Практическое занятие «Наблюдение над функционированием правил орфографии в текстах профессиональной направленности» (Машинист на открытых горных работах)
Практическое занятие
Тема: «Наблюдение над функционированием правил орфографии в текстах профессиональной направленности» (Машинист на открытых горных работах)
Цель:
образовательные: актуализировать знания обучающихся о правилах правописания; повторить изученные орфограммы, отрабатывать навыки правописания орфограмм;
развивающие: способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом, навыков самоконтроля и самокоррекции выполненных заданий;
развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; формировать умения находить орфограммы в тексте;
воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста; формировать коммуникативную компетенцию.
Практическая часть урока. (МОГР)
- Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы.
Открыты_ горны_ работы – спосо_ ра_работки мест_рождений твердых п_лезных иск_паемых с з_мной п_верхности. Другое название – кар_ерная д_быча. Основны_ проце(с,сс)ы открытых горных работ включают п_дгото_ку горных поро_ к дальнейш_й выемк_. На этом этап_ могут пров_дит?ся бур_взрывны_ работы: скальный грунт дробит?ся на фрагменты. Машинист на открытых горных работах управля_т машинами и механизмами при производств_ в_крышных, добыч?ных, отвальных, п_груз_ч?но-ра_грузоч?ных, з_чистных, пл_нировоч?ных и других видов работ на открытых горных выработках, а (так)же соб_ра_т и перем_ща_т горную ма(с,сс)у, грунт, материалы, топливо, транспортны_ средства в отвал и на скл_дах. При работ_ спец_алистом вы_вляют_ся и устраняют_ся (не)исправности в работ_ обслужива_мого оборудования. Наряду с основными производстве(н,нн)ыми операциями (наполнение ковша грунтом, под_ем и опускание ковша, п_ворот стр_лы к месту выгру_к_ ковша, перем_щение экскаватора) машинист осуществля_т т_хническ_е обслуживание машины, (не)сложный ремонт, контр_лиру_т его техническ_е состояние с помощью диагностического оборудования и приборо_, упр_вля_т данным транспортным средством, учитыва_т об_ем произведе(н,нн)ой работы, расхо_ (горюче)смазоч?ных материалов.
Задания для работы с текстом:
- Выпишите три слова с проверяемой безударной гласной в корне, объясните их написание.
- Выпишите из текста два слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясните их выбор.
- Проиллюстрируйте примером из текста орфограмму правописание тся, ться, объясните написание в слове.
- Объясните пропущенную орфограмму в слове спец_алист.
- Найдите и выпишите два слова с орфограммой «правописание падежных окончаний имен существительных», объясните выбор буквы в окончании.
- Сколько букв Н пишется в слове производстве(н,нн)ыми и почему?
- Объясните слитное или раздельное написание частицы не в словосочетании (не)сложный ремонт. Приведите ещё один подобный пример из текста.
- Найдите и выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, объясните её выбор.
- Объясните орфограмму в слове планировоч?ных.
- Объясните написание слова (так)же (смотрите предложение Машинист на открытых……, а (так)же перемещает…).
- Проиллюстрируйте примером орфограмму «сложное слово с соединительной гласной о».
- Объясните выбор буквы в окончании глаголов в следующих словах: управля_т, осуществля_т, учитыва_т.
Вывод:_______________________________________________________________________