Практическое занятие по биологии «Общие признаки семейства бобовых» (4–6 классы)
Практическое занятие
Общие признаки семейства бобовых
Материал и оборудование: гербарные экземпляры гороха посевного, клевера, цветок и плод гороха (спиртовой материал), скальпель.
Ход работы:
1.Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит цветок гороха? Как называется плод гороха? Охарактеризуйте его.
2.Рассмотрите гербарные образцы гороха посевного, клевера. Отметьте особенности строения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение, наличие или отсутствие прилистников). Рассмотрите корневую систему. Найдите утолщения на корнях. Как они образовались? Какое значение имеют?
3.Рассмотрите цветок гороха посевного и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Аккуратно выделите лепестки. Все ли они одинаковые? Как называются лепестки? Сколько тычинок и пестиков в цветке гороха посевного? Как располагаются тычинки?
4.Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Раскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание на расположение семян. Как называется такой плод?
5.Зарисуйте цветок гороха и напишите его формулу. Зарисуйте плод.
Ответьте на вопросы: какое строение имеет цветок гороха? Как называется плод бобовых? В чем его отличие от плода крестоцветных? Перечислите общие признаки семейства бобовых; сделайте вывод и запишите в тетрадь.