Статья «Практический взгляд к мотивации профессионального роста педагогов»
Трунаева А.С.
заместитель директора по УВР
МБОУ «Школа №88 г. Донецка»
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД К МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ
Аннотация: в данной статье рассматриваются мотивы профессионального роста педагогов в современном образовательной системе. Деятельность учителей анализируется с позиции мотивации, необходимых умений, а также индивидуального стиля преподавания. Охарактеризованы приемы мотивации профессионального мастерства педагогического коллектива, применяемые администрацией образовательного учреждения.
Ключевые слова: мотивация, мотив, профессиональный рост, профессиональное развитие, современная система образования.
Актуальность статьи. Безынициативная позиция педагогов, низкий уровень их профессионального интереса, инертное участие в мероприятиях педагогической направленности – ключевые проблемы, ухудшающие, в первую очередь, самих учителей, а также деятельность и имидж образовательного учреждения в целом.
В связи с этим довольно востребованным на сегодняшний день является вопрос о мотивации педагогических сотрудников учебных организаций.
Проблематика мотивации профессионального роста педагогов рассматривается в научных трудах таких авторов, как: В.Г.Асеева, А.А.Бодалева, Н.Н.Вересова, В.В.Гузеева, П.Т.Долговой, Е.П.Ильна, А.Маслоу и др.
Цель статьи – проанализировать особенности формирования мотивации профессионального роста педагогов в современной образовательной среде.
Изложение основного материала. Всеобъемлющее развитие общества, всех его сфер жизни требует активного участия человека как образованной личности. Для реализации данной задачи необходимо должным образом замотивировать сотрудников учреждения.
Как считает В.А.Дубровская, мотивация определяется как совокупность внутренних и внешних обстоятельств, провоцирующих человека к деятельности, формирующих ее границы и формы, определяющих ее направленность, ориентированная на достижение четко поставленных целей и задач [4].
Согласно другому определению, мотивация трактуется как потребность работника достигать успеха и избегать неудач, способствующая активности индивида в конкретных обстоятельствах [3, c.15].
А.О.Блинов утверждает, что мотивация – это «генетическое стремление человека к самореализации в определенных видах деятельности в соответствии с его врожденными задатками – способностями», реализуемое при определенных обстоятельствах [2].
Согласно разным точкам зрения, структурно мотивация состоит из:
1) иерархии мотивов (В.А.Дружинин, Г.Ф.Ивончик, В.И.Ковалев, М.В.Матюхина и др.);
2) комплекса мотивационных ориентаций (И.П.Именитова, Н.М.Симонова).
Важно отметить, что фундаментом мотивации выступает процесс достижения потребностей субъекта – нужды человека, удовлетворяемые с помощью профессиональной деятельности. В связи с этим потребности рассматриваются как причины поведения, побуждающие к действию и частично влияющие на систему ценностей, убеждений и мировоззрений.
В литературе различают следующие типы мотивов:
1) внешний мотив – стимул: а) поступки; б) слова других людей; в) условия среды, где осуществляется профессиональная деятельность;
2) действенный мотив (по А.Н.Леонтьеву), предметом которого выступает деятельность, а мотивом – объект, соответствующий конкретной потребности, побуждая и направляя деятельность субъекта;
3) обобщенный мотив – интегрированные цели, выражающие направленность личности, ее ценностно-смысловую ориентированность.
Педагогическая среда, педагогический коллектив, профессиональная деятельность всего педагогического коллектива оказывают непосредственное воздействие на профессиональное развитие педагогов. Стоит сказать, что результаты такого развития получаются стихийно.
Развитие профессионального роста связано с [5, c.49]:
1) личностным ростом (Е.А.Кухтерина);
2)технической модернизацией, повышением компетентности и профессиональных качеств (Ф.Зеер);
3) совершенствованием человеческой жизнедеятельности, способствующей высокоустойчивости в социуме (П.Т.Долгов);
4)поэтапным развитием человека в рамках профессиональной деятельности (Н.Г.Зиновьева);
5) существующим осознанным или интуитивным педагогическим разнообразием стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности (А.В.Мудрик);
6) развитием личности в рамках человеческого онтогенеза, направленным на усвоение необходимых профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков (Дж.Сьюпер);
7) взаимодействием принципов внутреннего развития и его внешнего движения в момент социализации (Л.Г.Матяж);
8) достижением конкретного уровня профессионализма (А.М.Иванов);
9) самосовершенствованием учителя (Е.А.Ямбург);
10) внешними источниками и внутренними качествами педагога, необходимыми для его профессионального роста: а) этническая принадлежность; б) характер; в) интересы; г) убеждения; д) мировоззрение; е) ценности (М.В.Левит).
