12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мамонтова Э. Г.29
1

Статья «Механизмы развития читательской среды в общеобразовательной организации»



СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

«Механизмы развития читательской среды

в общеобразовательной организации»: «Решение учебных задач/ситуаций на уроках литературного чтения на родном языке, литературного чтения»

 

Составители:

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №15»

г. Сыктывкара

Мамонтова Э.Г., Габова Э.В.

1 слайд

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать. Перед учителем начальных классов встаёт вопрос: кто и почему любит читать (слушать) или кто и почему не любит читать (слушать)?

Перед учителем стоит главная задача: поддержать и развивать интерес к чтению у тех, кто не равнодушен к книге и общению с ней, и привлечь, мотивировать тех, кто не проявляет интереса к чтению.

В связи с отсутствием программы по «Литературному чтению на родном языке» появилась необходимость её разработать. В содержании рабочей программы нового учебного предмета при проведении уроков большая роль отведена заданиям, которые помогут и помогают решить выше поставленную задачу (поддержать и развивать интерес к чтению у тех, кто не равнодушен к книге и привлечь, мотивировать тех, кто не проявляет интереса к чтению).
Далее мы представить, какие эффективные приемы и методы способствуют формированию и развитию читательского интереса, читательской деятельности у учащихся начальных классов.

2 слайд

Урочная деятельность

Одним из таких эффективных приёмов является решение учебных задач/ситуаций.

Хочется напомнить, что учебная ситуацияэто такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают.

Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование учебных ситуаций успешно встраивается в логику системно-деятельностного подхода, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, быть «компетентным» в различных сферах культуры.

3 слайд

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

 

– возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

– специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений);

– меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

 

Далее мы представим решение некоторых учебных задач/ситуаций, которые активно применяем в педагогической деятельности.

 

4 слайд

 

Решение учебной задачи/ситуации «Обложка книги»

Учащиеся создают обложку, используя соответствующие атрибуты и жанровые признаки. Особенно уместно решение данной задачи, когда в книге мало или вовсе отсутствуют рисунки художников.

 

5 слайд

Решение учебной задачи/ситуации «Изучаем автора»

Выбор писателя. Подготовка выставки его книг. Использование некоторых надписей, которые направят мысли учащихся и помогут поставить ключевые вопросы про данного писателя.

Выбор книги для совместного чтения и прочтение ее классу.

Разделение класса на группы, и каждая группа выбирает какую-либо книгу. Каждая группа по своему выбору готовит или настенный плакат, включающий иллюстрации и подзаголовки, или художественное чтение (по очереди или по ролям) какого-либо отрывка, или готовит и показывает драматизацию.

 

Решение учебной задачи/ситуации «Драматизация»

При проведении промежуточной аттестации по технологии учащиеся 3 класса готовят пальчиковые куклы, исполняют с героями спектакль. Впоследствии они приходят к малышам во внеурочное время или дают побыть самим в роли героев произведений, которые изучают на уроке.

Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя.

Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Они контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.

 

6 слайд

Решение учебной задачи/ситуации «Пересказ». Подробный пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Составление рассказа о помощи родителям, бабушке, дедушке.

Слушание детьми чтения вслух рассказа, который выбран учителем.

Дети поворачиваются и делятся опытом с ближайшим соседом.

Дети наблюдают и слушают, как учитель моделирует описание ситуации, пользуясь стратегией размышления вслух.

Затем дети описывают и иллюстрируют свой опыт помощи близким.

Дети способны пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни) устно.

- Опиши свой опыт помощи близким?

- Найди произведения, в которых рассказывается о помощи близким людям.

 

Решение учебной задачи/ситуации «Предлагаем версии»

Учащиеся предлагают свою версию концовки произведения. Затем учитель знакомит их с концовкой произведения.

Учащиеся обсуждают, сравнивают и противопоставляют различные версии сказки. Они распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Учащиеся подчеркивают сходство и различия между версиями.

Учащиеся могут создать другую версию того же самого произведения, изменив некоторые элементы. Они могут исполнить художественное чтение оригинальной и ученической версий.

