Статья «Практика организации и проведения читательских проектов в школе»
Практика организации и проведения читательских проектов в школе
Адрес: 456880, Челябинская область, Аргаяшский муниципальный район, с. Аргаяш, ул. Комсомольская, 29.
Телефон: 8(351)-2-17-58.
Адрес электронной почты: 002sch22@mail.ru.
Разработчики инновационной практики: учитель информатики Скобеюс М.А.
Методический материал. «Практика организации и проведения читательских проектов в школе». Методические рекомендации разработаны для педагогических работников общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, педагогов-библиотекарей с целью продвижения чтения среди обучающихся через организацию проектной деятельности.
Аннотация. Особо актуальным в настоящее время является вопрос снижения качества образования. Многие исследователи эту проблему связывают с ухудшением качества чтения у современных школьников. В этих условиях, по мнению доктора педагогических наук Галактионовой Т.Г. именно «пространство чтения должно сегодня стать территорией наиболее активного педагогического поиска и пристального внимания» [1, 15] в образовательных организациях. Одним из эффективных направлений в школе по повышению престижа чтения может стать разработка и реализация читательских проектов.
Целью данной работы является предоставление практических рекомендаций по организации и реализации системы читательских проектов в школе. В приложении к работе предлагается конструктор общешкольного проекта и его циклограмма.
Введение. В профессиональном стандарте педагога указано, что учитель должен «уметь проектировать и создавать ситуацию и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации» [2, 5].
Значение проектной деятельности возрастает также в условиях реализации национального проекта «Образование».
Проектная деятельность позволяет реализовывать стратегию инновационного развития школы, способствует повышению качества образования. В процессе проектной деятельности у педагогов развиваются профессиональные компетенции, проявляются творческие способности и лидерские качества.
Одним из направлений проектной деятельности педагогов школы может стать реализация читательских проектов. Особенность таких проектов в том, что читательский проект становится средой развития и саморазвития не только педагогов, но и всех участников образовательных отношений. В процессе реализации читательского проекта у участников развиваются не только специфические проектировочные способности, но и личностные в целом. В данном проекте педагог становится участником проектной деятельности в различных ролях. Он может быть организатором, быть в числе разработчиков и исполнителей.
Содержание. Читательский проект школы – это «некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или имеющих одну общую организационную форму целенаправленной деятельности…» [3, 11]. Читательский проект имеет масштабный общешкольный характер. Он объединяет группу – систему проектов, направленных на достижение главной цели проекта – развитие успешного чтения у учащихся и повышение качества образования.
Предлагаем рекомендации по организации и проведению системы конкретных проектов в рамках общешкольного читательского проекта.
Акция «Читательский дневник».
Цели и задачи проекта: приобщение учащихся к систематическому чтению, развитие смыслового чтения, формирование правильной устной и письменной речи, расширение кругозора.
Творческая группа по реализации проекта: сотрудники школьного информационно-библиотечного центра, методическое объединение учителей-предметников, учителя начальных классов, учителя литературы, классные руководители, родительский клуб при школьном информационно-библиотечном центре.
Участники проекта: обучающиеся 2 – 4, 5 – 6 классов, родители учащихся.
Краткое описание проекта. Учащиеся получают список книг для внеклассного чтения, в том числе по программе «Успешное чтение». Педагоги дают рекомендации по ведению и заполнению читательского дневника. Учащиеся читают книги и заполняют дневник, в котором пишут краткую информацию о книге. Учащиеся также могут проявить творческий подход – выполнять иллюстрации обложек понравившихся книг, рисунки по сюжету прочитанных книг, заполняют рубрику «Рекомендую прочесть эту книгу».
Представление результатов: выставка читательских дневников, итоги конкурса «Лучший читательский дневник», публичные выступления учащихся, защита читательского дневника на родительских собраниях.
Акция «Каникулы с книгой».
Цели и задачи проекта: формирование навыков самостоятельного чтения, развитие умения отбирать информацию, воспитание интереса к художественной литературе.
Творческая группа по реализации проекта: родительский клуб при школьном информационно-библиотечном центре, методическое объединение учителей русского языка и литературы, учителя начальных классов, педагог дополнительного образования.
Участники проекта: обучающиеся 2 – 4, 5 – 9, 10 - 11 классов, родители учащихся.