Стоит сказать, что существуют такие направления, изучающие мотивацию профессионального роста, как:
1) проблема зарождения мотивационных образований;
2) вопросы соотношения, борьбы мотивов;
3) способы реализации мотивационных образований, отвечающие за поведение человека: а) уровень активности; б) направление действия к определенной цели; в) обострение восприимчивости к конкретным стимулирующим ситуациям.
Иначе говоря, между мотивами и профессиональной деятельностью существует взаимосвязь, отображающая в динамической деятельности личности.
С точки зрения А.К.Маркова, успешная профессиональная деятельность достигается под значительным воздействием мотивов профессионального роста и мотивации компетентности [6].
В образовательной среде мотивацией педагогического коллектива является побуждение к выполнению трудовых обязательств для достижения целей учебного учреждения.
Под мотивацией профессионального роста педагогов следует понимать процесс побуждения учителя к активной педагогической деятельности, направленной на приобретение более качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысле в профессии.
На наш взгляд, ключевыми мотивами профессионального роста педагогов в современной образовательной среде являются такие, как:
1) желание быть услышанным;
2) желание быть современным;
3) стремление масштабировать профессиональные возможности;
4) необходимость соответствовать требованиям времени;
5) получение приятных эмоций от развития, любознательности и проявленного интереса.
Наиболее продуктивные мотивы профессионального роста педагогов – достижение успехов на профессиональном поприще, расширение индивидуальных профессиональных ресурсов, признание со стороны коллег, родителей и обучающихся.
Важно, чтобы стимулирование педагогического коллектива администрацией происходило комплексно, дифференцированно, гибко и оперативно. Более того, следует придерживаться таких принципов, как принцип доступности, принцип ощутимости, принцип постепенности (таб.1).
Таблица 1. Мотивы и стимулы профессионального развития педагогов
Мотивы | Стимулы |
Профессиональная самореализация | - подготовка и организация авторского мастер-класса для коллег; - повышение самостоятельности, заключающейся в выборе программы, класса, графика работы; - содействие в разработке, утверждении и распространении авторских программ |
Личное развитие, получение новых знаний | - прохождение стажировки или курсов повышения квалификации; - осуществление методической деятельности удобному для учителя графику; - творческий отпуск в каникулярное время; - оплата научно-методической литературы; - содействие в прохождении профессиональной переподготовки |
Самоутверждение, достижение социального успеха | - предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары; - организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати; - привлечение к работе структурных подразделений методической службы школы; - получение права на проведение семинаров для своих коллег; - рекомендация учителя для работы в экспертных группах |
Коллективная принадлежность | - вхождение в состав различного рода органов, решающих важные проблемы жизни школы |
Стабильность, защищенность | - гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей; - предоставление оплачиваемых часов на методическую работу; - гарантия имеющегося статусного положения в коллективе |
Конкуренция | - методическое сопровождение всевозможных конкурсов профессионального мастерства; - присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства |
В.Э.Арутюнян различает следующие уровни мотивации профессионального развития педагогов[1]:
1) начальный: стимулами к трудовой деятельности являются внешние социальные или узколичностные мотивы (выполнение должностных обязанностей и карьера);
2) основной: профессионально-личностное саморазвитие педагога;
3) высший: саморазвитие,самоактуализация, персонализация и реализация своего творческого потенциала.
Помимо того, администрации необходимо учитывать профессиональную квалификацию преподавательского состава образовательного учреждения. Так, для молодых специалистов в качестве стимула профессионального роста будет достаточно скромного оклада, маленькой нагрузки и соответствующей квалификации. Это связано с тем, что данная категория сотрудников не владеет навыками планирования и прогнозирования своей деятельности, определения конечного результата. Для профессионалов стимулирующие условия будут иными, поскольку это уже высококлассные инициативные специалисты, работающие, в первую очередь, на конечный результат, а также выполняющие общественные поручения различного рода.
