12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1180
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
4

Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Политехнический колледж № 31

Комплект материалов для оценки сформированности элементов

общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной

деятельности «Практическое занятие»

г. Москва, 2013

Перечень практических занятий по дисциплине

«Управленческая психология»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности

2

2.

Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы

2

3.

Диагностика коммуникативных потенциалов личности

2

4.

Диагностика руководства и лидерства

2

5.

Диагностика конфликта

2

ИТОГО:

10

Практическое занятие № 1 на тему:

«Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности»

Задание № 1. Проведите диагностику темперамента с помощью опросника

Г. Айзенка по определению темперамента.

Опросник Г. Айзенка по определению темперамента

Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет».

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-либо, то предпочитаете прочитать об этом в книге?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка и интерпретация результатов

Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них присваивается 1 балл.

Экстраверсия находится сумма ответов «да» в вопросах: 1,3,8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49,53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38,40,43,45,47,50,52,55,57.

Если количество ответов «да» равно 0-10, то эмоциональная устойчивость.

Если 11-16, то эмоциональная впечатлительность.

Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

Если 23-24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0-3 норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4-5, то сомнительно.

Если 6-9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график. На графике отмечаются полученные значения.

НЕВРОТИЗМ

13-24

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

0-12

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, не сдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень держан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву ни ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Задание № 2. Проведите диагностику типа характера с помощью методики определения типа характера по К. Юнгу.

Методика определения типа характера по К. Юнгу

Инструкция: дайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б).

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей

б) большую товарищескую компанию

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом

б) с раскрытием переживаний другого

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опознание

б) ошибки

4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете

б) острых переживаний нет

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко

б) медленно, осторожно

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да

б) нет

7. Склонны ли Вы смеяться от души?

а) да

б) нет

8. Считаете ли Вы себя:

а) молчаливым

б) разговорчивым

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен

б) скрытен

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да

б) нет

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить

б) слушать

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да

б) нет

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да

б) нет

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да

б) нет

15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

а) да

б) нет

16. Легко ли меняется Ваше настроение?

а) да

б) нет

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да

б) нет

18. Ваши движения:

а) быстры

б) медленны

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто

б) редко

20. В затруднительных случаях Вы:

а) спешите обратиться за помощью

б) не обращаетесь

Обработка и интерпретация результатов

О вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б,13а, 14б,15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20 а.

Подсчитывается количество совпавших ответов и умножается на 5.

Баллы:

0-35 интроверсия;

36-65 амбиверсия;

66-100 экстраверсия.

Интроверсия интересы таких людей направлены на внутренние переживания.

Экстраверсия выраженность этого качества характеризует устремленность

человека к обществу.

Абмиверсия – люди, у которых признаков экстраверта и интроверта примерно поровну.

Задание № 3. Проведите диагностику личных качеств и особенностей поведения с помощью психогеометрического теста С. Деллигера (адаптация А.А. Алексеева и Л.А. Громовой).

Инструкция: посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это Я! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Нарисуйте ее и поставьте № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и нарисуйте их под соответствующими номерами.

 

Обработка и интерпретация результатов

Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигуру или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения – это своеобразные модуляторы. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности.

Краткая психогеометрическая характеристика основных форм личности

Квадрат организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентации на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких друзей.

Прямоугольник изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка на все новое, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, не пунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

 

Круг высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянстве настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

Задание № 4. Проведите диагностику способности к эмпатии с помощью опросника для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна.

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена,

Н. Эпштейна

Инструкция: прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «-» с каждым из них.

1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чув­ствует себя среди других людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и от­крыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют.

5. Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

9. Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с обще­нием с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступа­ют необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелатель­ными.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счаст­ливым.

18. Когда я читаю, книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто-то, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

20. Я могу оставаться спокойным даже если все вокруг вол­нуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, когда люди смотря кино, вздыхают и пла­чут.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению во­круг.

33. Маленькие дети плачут без причины.

Обработка и интерпретация результатов

Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Ответ

Номера утверждений-предложений

Согласен «+»

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Не согласен «-»

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравните с шкалой (таблицей):


 

Пол

Уровень эмпатических тенденций

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0

Уровень эмпатических тенденций у женщин выше, что, вероятно, связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. Необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.

Задание № 5. Проведите диагностику социальной направленности личности с помощью методики Д. Голланда «Определение социальной направленности личности».

Методика Д. Голланда «Определение социальной направленности личности»

Инструкция: из двух профессий выберите одну, которая больше вам нравится.

1а Инженер-строитель 1б Инженер-конструктор
2а Портной 2б Санитарный врач
3а Повар 3б Наборщик в типографии
4а Фотограф 4б Зав. магазином

5а Чертежник 5б Дизайнер

6а Философ 6б Психиатр

7а Ученый-химик 7б Бухгалтер

8а Редактор научного журнала 8б Адвокат

9а Лингвист 9б Переводчик худ. литературы

10а Педиатр 10б Статистик

11а Организатор воспитательной работы 11б Председатель профсоюза

12а Спортивный врач 12б Журналист

13а Нотариус 13б Снабженец

14а Оператор ЭВМ 14б Карикатурист

15а Политический деятель 15б Писатель

16а Садовник 16б Метеоролог

17а Водитель 17б Медсестра (медбрат)

18а Инженер-электрик 18б Секретарь

19а Прораб 19б Художник по металлу

20а Биолог 20б Главный врач

21а Телеоператор 21б Режиссер

22а Гидролог 22б Ревизор

23а Зоолог 23б Фермер

24а Математик 24б Архитектор

25а Работник детской комнаты милиции 25б Счетовод

26а Учитель 26б Командир дружинников

27а Воспитатель 27б Художник по керамике

28а Экономист 28б Зав. отделом

29а Корректор 29б Критик

30а Завхоз 30б Дирижер

31а Радиоинженер 31б Специалист в области ядерной физики

32а Агроном 32б Председатель сельхозкооператива

33а Закройщик-модельер 33б Декоратор

34а Археолог 34б Эксперт

35а Работник музея 35б Консультант

36а Ученый 36б Актер

37а Логопед 37б Стенографист

38а Врач 38б Дипломат

39а Главный бухгалтер 39б Директор

40а Поэт 40б Психолог

41а Архивариус 41б Скульптор

42а Маляр 42б Телерепортер

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ, соответствующий ключу начисляется 1 балл. Наибольшее число совпавших ответов по типу, соответствует этому типу.

Реалистический тип: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 2la, 31а, 32а, 33а, 34а, 42а. Интеллектуальный тип: 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а. Социальный тип: 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 34б, 35б, 38а, 40б. Конвенциальный тип: 3б, 7б, 10б,13а, 14а, 18б, 22б,25б, 28а, 29а, 33б, 37б, 39а, 41а. Предприимчивый тип: 4б, 8б, 11б, 13б,15а, 19а, 236, 26б, 286, 30а, 32б, 38б, 39б, 42б. Артистичный тип: 5б, 9б, 12б,14б, 15б, 19б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 36б. 40а, 41б.

Реалистический тип. Несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами, отдает предпочтение занятиям, которые требуют моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются следующие профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п.

Интеллектуальный тип. Не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален, Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: биолог, астроном, математик, физик.

Социальный тип. Обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач, психолог).

Конвенциальный тип. Предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность; консервативен, зависим, ригиден. Организаторские способности развиты слабо, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый тип. Избирает цели, достижение которых требует энергии, энтузиазма, импульсивности; любит приключения. Доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также не по душе занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительны следующие виды деятельности: артистическая, журналистская, телеоператорская, административная, дипломатическая.

Артистический тип. Опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложные взгляды на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Не социален - в том смысле, что не придерживается общественных условностей. Предпочитает творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество.

Опубликовано




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.