Краткое описание проекта. Учащиеся получают рекомендательный список литературы для чтения на каникулах. Но совместно с участниками образования выбирается одна книга на параллели классов, которую необходимо прочесть каждому ученику. Именно по содержанию данной художественной книги по окончании каникул проводятся читательские обсуждения, конкурсы, конференции, дебаты, квесты и другие формы. Педагоги школы предоставляют свой список прочитанных книг за каникулы, делятся впечатлениями и рекомендуют интересные книги коллегам и учащимся.
Представление результатов: выставка рисунков литературных героев, итоги конкурса «Самый внимательный читатель», коллаж «Читательские предпочтения педагогов».
Акция «Реклама книги».
Цели и задачи проекта: развитие умения отбирать книги, формирование навыка анализа содержания произведения, систематизации его и оформления.
Творческая группа по реализации проекта: классные руководители, методические объединения, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования, учителя начальных классов.
Участники проекта: 1 – 4, 5 – 8 классы, родители.
Краткое описание проекта. Проект проходит в течение одной четверти или одного месяца. Педагоги, в том числе учителя изобразительного искусства, информатики, обучают детей правилам изготовления рекламы. В школьной студии проектирования текстов новой природы обучающиеся и родители получают навыки создания буктрейлеров, то есть видеороликов по рекламе книги. Учащиеся выбирают книги, читают произведения, готовят рекламу любимой книги по заданному плану, заполняют форму «Реклама книги», дополняют иллюстрациями, рисунками, текстом. Родители обучающихся читают вместе с ребенком книгу, помогают составить отзыв о книге, участвуют в открытых классных часах, уроках, где учащиеся рекламируют свои книги. Родители учащихся могут составить свой отзыв, рекламу на свою любимую книгу и выступить на классных и общешкольных мероприятиях.
Представление результатов. На стендах и рекреациях школы, на информационном стенде школьного информационно-библиотечного центра размещаются рекламные плакаты, листы участников проекта. В учебных кабинетах размещение рекламы в уголках чтения, репортаж на сайте информационно-библиотечного центра, внеклассные мероприятия, итоги конкурса «Лучшая реклама книги».
Акции «Книга на уроке», «Герои книги на сцене».
Цель и задачи проекта: расширение и углубление знаний учащихся в области художественной литературы, ее связи с другими учебными предметами; развитие творческих способностей детей, эмоционального интеллекта.
Творческая группа по реализации проекта: педагог-библиотекарь, методические объединения учителей-предметников, учителя литературы, учителя начальных классов.
Участники проекта: 1 – 4, 5 – 9 классы, родители учащихся.
Краткое описание проекта. По выбору учащихся отбирается одна книга для прочтения на параллели классов и использования ее содержания для проведения уроков по всем предметам в одном классе. Учащиеся прочитывают предложенную книгу, вместе с родителями составляют задания, задачки, викторины по содержанию книги на уроки по разным предметам (математика, география, окружающий мир, литература, русский язык и др.). Учителя разрабатывают открытые уроки по своему предмету с опорой на фактологический, литературный сюжет прочитанной учащимися художественной книги. Самые интересные моменты учащиеся отбирают для инсценирования. Распределяются и заучиваются роли, готовятся костюмы, и герои книг предстают на сцене.
Представление результатов: разработки уроков педагогов, итоги конкурса «Лучшее оригинальное задание», открытые сценические выступления учащихся перед родителями, гостями.
Акция «Книжная полка нашей семьи».
Цели и задачи проекта: 1) развитие информационных умений учащихся – анализ, поиск, систематизация; 2) формирование интереса к семейному чтению, расширение кругозора.
Творческая группа по реализации проекта: клуб родителей школьного информационно-библиотечного центра, методические объединения, учителя литературы, классные руководители, учителя начальной школы.
Участники проекта: обучающиеся 1 – 7 классов, родители обучающихся.
Краткое описание проекта. Срок проведения проекта – 1 месяц. Учащиеся изучают книги своей семьи. Когда появилась книга в семье, кто читает ее, автор, название, год издания, возраст книги, кому принадлежала книга, о чем она, кто ее читал, читал ли книгу ребенок. Ученик отбирает одну книгу из семейной библиотеки, читает ее, обследует с родителями и заполняет форму-описание «Книга моей семьи».