В качестве приемов мотивации определенного вида деятельности администрацией образовательного учреждения могут быть использованы такие, как:
1) административные: а) издание приказов и распоряжений; б) объявление выговоров и благодарностей; в) разработка и утверждение должностных инструкций и иных регламентных документов; г) аттестация педагогов; д) разумное распределение учебной нагрузки;
2) экономические: а) присвоение надбавок; б) построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями); в) предоставление различного рода льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.); г) предоставление социального пакета (отпуска, больничные и т.д.);
3) социально-психологические: а) обобщение опыта работы; б) предоставление возможности работы по экспериментальным программам; в) привлечение к управленческой деятельности в составе всевозможных творческих группах, комиссиях и т.д.; г) включение в резерв руководящих кадров; д) предоставление дополнительных полномочий; е) рекомендация на присвоение педагогического звания; ё) благодарственные письма, грамоты;
4) социально-психологические: а) повышение статуса образовательного учреждения; б) совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.); в) поздравление со знаменитыми событиями в жизни педагога; г) привлечение к общественной работе; д) привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации; е) поощрение инициатив, самостоятельности.
Примечательно, что руководство учебного заведения вправе одновременно использовать несколько стимулирующих методов.
Обобщая вышесказанное, выделяем следующие практические рекомендации администрации образовательного учреждения к мотивации педагогического коллектива в повышении уровня их профессиональной компетенции:
1) установить причину низкой мотивации – нежелание выполнять свои должностные обязанности или низкая квалификация. Причиной отсутствия мотивации может быть неудачный опыт в прошлом. Что делать? Важно помнить, что учителей интересует, в первую очередь, ближайшая перспектива, а уже потом – что-то глобальное. Предоставление помощи в рамках образовательного процесса, методическая поддержка помогут педагогу (особенно неопытному) поверить в себя и в свои силы;
2) оказать уместные коррекционные меры. В случае обнаружении определенного рода проблем и ошибок следует реагировать мягко, спокойно помочь в их устранении;
3) создавать зону ближайшего развития – создание ситуации, где педагогу придется найти решение самостоятельно;
4) отслеживать результаты деятельности педагогического коллектива в процессе всей работы;
5) оценивать проделанную работу в соответствии с выдвинутыми требованиями и сравнивая с коллегами;
6) формировать мотивацию успеха через оказание помощи в ситуациях, где в ней нуждаются;
7) формировать адекватную самооценку педагога – поощрение как профессиональных достижений, так личностных;
8) поощрять за хорошо выполненную работу – материальное поощрение (премии, дополнительные выходные или отпуска и т.д.), коллективное неформальное времяпровождение (экскурсии, выезды на природу, тимбилдинг);
9) установить доверительный контакт с сотрудником – оказание моральной поддержки, осуществление контроля за деятельность через помощь, а не давление;
10) любить и уважать всех членов педагогического коллектива.
Мотивация профессионального роста педагога осуществляется благодаря: 1) повышению уровня его профессиональной компетентности; 2) индивидуализации и дифференциации методического сопровождения педагогической деятельности; 3) освоению им приемов самомониторинга профессиональных достижения; 4) созданию условий для его научно-исследовательской работу и др.
Выводы. Таким образом, в современной образовательной системе необходимы условия эффективного формирования мотивации профессионального роста педагогов, включающей в себя: материальное денежное и не денежное стимулирование, подходящие условия труда, организационная культура, уровень организации выполнения трудовых функций, профессиональная мотивация и т.д.
Список литературы
Арутюнян, В.Э. Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Виктория Эсаиновна Арутюнян. – Ростов-на-Дону, 2012. – 196с.
Блинов, А.О. Искусство управления персоналом / А.О.Блинов.– М.: ГЕЛАН, 2012. – 388с.
Боковня, А.Е. Мотивация – основа управления человеческими ресурсами (теор. и практ. формир. мотивир. орг. среды и созд. единой сист. мотив. комп.): моногр. / А.Е.Боковня. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 144с.
Дубровская, Е.В. Психология выбора педагогической деятельности / Е.В.Дубровская, Н.В.Ольшевская // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №4(9). – С.53-56.
Красношлыкова, О.Г., Приходько, Е.В. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О.Г.Красношлыкова, Е.В.Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – №2(22). – С.47-54.
Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312с.
Попова, А.С. Исследование структуры профессиональной мотивации педагогов в школе / А.С.Попова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т.4. – №11. – С.1154.
Старшов Михаил Александрович