Учащиеся могут исполнить художественное чтение оригинальной и ученической версий.

Данную учебную задачу рекомендуется применить при изучении произведения В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», русская народная сказка «Мужик и медведь».

 

Решение задачи/ситуации «Рекомендации по выбору книги»

Описание учебной задачи/ситуации:

Учащиеся выбирают книгу, которая поразила их воображение или вызвала интерес.

Они в письменной форме рекомендуют прочесть эту книгу одноклассникам. Рекомендация может зачитываться в классе или размещаться в классной комнате или школьной библиотеке.

Рекомендации могут быть написаны на карточках, используемых в каталогах библиотек.

Учащиеся могут давать рекомендации по выбору книги и делиться ими с одноклассниками в маленьких группах или со всем классом.

Учащиеся реагируют на рекомендации при выборе книг для самостоятельного чтения.

7 слайд

Решение учебной задачи/ситуации «Идем в библиотеку».

Экскурсия в школьную библиотеку

Каждому ученику выдаётся карточка, на которой обозначена буква и число (например, А-24).

Просим их использовать эту карточку для того, чтобы найти соответствующую ему иллюстрированную книгу на библиотечной полке.

Учащиеся находят нужную книгу, просматривают ее (варианты: просматривают оглавление) и готовят ответ на вопрос «О чем эта книга).

Учащиеся могут воспользоваться простым словарем, чтобы отыскать значение некоторых ключевых слов из книги.

Учащиеся могут использовать словари и именные указатели.

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

8 слайд

Решение учебных задач/ситуаций «Дискуссия о книге»

Описание учебной задачи/ситуации:

Обсудите возможные цели книги (чтобы научить, убедить, открыть свои мысли и чувства).

Во время занятий в «читательской мастерской» сравнивайте различные формы письма, и делайте попытки определить замысел автора.

Учащиеся вносят вклад в обсуждение и могут распознавать или называть повествовательные, побудительные и информационные тексты.

 

Решение учебной задачи/ситуации «Пишем рассказ»

Описание учебной задачи/ситуации:

Учитель дает установку, зачитывая ряд произведений, которые он/она предлагают использовать в качестве образца, модели.

Учащимся предлагается принять участие в мозговом штурме и составить список элементов, которые делают произведение «хорошим».

Основываясь на выделенных элементах, учащиеся пишут вымышленную историю.

Учащиеся могут выбирать другую деятельность – спланировать написание рассказа. Этот план заносится в пустую рукописную книгу, которую они делали. Планирование может включать набросок, изображение диаграмм, банки слов и т.д.

Учащиеся могут также выбирать деятельность по иллюстрированию своих собственных рассказов.

Учащиеся могут спланировать и написать воображаемый рассказ. Учащиеся могут также принимать участие в авторском собеседовании, которое предоставляет возможность ученику встретиться один на один с учителем и побеседовать с ним о своем «творчестве». Во время этой встречи можно обсудить отношение учащихся к письму, как они видят себя как авторы, что они думают о том, над чем им надо поработать, чтобы развить навыки письма и как этого можно добиться это. Можно также использовать эту встречу, чтобы обсудить какую-либо одну определенную работу (например, рассказ), или как они пользуются языковыми средствами, их лексику и словарный запас, пунктуацию, орфографию, логику и последовательность изложения, или как развить умение писать начало, середину и окончание рассказа.

 

Решение учебной задачи/ситуации «Сортируем тексты»

Описание учебной задачи/ситуации:

Учащиеся читают и сортируют ряд текстов, связанных с изучаемой темой или с другой проблемой, представляющей интерес.

Для обоснования классификации к каждой группе текстов, они пишут по предложению.

Учащиеся могут классифицировать тексты и обосновывать предложенную классификацию.

Данную учебную задачу использовали на уроках при изучении темы «Пословицы о Родине разных народов мира».

 

9-11 слайд

Далее мы представим другие методы и приемы, которые используем на уроках, так как по наблюдениям за детьми убедились, что являются их любимыми.