Представление результатов: оформление стендов «Книжная полка семьи», презентация результатов проекта на родительских собраниях.
Акция «Поэтические чтения».
Проходит еженедельно по пятницам в форме открытого микрофона.
Цели и задачи проекта: привитие любви к поэзии, развитие выразительного чтения, воспитание эмоциональных чувств детей.
Творческая группа по реализации проекта: классные руководители, методические объединения, учителя литературы, учителя начальных классов, учителя музыки.
Краткое описание проекта. Учащиеся выбирают стихотворение, прозу, готовят выразительное чтение произведения наизусть. Учащиеся записываются на публичное выступление в определенный день. Учащиеся могут выступать в дуэте с одноклассником, родителем, классным руководителем. Можно использовать музыкальное сопровождение. В поэтических чтениях принимают участие родители учащихся, педагоги, они читают наизусть любимые произведения.
Представление результатов: итоги конкурса «Лучший чтец», отбор лучших номеров на общешкольные мероприятия и родительские собрания, выступления участников по школьному радио.
Акция «Читаем каждый день».
Цели и задачи проекта: формирование навыка к систематическому чтению, воспитание успешного читателя.
Творческая группа по реализации проекта: учителя-предметники, методические объединения, педагог-библиотекарь, учителя начальных классов.
Участники проекта: учащиеся 1 – 9 классов.
Краткое описание проекта. Проект проходит в течение года. Учебный день в школе начинается с чтения. Ежедневно на первом уроке 10 минут отводится чтению. Учащиеся читают свою книгу, либо книгу из классного или школьного буккроссинга. Учителя-предметники могут приготовить специальные научные тексты для прочтения учащимися на листочках или из учебных книг, брошюр. Учащиеся разрабатывают в школьном информационно-библиотечном центре мотиваторы чтения.
Представление результатов: итоги конкурса «Успешный читатель», размещение листовок-мотиваторов чтения на стендах, уголках чтения, в помещении библиотеки.
Акция-фестиваль лэпбуков.
Цель и задачи проекта: развитие творческих способностей детей, углубление и расширение знаний детей по выбранной теме, развитие умений публичного представления результатов своей деятельности.
Творческая группа по реализации проекта: классные руководители, учителя начальных классов, клуб родителей при школьном информационно-библиотечном центре.
Краткое описание проекта. Сроки проведения проекта: 1 – 2 месяца. Педагоги знакомят учащихся с текстом новой природы – лэпбуком. Рассказывают учащимся, как изготовить лэпбук. Сами разрабатывают тематические лэпбуки на уроки по разным предметам. Учащиеся изготавливают собственные лэпбуки по прочитанной книге. Выполняют работу индивидуально или в группе. Родители помогают учащимся начальной школы в выполнении творческого задания.
Представление результатов: фестиваль лучших лэпбуков учащихся начальной школы. Лэпбуки учащихся размещаются на школьной выставке. Учащиеся выступают с защитой своих работ.
Акция «Читаем с шефами».
Цели и задачи проекта: привлечение внимания общественности к проблемам приобщения к чтению подрастающего поколения, передача читательского опыта взрослым детям, развитие коммуникативных умений учащихся.
Творческая группа по реализации проекта: классные руководители, клуб родителей при школьном информационно-библиотечном центре, педагог-библиотекарь, методические объединения.
Участники проекта: учащиеся 2 – 9 классов, родители, учащиеся, социальные партнеры.
Краткое описание проекта. За каждым классом (или класс выбирает сам) закрепляется организация-шеф с целью организации творческого читательского опыта. Педагоги, классные руководители разъясняют цели, задачи, порядок проведения проекта. Встречаются с руководителями организаций, составляется совместный план деятельности по поддержке и развитию чтения. Встреча классов с организациями-шефами происходит 1 раз в четверть. Это подготовленное, содержательное мероприятие. Взрослые рассказывают о влиянии книги, чтения на их жизненный путь, о своих читательских предпочтениях и др. На встрече проводятся читательские дискуссии, конкурсы, чтение любимых книг и др.
Представление результатов: фотоотчеты, презентации классов по итогам встреч с шефами; репортажи на сайте школы.
