Творческий потенциал - средство профессионального роста педагога
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
В современной педагогической реальности педагог и ребенок на рубеже столетий оказались в очень разных плоскостях: по ценностям, по уровню внешней и внутренней культуры, по информационному пространству. Чтобы педагог смог быть настоящим, а не формально названным партнером современного ребенка и выстраивать с ним содружество, сотворчество, событие, необходимо представить педагогу несколько вариантов для самореализации. Педагог, увлеченный своей профессией, успешно реализующий себя на педагогическом поприще – является ключевой фигурой в образовании, он становится равноправным партнером своим воспитанникам. К чему стремится педагог в дошкольном образовании? К созданию условий для успешности ребенка! Но чтобы ребенок смог СТАТЬ успешным завтра, нужно, чтобы он БЫЛ успешным сегодня, в пространстве собственного детства. И здесь важны не только знания и умения, главное, ребенок должен успешно контактировать и социализироваться. Доминирующими механизмами социализации в дошкольном детстве выступают – подражание и идентификация, а наиболее развивающим и естественным видом деятельности дошкольного детства является – игра, в которой развиваются все остальные виды деятельности. Кто же является доминантным субъектом этих видов деятельности ребенка дошкольного возраста? Как мы привыкли говорить, что семья, но современная педагогическая реальность констатирует, что и воспитатель, как по качеству подачи развивающего материала, так и по продолжительности во времени (в среднем дошкольник проводит вместе с ним 9 часов в день, а максимально – 12 часов. При этом из оставшихся в сутках 12 часов ребенок 8-9 часов спит, и только свободные от всего этого 3 часа он, возможно, проводит в развивающем общении с родителями).
Поэтому качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям не утратили свое значение, но современные требования предполагают использование новых, активных форм работы. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают участников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, деятельном подходе к обучению и рефлексии. Применение эффективных форм и методов в педагогическом процессе дает возможность педагогу проявлять творчество, самосовершенствоваться, развивать свои ключевые компетенции. Ведь внедряя тот или иной интерактивный метод, технологию педагог оценивает свои педагогические возможности, проецирует с особенностями участников, прогнозирует предполагаемый результат. И эта инновационная деятельность в педагогическом процессе — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. Стимулирование творческой деятельности педагогов возможно через компетентное сочетание традиционных и нетрадиционных интерактивных методов, и форм работы. К традиционным относятся такие формы, как педагогическая гостиная, тренинг, КВН, круглый стол, педагогический ринг, дискуссия, педагогические ситуации, деловая игра, мастер – класс, педагогическая мастерская, семинар-практикум. К нетрадиционным – коучинг-сессия, метод кейсов или кейс-баттл, метод SWOT-анализа, методический мост, квик-настройка, квест, образовательный салон, брифинг, дебаты, эстафета педагогического мастерства и т.д.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Многие формы работы это на первый взгляд давно забытое старое, но это не совсем верно. Так как эти старые формы претерпевают изменения, модернизируются с целью улучшения и с учетом многих факторов (специфика обучения, веяние времени, технологизация процессов и т.д.).
Одним из нестандартных приемов можно назвать квик – настройку – настрой на успешную деятельность, позитивный мотиватор педагога или ребенка на работу и получение результата. Все мы знаем, что настрой педагога на успех, это 50% победы. Поэтому очень часто в начале тренингов, семинаров и других видах коллективной работы присутствуют различные мотивационные приемы: словесные мотивация, позитивный видеоролик или мультфильм, контактная или коммуникативная игра. Это как психологическая установка, которая служит началом коллективной работы и программирует каждого на достижение цели, на положительный результат от совместной или индивидуальной работы.
Педагоги, люди творческие, которые должны сами нести положительный настрой, так и уметь замотивировать детей на успешную деятельность. Поэтому квик-настройка может применяться и к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с ОВЗ, поступающие в группу компенсирующей направленности, уже имеют опыт неудачи в разных видах деятельности, в общении. Использование педагогом положительно мотивирующих ситуаций с момента адаптации создает условия для формирования положительной самооценки ребенка, уверенности в своих силах. Детям с ТНР очень важна поддержка и вера педагога в успешность ребенка. Нет ничего сложного при реализации любого вида деятельности дать заряд положительной энергии и настрой на успешный исход дела, поддержать в нужный момент. В создании квик-настроек для детей творчество педагога не ограничивается, тем более информации в интернете нет вовсе.
Что же можно использовать в качестве квик-настроек у детей? Например, мини-танец, авторская пальчиковая гимнастика с использованием имен детей группы, словесный настрой с усилением силы голоса (Вы готовы? У вас все получится?), создание ситуации успеха в любой части НОД (загадка (отгадку показать жестом), входной билет или кодовое слово (в команду попадет тот, кто назовет…), тактильные упражнения (передай рукопожатие по кругу), определенные движения (изобрази спортсмена или оркестр), физические упражнения (упражнение «Цапля» из цигун), короткий мультфильм и это список может только расти. В результате у детей повышается настроение и уверенность в своих силах и успехе команды. Педагоги групп компенсирующей направленности работают в рамках лексических тем, поэтому квик-настройки соответствуют тематике недели, например, тема животные жарких и холодных стран – упражнение «Передай банан обезьяне», тема «Весна» - упражнение «Сосулька» и т.д. Постепенно каждый педагог создает свою картотеку квик-настроек, дополняет и изменяет ее. Как показывает практика - успешный педагог своим успехом заряжает детей.
Список литературы:
1. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей: сб. науч. трудов / Под ред. А. Жукова. - СПб.: Питер, 2010.
2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методич еское пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис - пресс, 2010.
Интернет-источник:
https://stavsad21.ru/wp-content/uploads/sites/11/2017/12/rabota-s-pedagogamiVG2018.pdf