Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Политехнический колледж № 31
Комплект материалов для оценки сформированности элементов
общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной
деятельности «Практическое занятие»
г. Москва, 2013
Перечень практических занятий по дисциплине
«Управленческая психология»
для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
№ п/п |
Наименование тем практических занятий |
Кол-во часов |
1. |
Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности |
2 |
2. |
Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы |
2 |
3. |
Диагностика коммуникативных потенциалов личности |
2 |
4. |
Диагностика руководства и лидерства |
2 |
5. |
Диагностика конфликта |
2 |
ИТОГО: |
10 |
Практическое занятие № 5 на тему: «Диагностика конфликта»
Задание № 1. Проведите диагностику особенностей реагирования в конфликтной ситуации с помощью методики «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.
Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса
Инструкция: выберите в каждом вопросе предпочитаемый Вами вариант поведения и укажите его («а» или «б»).
1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувства другого.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о взглядах. б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека, б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию. б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров. б) Если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность постоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка и интерпретация результатов
Занесите результаты в таблицу и подсчитайте их. Выберите ту колонку, в которой больше всех получалась сумма. Эта колонка характеризует Ваш стиль поведения в конфликте.
№ вопро-са |
Соперни-чество |
Сотрудни-чество |
Компромисс |
Избегание |
Приспо- собление |
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
а |
б |
|||
|
б |
а |
|||
Сумма |
Задание № 2. Проведите диагностику устойчивости к конфликтам с помощью методики «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам».
Методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам»
Инструкция: оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.
1. |
Уклоняюсь от спора |
54321 |
Рвусь в спор |
2. |
Отношусь к конкуренту без предвзятости |
54321 |
Подозрителен |
3. |
Имею адекватную самооценку |
54321 |
Имею завышенную самооценку |
4. |
Прислушиваюсь к мнению других |
54321 |
Не принимаю иных мнений |
5. |
Не поддаюсь провокации, не завожусь |
54321 |
Легко завожусь |
6. |
Уступаю в споре, иду на компромисс |
54321 |
Не уступаю в споре: победа или поражение |
7. |
Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины |
54321 |
Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя |
8. |
Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность |
54321 |
Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность |
9. |
Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции |
54321 |
Считаю, что в споре нужно проявлять сильный характер |
10. |
Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта |
54321 |
Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 – высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 – средний уровень конфликтоустойчивости;
20-29 – уровень выраженной конфликтности;
19 и менее – высокий уровень конфликтности.
Задание № 3. Проведите диагностику глубины конфликта с помощью методики «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка, С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской.
Методика «Экспресс-оценка глубины конфликта» А.И. Бандурка,
С.И. Бочаровой, Е.В. Землянской
Инструкция: оцените выраженность каждого факторав пятибалльном измерении. Сильная выраженность факторов левой стороны оценивается в 1 балл, а правой в 5 баллов.
1. |
Стороны осознают причину конфликта |
1 2 3 4 5 |
Стороны не осознают причину конфликта |
2. |
Причина конфликта имеет эмоциональный (служебный) характер |
1 2 3 4 5 |
Причина конфликта имеет материальный характер |
3. |
Цель конфликтующих – устремленность к социальной справедливости |
1 2 3 4 5 |
Цель конфликтующих – получение привилегий. |
4. |
Есть общая цель к которой стремятся все |
1 2 3 4 5 |
Общей цели нет |
5. |
Сферы сближения выражены |
1 2 3 4 5 |
Сферы сближения не выражены. |
6. |
Сферы сближения касаются эмоциональных проблем |
1 2 3 4 5 |
Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
7. |
Лидеры противоположных мнений не выделяются |
1 2 3 4 5 |
Замечено влияние лидеров противоположных мнений. |
8. |
В процессе общения придерживаются норм поведения |
1 2 3 4 5 |
В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Обработка и интерпретация результатов
После оценки каждой позиции следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Сумма 35-40 баллов свидетельствует о том, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель в этом случае должен принять на себя роль обвинителя и прибегнуть к административным мерам воздействия.
Cумма 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Руководитель может выступать в роли консультанта и прибегать в основном к психологическим мерам разрешения конфликта.
Сумма меньше 25 баллов свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Руководителю целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих.
Задание № 4. Проведите диагностику самооценки рационального поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка рационального поведения в конфликте».
Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте»
Инструкция: проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые проходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.
№ п/п |
Позиция |
Оценка |
1.. |
Критически оцениваю партнера |
1 2 3 4 5 |
2. |
Приписываю ему низменные или плохие намерения |
1 2 3 4 5 |
3. |
Демонстрирую знаки превосходства |
1 2 3 4 5 |
4. |
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру |
1 2 3 4 5 |
5. |
Игнорирую интересы соперника |
1 2 3 4 5 |
6. |
Вижу все только со своей позиции |
1 2 3 4 5 |
7. |
Уменьшаю заслуги партнера |
1 2 3 4 5 |
8. |
Преувеличиваю свои заслуги |
1 2 3 4 5 |
9. |
Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера |
1 2 3 4 5 |
10.0. |
Предъявляю партнеру множество претензий |
1 2 3 4 5 |
11. |
Раздражаюсь, перехожу на крик |
1 2 3 4 5 |
Обработка и интерпретация результатов
Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.
Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Задание № 5. Проведите диагностику самооценки конструктивного поведения в конфликте с помощью теста «Самооценка конструктивного поведения в конфликте».
Тест «Самооценка конструктивного поведения в конфликте»
Инструкция: проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с Вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
№ п/п |
Позиция |
Оценка |
Позиция |
1. |
Открытость ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента |
5 4 3 2 1 |
Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента |
2. |
Позитивное отношение к оппоненту |
5 4 3 2 1 |
Негативное отношение к оппоненту |
3. |
Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции |
5 4 3 2 1 |
Вы отдаетесь стихиям и эмоциям |
4. |
Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство или сотрудничество |
5 4 3 2 1 |
Вы стремитесь к одностороннему выигрышу |
5. |
Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть, не совпадающая с вашей |
5 4 3 2 1 |
Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения |
Обработка и интерпретация результатов
Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте.
Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.