12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1271
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
4

Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Политехнический колледж № 31

Комплект материалов для оценки сформированности элементов

общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной

деятельности «Практическое занятие»

г. Москва, 2013

Перечень практических занятий по дисциплине

«Управленческая психология»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности

2

2.

Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы

2

3.

Диагностика коммуникативных потенциалов личности

2

4.

Диагностика руководства и лидерства

2

5.

Диагностика конфликта

2

ИТОГО:

10

Практическое занятие № 5 на тему: «Диагностика конфликта»

Задание № 1. Проведите диагностику особенностей реагирования в конфликтной ситуации с помощью методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.

Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса

Инструкция: выберите в каждом вопросе предпочитаемый Вами вариант поведения и укажите его («а» или «б»).

1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувства другого.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя. б) Я стара­юсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю воз­можным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затро­нутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь най­ти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы. б) Я стараюсь успокоить дру­гого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я постараюсь, что­бы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о взглядах. б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряже­ния.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека, б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти все­гда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сде­лает другого человека счастливым, дам ему возможность посто­ять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не все­гда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда зани­маю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка и интерпретация результатов

Занесите результаты в таблицу и подсчитайте их. Выберите ту колонку, в которой больше всех получалась сумма. Эта колонка характеризует Ваш стиль поведения в конфликте.

вопро-са

Соперни-чество

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Приспо-

собление

 

     

а

б

 

 

б

а

   

 

а

     

б

 

   

а

 

б

 

 

а

 

б

 

 

 

б

 

а

 

 

   

б

а

 

 

а

б

     

 

б

   

а

 

 

а

 

б

   

 

 

а

   

б

 

   

б

а

 

 

б

 

а

   

 

б

а

     

 

     

б

а

 

б

     

а

 

а

   

б

 

 

   

б

 

а

 

 

а

 

б

 

 

 

а

б

   

 

 

б

 

а

 

 

б

 

а

   

 

 

а

 

б

 

 

   

б

 

а

 

а

     

б

 

 

б

а

   

 

     

а

б

 

а

б

     

 

   

а

б

 

 

 

б

   

а

Сумма

         

Задание № 2. Проведите диагностику устойчивости к конфликтам с помощью методики «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам».

Методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам»

Инструкция: оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.

1.

Уклоняюсь от спора

54321

Рвусь в спор

2.

Отношусь к конкуренту без предвзятости

54321

Подозрителен

3.

Имею адекватную самооценку

54321

Имею завышенную самооценку

4.

Прислушиваюсь к мнению других

54321

Не принимаю иных мнений

5.

Не поддаюсь провокации, не завожусь

54321

Легко завожусь

6.

Уступаю в споре, иду на компромисс

54321

Не уступаю в споре: победа или поражение

7.

Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины

54321

Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя

8.

Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность

54321

Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность

9.

Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции

54321

Считаю, что в споре нужно проявлять сильный характер

10.

Считаю, что спор крайняя форма разрешения конфликта

54321

Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:

40-50 высокий уровень конфликтоустойчивости;

30-39 средний уровень конфликтоустойчивости;

20-29 уровень выраженной конфликтности;

19 и менее высокий уровень конфликтности.

Задание № 3. Проведите диагностику глубины конфликта с помощью методики «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка, С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской.

Методика «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка,

С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской

Инструкция: оцените выраженность каждого факторав пятибалльном измерении. Сильная выраженность факторов левой стороны оценивается в 1 балл, а правой в 5 баллов.

1.

Стороны осознают причину конфликта

1 2 3 4 5

Стороны не осознают причину конфликта

2.

Причина конфликта имеет эмоциональный (служебный) характер

1 2 3 4 5

Причина конфликта имеет материальный характер

3.

Цель конфликтующих – устремленность к социальной справедливости

1 2 3 4 5

Цель конфликтующих – получение привилегий.

4.

Есть общая цель к которой стремятся все

1 2 3 4 5

Общей цели нет

5.

Сферы сближения выражены

1 2 3 4 5

Сферы сближения не выражены.

6.

Сферы сближения касаются эмоциональных проблем

1 2 3 4 5

Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем

7.

Лидеры противоположных мнений не выделяются

1 2 3 4 5

Замечено влияние лидеров противоположных мнений.

8.

В процессе общения придерживаются норм поведения

1 2 3 4 5

В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения

Обработка и интерпретация результатов

После оценки каждой позиции следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

Сумма 35-40 баллов свидетельствует о том, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель в этом случае должен принять на себя роль обвини­теля и прибегнуть к административным мерам воздействия.

Cумма 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Руководитель может выступать в роли консультанта и прибегать в основном к психоло­гическим мерам разрешения конфликта.

Сумма меньше 25 баллов свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Руково­дителю целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих.

Задание № 4. Проведите диагностику самооценки рационального поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка рационального поведения в конфликте».

Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте»

Инструкция: проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые проходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 для вас не характерно такое поведение.

п/п

Позиция

Оценка

1..

Критически оцениваю партнера

1 2 3 4 5

2.

Приписываю ему низменные или плохие намерения

1 2 3 4 5

3.

Демонстрирую знаки превосходства

1 2 3 4 5

4.

Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру

1 2 3 4 5

5.

Игнорирую интересы соперника

1 2 3 4 5

6.

Вижу все только со своей позиции

1 2 3 4 5

7.

Уменьшаю заслуги партнера

1 2 3 4 5

8.

Преувеличиваю свои заслуги

1 2 3 4 5

9.

Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера

1 2 3 4 5

10.0.

Предъявляю партнеру множество претензий

1 2 3 4 5

11.

Раздражаюсь, перехожу на крик

1 2 3 4 5

Обработка и интерпретация результатов

Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свиде­тельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанали­зировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Задание № 5. Проведите диагностику самооценки конструктивного поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка конструктивного поведения в конфликте».

Тест «Самооценка конструктивного поведения в конфликте»

Инструкция: проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.

п/п

Позиция

Оценка

Позиция

1.

Открытость ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента

5 4 3 2 1

Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента

2.

Позитивное отношение к оппоненту

5 4 3 2 1

Негативное отношение к оппоненту

3.

Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции

5 4 3 2 1

Вы отдаетесь стихиям и эмоциям

4.

Сотрудничество. Вы не делаете ставку на одно­сторонний выигрыш, ориентируетесь на равен­ство или сотрудничество

5 4 3 2 1

Вы стремитесь к одностороннему выигрышу

5.

Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей

5 4 3 2 1

Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздража­ют эмоции, его позиция или точка зрения

Обработка и интерпретация результатов

Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям сви­детельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.