Презентация "Методы и приемы обследования воображения у детей с нарушениями речи"
Методы и приемы обследования воображения у детей с нарушениями речи
Воображение – это? психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта
Воображение – это? Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.
Формы проявления воображения: 1) Создание воображаемого образа, ситуации (образное воображение); 2) Создание воображаемой роли (сюжетноролевая игра). Роль –опора образа (образное, словесно-логическое воображение); 3) Проявление воображения в рисовании (творческое воображение); 4)Словесное творчество (словеснологическое, образное воображение); 5) Обособление мира фантазии от реальности (образное воображение).
Особенности воображения лиц с нарушениями речи Дети с нарушениями речи не используют изменение пространственного положения при выполнении задания Редко используют фигуру многократно для создания образа (11% от общего числа образов)Нормально говорящие в 2 раза чаще Требуется в четыре раза больше времени для включения в работу, быстрая истощаемость
Выявление специфических особенностей воображения у детей с нарушениями речи В.П. Глухов (1985) исследовал воображение у детей с нарушениями речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с НР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.
Выявление специфических особенностей воображения у детей с нарушениями речи снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов - представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Методы и приемы исследования воображения у детей с НР Для обследования воображения подбирают методики с помощью которых можно наиболее эффективно определить особенности воображения у дошкольников с НР: Методика 1. «На что это похоже»; Методика 2. «Где чье место»; Методика 3. «Как спасти зайку»; Методика 4. «Дорисованные фигуры».
Методика «На что это похоже?» Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?» Критерии оценки Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) —2 балла. Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку —1 балл. Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций. Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Методика «Где чье место?» Предлагается рисунок, в котором около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки рис.1, и отдельно такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками рис. 2. Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в "необычные" места. Объясни, почему они там оказались».
Методика «Где чье место?» Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по разному решать эту задачу. Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась» и т. д. Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.
Методика «Как спасти зайку» Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для методики подбираются предметы: блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги, фигурка зайки. Все предметы раскладывают на столе перед ребенком и рассказывают историю.
Методика «Как спасти зайку» Взрослый берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку». Выполнение задания оценивается по нескольким уровням: Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл. Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла. Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.
Методика «Дорисовывание фигур» Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Методика «Дорисовывание фигур» Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.
Методика «Дорисовывание фигур» Можно выделить следующие уровни: При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Методы развития воображения ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Волшебные кляксы Какие предметные изображения вы видите в кляксе или её отдельных частях?
Что спрятано? Дорисуйте картинки
Закончи рисунок Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упражнение №1 Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение№2 Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.
Упражнение №3 На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.
Рекомендации Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка. Не сдерживайте, инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно, можете только чуть-чуть помочь им. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем и предлагайте детям, возникающие у них проблемы, решать творчески. Предоставьте детям возможность активно задавать вопросы. Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано. Долг взрослого - заметить и развить способности и задатки. В любом случае взрослый должен оказывать ребенку помощь, но руководить им, не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.
Заключение Развитие воображения совершенно необходимо для формирования нормальной психики. Это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности ребенка в той мере, в какой она требует творчества. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов.
Заключение Воображение – это творческая деятельность, основанная на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа, т.е. носят аналитико-синтетический характер. У детей с НР нарушен процесс воображения, так как у таких детей страдает: Подготовка (зарождение идеи) 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний) 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата) 4. Проверка Все эти нарушения связаны с нарушением познавательных интересов, снижением мотивации в деятельности, бедным запасом общих сведений об окружающем мире, сложностью в создании воображаемой ситуации, недостаточной точностью предметных образов-представлений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у детей с НР страдает в большей степени продуктивное (произвольное, творческое) воображение.
Список литературы Глухов, В.П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. Забрамная, С.Д., Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития