12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Гончарова Олеся Леонидовна1267 Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук Россия, Москва, Москва |
Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Политехнический колледж № 31
Комплект материалов для оценки сформированности элементов
общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной
деятельности «Практическое занятие»
г. Москва, 2013
Перечень практических занятий по дисциплине
«Управленческая психология»
для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
№ п/п | Наименование тем практических занятий | Кол-во часов |
1. | Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности | 2 |
2. | Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы | 2 |
3. | Диагностика коммуникативных потенциалов личности | 2 |
4. | Диагностика руководства и лидерства | 2 |
5. | Диагностика конфликта | 2 |
ИТОГО: | 10 |
Практическое занятие № 5 на тему: «Диагностика конфликта»
Задание № 1. Проведите диагностику особенностей реагирования в конфликтной ситуации с помощью методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.
Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса
Инструкция: выберите в каждом вопросе предпочитаемый Вами вариант поведения и укажите его («а» или «б»).
1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувства другого.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о взглядах. б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека, б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность постоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка и интерпретация результатов
Занесите результаты в таблицу и подсчитайте их. Выберите ту колонку, в которой больше всех получалась сумма. Эта колонка характеризует Ваш стиль поведения в конфликте.
№ вопро-са | Соперни-чество | Сотрудни-чество | Компромисс | Избегание | Приспо- собление |
| а | б | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| а | б | |||
| б | а | |||
Сумма |
Задание № 2. Проведите диагностику устойчивости к конфликтам с помощью методики «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам».
Методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам»
Инструкция: оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.
1. | Уклоняюсь от спора | 54321 | Рвусь в спор |
2. | Отношусь к конкуренту без предвзятости | 54321 | Подозрителен |
3. | Имею адекватную самооценку | 54321 | Имею завышенную самооценку |
4. | Прислушиваюсь к мнению других | 54321 | Не принимаю иных мнений |
5. | Не поддаюсь провокации, не завожусь | 54321 | Легко завожусь |
6. | Уступаю в споре, иду на компромисс | 54321 | Не уступаю в споре: победа или поражение |
7. | Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины | 54321 | Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя |
8. | Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность | 54321 | Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность |
9. | Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции | 54321 | Считаю, что в споре нужно проявлять сильный характер |
10. | Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта | 54321 | Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 – высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 – средний уровень конфликтоустойчивости;
20-29 – уровень выраженной конфликтности;
19 и менее – высокий уровень конфликтности.
Задание № 3. Проведите диагностику глубины конфликта с помощью методики «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка, С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской.
Методика «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка,
С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской
Инструкция: оцените выраженность каждого факторав пятибалльном измерении. Сильная выраженность факторов левой стороны оценивается в 1 балл, а правой в 5 баллов.
1. | Стороны осознают причину конфликта | 1 2 3 4 5 | Стороны не осознают причину конфликта |
2. | Причина конфликта имеет эмоциональный (служебный) характер | 1 2 3 4 5 | Причина конфликта имеет материальный характер |
3. | Цель конфликтующих – устремленность к социальной справедливости | 1 2 3 4 5 | Цель конфликтующих – получение привилегий. |
4. | Есть общая цель к которой стремятся все | 1 2 3 4 5 | Общей цели нет |
5. | Сферы сближения выражены | 1 2 3 4 5 | Сферы сближения не выражены. |
6. | Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | 1 2 3 4 5 | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
7. | Лидеры противоположных мнений не выделяются | 1 2 3 4 5 | Замечено влияние лидеров противоположных мнений. |
8. | В процессе общения придерживаются норм поведения | 1 2 3 4 5 | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Обработка и интерпретация результатов
После оценки каждой позиции следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Сумма 35-40 баллов свидетельствует о том, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель в этом случае должен принять на себя роль обвинителя и прибегнуть к административным мерам воздействия.
Cумма 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Руководитель может выступать в роли консультанта и прибегать в основном к психологическим мерам разрешения конфликта.
Сумма меньше 25 баллов свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Руководителю целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих.
Задание № 4. Проведите диагностику самооценки рационального поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка рационального поведения в конфликте».
Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте»
Инструкция: проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые проходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.
№ п/п | Позиция | Оценка |
1.. | Критически оцениваю партнера | 1 2 3 4 5 |
2. | Приписываю ему низменные или плохие намерения | 1 2 3 4 5 |
3. | Демонстрирую знаки превосходства | 1 2 3 4 5 |
4. | Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру | 1 2 3 4 5 |
5. | Игнорирую интересы соперника | 1 2 3 4 5 |
6. | Вижу все только со своей позиции | 1 2 3 4 5 |
7. | Уменьшаю заслуги партнера | 1 2 3 4 5 |
8. | Преувеличиваю свои заслуги | 1 2 3 4 5 |
9. | Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера | 1 2 3 4 5 |
10.0. | Предъявляю партнеру множество претензий | 1 2 3 4 5 |
11. | Раздражаюсь, перехожу на крик | 1 2 3 4 5 |
Обработка и интерпретация результатов
Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.
Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Задание № 5. Проведите диагностику самооценки конструктивного поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка конструктивного поведения в конфликте».
Тест «Самооценка конструктивного поведения в конфликте»
Инструкция: проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
№ п/п | Позиция | Оценка | Позиция |
1. | Открытость ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента | 5 4 3 2 1 | Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента |
2. | Позитивное отношение к оппоненту | 5 4 3 2 1 | Негативное отношение к оппоненту |
3. | Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции | 5 4 3 2 1 | Вы отдаетесь стихиям и эмоциям |
4. | Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство или сотрудничество | 5 4 3 2 1 | Вы стремитесь к одностороннему выигрышу |
5. | Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей | 5 4 3 2 1 | Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения |
Обработка и интерпретация результатов
Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте.
Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.