 

Восстановление текста с пропусками слов (по летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»).

Чтение с подсказками (герои или часто повторяющие предметы нарисованы).

Составление плана пересказа по рисункам.

Слушание литературных произведений мастерами слова (н/п, литературно-музыкальной композиции «Детство святого преподобного Сергия Радонежского»)

Применение диафильма при чтении произведения (н/п, «Ашик-Кериб», «Сказка о потерянном времени») .

Выставка книг на одну тему, одного автора (при знакомстве или при завершении изучения раздела).

Составление аннотации, отзыва по книге, по произведению, по обложке книги.

Сравнение художественных произведений с мультфильмами и художественными фильмами для детей.

Сравнение схожих произведений (н/п, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов»; «Теремок» и «Варежка»).

Сравнение русской народной сказки «Рукавичка» и сказки Е. Чарушина «Теремок».

- Определи, к какому виду относится эта сказка? Докажите своё мнение. Заполните таблицу.

(Работа в группе, паре)

Заглавие сказки

 

 

Главные герои

 

 

События

 

 

Задачи жанра

 

 

Вид сказки

 

 

История создания произведения.

Литературная игра, викторина по разделу (приложение).

Сравнение произведений по теме, но разных по видам, жанрам, авторам.

Сравнение репродукции картин с произведением.

Проект «Любимый детский журнал» (ребята рекламируют свой любимый детский журнал, пытаются заинтересовать одноклассников, в конце урока спрашиваем ребят, какой журнал им захотелось прочитать, почему).

Составление синквейнов по изученным произведениям.

Реклама произведения или книги.

Конкурс выразительного чтения наизусть произведений поэтов Республики Коми (первый этап проходил на уроке «Литературного чтения на родном (русском) языке», второй этап – на школьном уровне, третий этап – встреча победителей и участников конкурса МОУ «СОШ №15» и интерната СКОШ №4 в библиотеке поселка Верхняя Максаковка. Ребята с ограниченными возможностями СКОШ №4 не только читали стихи, но и показывали движениями сюжет произведения).


 

«Что? Где? Когда?»:

Угадать произведение по отрывку.

Назвать литературного героя по описанию.

Указать источник цитаты.

Ответить на вопросы по литературному произведению.

 

При обучении грамоте первоклассников пользуемся помощью игр, понятного детям юмора, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность. А, главное, делаем это ненавязчиво. При этом дети учатся слушать и слышать, к ноябрю у них исчезла речевая напряжённость. В первую очередь   используем игры   и занимательный материал. С той же целью применяем частично - поисковый метод и создание проблемных ситуаций на различных этапах урока обучения чтению; приём интеграции; включаем задания на развитие творческой фантазии и совершенствование речевого развития; практикуем работу по инсценированию и театрализации.

Особое внимание уделяем построению работы с иллюстрациями учебника и использованию дополнительной наглядности.  По ним проводим следующие виды работы: «Подпиши картинку»; «Придумай историю»;  «Назови одним словом»;  «Озвучь картинку»; «Оживи картинку» или «Покажи сказку» (пантомимы). При работе над иллюстрациями к сказкам, просим вспомнить начало или, наоборот, окончание сказки.  

Особую роль отводим подбору и использованию физкультминуток (Главный критерий подбора: чтобы их содержание соответствовало основной теме урока и являлось связующим звеном основных этапов урока).

 

Есть универсальная игра для всех “Да – нетка”

Она учит:

а) связывать разрозненные факты в единую картину;

б) систематизировать уже имеющуюся информацию;

в) слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать “Да – нетку” для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, подачи нового материала, да и не только …

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя, правило по русскому языку др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только “да”, “нет”, “ и да, и нет”.

Бывает, что вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Пример:

- Я задумала персонаж детской сказки.

Он был любопытным и за это чуть не поплатился жизнью, но его спасли друзья.

- Кто он?

Вопросы. Ответы.