При реализации системы проектов в рамках общешкольного читательского проекта необходимо организаторам, руководителям учитывать, как родители учащихся могут участвовать в проекте, как можно привлечь других заинтересованных лиц.
Цели и задачи проектов соотносятся с целями и задачами общешкольного проекта, их можно взять из предметных концепций, основной образовательной программы или программы развития образовательной организации.
Содержание проектов, акций должны быть понятны каждому участнику образовательных отношений – участнику проекта. Классные руководители, педагоги, сотрудники школьного информационно-библиотечного центра анонсируют мероприятия, обязательно подводят итоги проектов, готовятся репортажи на сайте школы, общешкольных линейках, классных часах и родительских собраниях.
Список литературы
«Чтение +»: учебно-методическое пособие. – М.: РШБА, 2018.
Профессиональный стандарт педагога (утв. Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н).
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Приложение 1
Конструктор общешкольного проекта
Задачи по подготовке проекта | Информация, которую заполняет руководитель проекта | Действия руководителя проекта |
Подготовительный этап | ||
Обозначить тему общешкольного проекта | Тема из 4 – 7 слов | В теме общешкольного проекта отметить образовательную область, в рамках которой участники образовательных отношений должны понять и запомнить тему |
Указать причины, по которым выбрали тему | Причины: нужды участников образовательных отношений, требования учредителя ОО или МОиН Челябинской области | Ответить на вопрос: какие проблемы проект поможет решить школе? |
Определить актуальность | 1 – 3 аргумента | Ответить на вопросы: какую общественную значимость имеет проект и какую пользу он принесет школе |
Сформулировать отличительные особенности, новизну | 1 – 3 факта, которые делают проект уникальным | Проанализировать сайты ОО, найти подобные проекты и определить своеобразие проекта вашей школы: особые условия, целевую аудиторию |
Придумать цели проекта | 1 – 2 цели | Связать цели с образовательными программами или с программой развития ОО. Сформулировать, как проект повысит качество образовательных результатов |
Спланировать задачи проекта | 3 – 5 задач, которые соответствуют теме | Сформулировать задачи как конкретные шаги, которые помогут достичь целей |
Оценить реальность целей и задач | Риски в реализации общешкольного проекта | Определить уровень сложности задач и причины, которые помешают реализовать проект |
Задать временные рамки | Месяцы и год / годы, в которые школа реализует проект | Кратко сформулировать основные направления деятельности в каждый временной период |
Выявить заинтересованные стороны | Возможные заказчики проекта: руководитель ОО; учредитель ОО. Возможные руководители проекта: заместитель руководителя ОО; руководитель методического объединения (МО); учитель-предметник | Указать действия заказчика и / или руководителя проекта. Например, руководитель проекта: формирует проектные группы; контролирует деятельность исполнителей; выявляет отклонения от плана проекта; проверяет отчетные документы по проекту; оформляет результаты проекта |
Команда управления проектом: разработчик идей, технолог, дизайн-менеджер, PR-менеджер, руководители МО, классные руководители, учителя | Указать действия команды управления. Например, обеспечивает ресурсы для достижения результатов проекта; формулирует этапы проекта; оформляет продукт проекта; разрабатывает единые требования к документам и к оценке успешности проекта | |
Оценить ресурсы | Кадровые ресурсы. Техническое оборудование. Информация: сбор, распространение и хранение текущей информации. Финансовые средства | Указать основные обязанности каждого сотрудника. Отметить специальное оборудование для реализации проекта. Сформулировать, каких специалистов привлечь, какое оборудование приобрести и др. |
Определить результаты проекта | Новые компетентности педагогических работников и др. | Указать продукт проекта: сборник работ, справочник, макет, модель, сценический номер, мультимедийный продукт, выставка, блог, сайт, портал |
Определить критерии результативности | Система оценки проекта | Указать все параметры, которые помогут выявить успешность проекта |
Описать риски реализации | Количественный и качественный анализ рисков | Продумать процесс мониторинга рисков и способы управления рисками |
Этап создания подробного плана проекта | ||
