таким образом, оказывается, что при сход­ных вариантах «фрустрационной нагрузки» реактивные способности и адаптационные возможности у разных ро­дителей проявляются различно.

Именно процедура психологического изучения лично­стных особенностей родителей и значимых для детей близ­ких позволяет установить в области межличностных внут­рисемейных контактов, в отношении к проблемному ре­бенку, в реагировании его близких на стресс те «слабые» зоны, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Изучение особенностей внутрисемейной атмосферы дает возможность выявить и предупредить ухудшение микросо­циальной ситуации, в которой растет ребенок с психофи­зическими недостатками, а также определить «прогноз» его развития в каждой конкретной семье.


Общие рекомендации:

1. Соблюдение принципов изучения семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями в развитии, потому что они определяют основные критерии, на которые дол­жны опираться специалисты при проведении психодиаг­ностических мероприятий.

В первую очередь - принцип комплекснос­ти и многоаспектности изучения проблем семьи. На совре­менном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий должны быть включены все лица и факторы, влияющие на разви­тие ребенка. Выбор психодиагностического инструмента­рия должен также отвечать поставленным требованиям.

Важнейшим принципом решения проблем семьи на раз­ных этапах является принцип гуманного и деликатного отно­шения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать и другому критерию — принципу единства диагностики и кор­рекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возмож­ность полного ее исправления.

Огромное значение для установления адекватного кон­такта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволя­ет создать между членами семьи и психологом необходи­мые доверительные отношения. Информация личного ха­рактера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена и использована против самой семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положи­тельно влияет как на достоверность результатов психоди­агностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.

Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ре­бенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармонич­ное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемей­ные отношения.

Специализированная психолого-педагогическая помощь семье должна осуществляться с момента попадания ребенка в образовательную организацию. Ее осуществление не должно ограничиваться рамками детского или подростко­вого возраста, а должно продолжаться в юношеский и взрослый период. В связи с этим важное значение приоб­ретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возра­стных этапах жизни ребенка и подростка.

Среди перечисленных выше критериев одним из при­оритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, и лиц их заменяющих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармо­ничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гар­монизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к больному ребенку.


2. При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика педагога- психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

установлением контакта на уровне «обратной» связи;

коррекцией понимания родителем «проблемы» ре­бенка;

коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребен­ка—отец ребенка) отношений.


3. Особо актуально изучение личностных особенностей родителей особенного ребенка, поскольку именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень социализации и адаптации в жизни ребенка, его будущее, стрессоустойчивые качества родителей необходимы для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.


4. При изучении семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, целесообразно использовать следующие методы: наблюдения, беседы, психодиагностические и клинические методики, проективные методики.

С помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с особенностями( в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик. В процессе психолого-педагогического наблюдения за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:

·стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);

·стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;

·стремление ребенка к контакту со сверстниками;

·стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем и др.);

·характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);

·преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);

·ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;

·наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз, др.;

·особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);

·особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);

·особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный);

·характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);

·наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

·стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

·стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;

·форма и характер взаимодействия с ребенком;

·форма и характер взаимодействия с другими лицами;

·особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

·особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

·особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

·выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Для изучение личностных особенностей и характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) используются методики, направленные на изучение их психических свойств, задачи этого вида диагностики:

·исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение их психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный);

·оценка интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристика адаптационных механизмов и способности переносить длительный стресс;

·определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии;

·анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

·установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

·определение модели семейного воспитания;

·изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

В качестве психодиагностических методик для детей(сиблингов или ближайших родственников)  целесообразно использовать рисуночные тесты. Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. Другим важным преимуществом рисуночных тестов является то, что в любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. При этом ребенок может быть лишен художественного таланта или у него может страдать качество графического изображения. Во всех случаях рисунок ребенка отражает взгляд маленького человека на взрослый мир.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.