-Это человек? Нет

- Это животное? Да

- Это птица? Да

- Она летает? Нет

- Она дикая? Нет

- Она домашняя? Да

- Это утка? Нет

- Она поет? Да

- Это петух? Да

Игра «Да-нет».

Я задумала предмет, который многие из нас любят, некоторые даже могут изготовить сами. Что это? (разгадывают слово «пельмени»).

Кто знает как по коми называют пельмени? (пельнянь).

- Переведём дословно «пель»-ухо, «нянь»-хлеб.

- Что получилось? (хлебное ухо, ухо из хлеба)

- Почему так назвали?

- Сегодня мы прочитаем рассказ П. Образцова, который называется «Пельмени».

12 слайд

Межпредметные связи

При проведении промежуточной аттестации по технологии в 3 классе учащиеся изготавливают игрушки для пальчикового театра и затем защищают свою работу, представляя небольшую инсценировку). Таким образом происходит межпредметная связь уроков. В 1 классе мы используем данную театрализацию на уроках «Литературного чтения на родном (русском) языке» при прохождении темы «Знакомство с русскими народными сказками «Теремок» и «Репка».

При изучении темы «Обращение к природе. Герои произведения, их характеристика. Чтение текста про лося» Работали над сравнением произведений разного жанра о лосе: текста в «Азбуке» (с.11), стихотворение В.А. Брагина «Лоси».

В группе продлённого дня мы прочитали статьи о лосях в книгах А. А. Плешакова «Зелёные страницы», В. В. Зотова «Лесная мозаика». После чтения обсудили, что интересного учащиеся узнали об этих обитателях наших лесов, в завершении работы ребята поработали с раскрасками, на которых были изображены лоси. Надо было определить по раскраске, лось или лосиха изображены (обосновать свой ответ), какие цвета потребуются, чтобы выполнить работу, попробуйте рядом нарисовать лосёнка. Таким образом, происходит межпредметная связь предметов «Литературному чтению на родном языке», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».

 

13-17

Внеурочная деятельность

Поддержка учащихся к потребности к чтению, общению с детской книгой продолжается и во внеурочной деятельности.

Новогодняя викторина (в содержании викторины включены вопросы о Новом годе из произведений).

Проведение тематических новогодних мероприятий, проектов, посвящённых определённым произведениям писателей – юбиляров («Новогоднее путешествие в страну фантазии Носова», проект «Снежная королева»).

«Праздник Букваря». Традиционно проводится по окончании изучения первой учебной книги «Азбуки». К празднику готовятся различные инсценировки из изученных произведений, чтение стихов и песен наизусть, чтение по ролям, первые творческие работу учащихся и т. д. Праздник проводится совместно с родителями.

 

Посещение библиотеки и проведение экскурсий, литературных «кафе».

 

Конкурсы чтецов на школьном и муниципальном уровнях.

Конкурс рисунков «Читаем вместе с мамой» проходил в два этапа: школьный и муниципальный. Победителями школьного и призерами муниципального конкурса стали учащиеся 3 класса, где были представлены работы «В мире добрых книг», «Мама и книги – мои друзья!»

Конкурс «Лучшая детская публикация» в рамках III Открытого Фестиваля «Традиции и новации – 2012».

Викторина по произведениям коми литературы, посвященной Победы в Великой Отечественной войне на школьном и муниципальном уровнях.

Участие в муниципальных, Всероссийских и Международных конкурсах.

 

Работа с родителями

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.


 

18 слайд

Заключение

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать результат. Постоянное внедрение новых приёмов и методов в уроки чтения помогло развить у учащихся интерес к этому предмету, улучшило результативность обучения чтению, интерес к чтению. Учащиеся научились понимать художественное слово, создавать и оценивать художественный образ, что является важнейшим двигателем и показателем общего развития.

В учебном процессе реализация методики продуктивного чтения и пробуждение интереса к литературе может быть обеспечена группой учебных предметов, а также системой внеурочной деятельности, которой в рамках ФГОС уделяется серьезное внимание. Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.


«Механизмы развития читательской среды в ОО"
PPTX / 5.32 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.