Практическое занятие для студентов СПО «Информационно-смысловая переработка текста»

0
0
Материал опубликован Вчера в 16:42 в группе

Практическое занятие

«Информационно-смысловая переработка текста»

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;

- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи, повышение интереса к изучению русского языка

Ход занятия


1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала

4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий

5.Вывод по результатам проделанной работы



I. Работа с теоретическим материалом (текст, выделенный курсивом, записывается в тетради)


- Информационно-смысловая переработка текста – это процесс извлечения необходимой информации из научных, научно-популярных, учебно-научных, публицистических или художественных текстов, написание на их основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п.

Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание, создать оригинальный текст на основе текста-источника, выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок). Созданный на основе текста-источника новый текст носит название вторичного.

Существует множество эффективных способов информационно-смысловой переработки текста. Рассмотрим основные из них:

Тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада и т.п.; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

План — это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок; тезисы — основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста, последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения.

Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Реферат – это краткое, композиционно-организованное, обобщенное изложение содержания научного труда (статьи, ряда статей, монографии и др.) в письменной форме или в форме публичного доклада.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из 3—4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги. Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

Строение аннотации:

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р. Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992.- 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут. Книга рассчитана на широкий круг читателей, всем советую её прочитать.

Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией.

План написания рецензии.

1. Вспомните (перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.


II. Практическая часть


Задание 1


1.Прочитайте текст. Озаглавьте.

2.Выделите абзацы в тексте.

3.Составьте план текста.

4.Запишите тезисы каждого пункта плана.


Текст 1


У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.


Текст 2


Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. 

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. 

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. 


Задание 2

- Ознакомившись с вышеизложенным материалом, напишите аннотацию или рецензию (отзыв) на вашу любимую книгу.


Вывод_______________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.