Обосновать проект | План, который поможет выполнить проект: ответственные лица; этапы реализации; временные рамки каждого этапа; методы работы на каждом этапе | Выполнить анализ осуществимости проекта. Перечислить цели и ожидаемые результаты. Выбрать методы информирования о проекте. Определить ожидания и интересы участников. Согласовать план общешкольного проекта. Утвердить руководителя проекта, команду управления проектом, команду проекта. Составить схемы ресурсного обеспечения. Продумать запуск проекта |
Разработать подпрограммы проекта | Виды подпрограмм: творческий мини-проект; презентационный мини-проект; исследовательская работа | Проработать и описать всю структуру проекта: мини-проекты, акции, мероприятия. Обеспечить единство тем общешкольного проекта и подпрограмм |
Запустить проект | Условия, при которых участники начнут выполнять проект | Конкретизировать задачи общешкольного проекта и подпрограмм. Разработать программу мониторинга реализации подпрограмм |
Реализовать план проекта | Перечень подпрограмм по степени важности и по срокам контроля | Воплотить подпрограммы (мини-проекты). Обеспечить руководство подпрограммами. Координировать действия проектных групп. Решить возникающие проблемы. Оценить дополнительные запросы участников образовательных отношений и спланировать новые подпрограммы |
Завершить проект | Отчет о результатах проекта для заказчика | Проанализировать результаты проекта. Описать положительные достижения, лучший опыт и недостатки |
Основной этап реализации проекта | ||
Реализовать проект | Задачи по плану проекта во II этапе | Зафиксировать: ход выполнения проекта, трудности и способы их разрешения. Отметить, проводилась ли корректировка замысла проекта, что корректировали и как реализовали изменения первоначального плана |
Провести мониторинг | Программа мониторинга эффективности общешкольного проекта | Проанализировать промежуточные результаты: запланированные и незапланированные |
Заключительный этап | ||
Оценить эффективность проекта и его влияние на развитие ОО | Продукт проекта. Результаты проекта | Сравнить результаты с первоначальным замыслом. Выявить, достигнуты ли поставленные цели. Если не достигнуты, то по каким причинам |
Приложение 2
Циклограмма реализации общешкольного проекта
Сроки | Задачи | Ответственные | Действия руководителя проекта |
Подготовительный этап | |||
Январь | Решить организационные задачи: определить проблему; поставить цели; назначить руководителя | Руководитель ОО, заместители руководителя ОО | Сформулировал социально значимую проблему и задачи проекта. Получил одобрение участников утвердить название общешкольного проекта |
Определить внутренний и внешний результаты проекта | Описал внешний результат – продукт проекта, внутренний – новые компетенции участников | ||
Оценить ресурсы школы. Определить критерии результативности | Проанализировал ресурсы ОО. Сделал вывод о том, достаточно ли ресурсов или их необходимо увеличить | ||
Февраль - март | Сформировать рабочие группы, определение участников проекта | Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО, координатор проекта | Сформировал проектные группы. Назначил руководителей проектных групп. Установил участников проекта |
Этап проектирования | |||
Апрель - май | Разработать этапы проекта. Подготовить перечень конкретных действий, сроки и ответственных | Руководитель проекта, совет управления проектом, МО | Подготовил проект приказа руководителя ОО о реализации общешкольного проекта, который определил ответственных лиц. В приложении к приказу представил план реализации проекта |
Основной этап | |||
Август - ноябрь | Проконсультировать участников. Контролировать действия участников проекта | Координатор проекта, совет управления проектом, проектные группы, МО | Реализовал подпрограммы (мини-проекты) согласно плану |
Зафиксировать опыт по реализации проекта в отчетах, методических рекомендациях, технологических схемах | Отразил результаты подпрограмм в отчетах. Разработал технологические схемы мероприятий по реализации этапов. Отчитался на педагогическом совете и родительских собраниях | ||
Заключительный этап | |||
Декабрь | Подвести итоги работы | Координатор проекта, совет управления проектом | Подготовил отчет о реализации проекта. Зафиксировал проблемные моменты и указал пути решения проблем для будущих проектов |
Растиражировать опыт реализации проекта | Подготовил публикации по реализации проекта для педагогического сообщества | ||
Январь | Обучить вновь пришедших в ОО педагогов методике организации проектной деятельности, чтобы реализовать новый общешкольный проект | Координатор проекта, совет управления проектом | Разработал цикл семинаров и мастер-классов для начинающих и вновь пришедших педагогов в ОО |
13
Сорокина Светлана Валерьевна