12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Денисова Анастасия273
Россия, Москва, Москва
5

Статья «Практико-методические рекомендации психолога по организации и проведению МППК при поступлении детей с ТМНР»

 

Практико-методические рекомендации психолога по организации первичной школьной медико-психолого-педагогической комиссии для поступающих детей с тяжелыми-множественными нарушениями развития

 

Денисова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог высшая категория

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно - образовательный центр" обособленное структурное подразделение «Марьино»

 

Современность переменчива. Ежедневно всё меняется в том числе и в нашей работе. Являясь одним из специалистов реабилитационно-образовательного центра, много лет участвую в школьных медико-психолого-педагогических консилиумах (ШМППК) расскажу об особенностях первичного обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Все дети поступают к нам с заключением от городского ПМПК. В котором главным образом прописан вариант образовательной программы для детей с ТМНР 6.3 или 6.4. и рекомендации специалистов по дальнейшей работе с ребёнком. Как правило основанием для городского ПМПК в выборе рекомендуемого варианта программы служит заключение от психиатра, где указана степень умственной отсталости.

Целью первичного, внутреннего медико- психолого-педагогического обследования ребёнка является получение представления об актуальном развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, что помогает специалистам организации спланировать работу на начало учебного года: составить распорядок дня, разработать специальную индивидуальную программу развития (СИПР), разработать календарно-тематическое планирование учебных предметов, сформировать классы с учетом

психо -физических особенностей детей.

Рекомендуется планировать первичное медико-психолого-педагогическое обследование детей, которые будут приняты и начнут обучаться в центре с 1 сентября, к концу предыдущего учебного года (например, февраль – апрель). Оптимальный состав специалистов: врач-педиатр или врач-невролог, психолог, логопед, дефектолог (учитель наборного класса) и администратор.

В ходе первичного психолого-педагогического обследования проводится опрос родителя, изучается первичный анамнез, оценивается двигательное, сенсорное, речевое развитие ребёнка, его коммуникация, эмоционально-волевой сферы и поведения, предпосылок учебной деятельности, познавательного развития, сформированности навыков самообслуживания. Секретарь ШПМПК ведёт протокол куда специалистами вносятся результаты первичного обследования.

Для наиболее информативного обследования и достоверности, необходимо «отделить» ребёнка от мамы (официального представителя). Маму можно посадить рядом с администратором и врачом, что бы был удобен обмен документами. Специалисты, вступающие в непосредственный контакт с ребёнком, располагаются возле обследуемого.

Первичное психолого-педагогическое обследование проводят методами: сбор информации (со слов мамы и документация), наблюдение за поведением ребёнка, и диагностика с использованием диагностического материала, подготовленного специалистами организации. Часть диагностического материала может быть предоставлена родителями ребенка (фотография ребенка и членов семьи, личные вещи ребенка, несколько игрушек ребенка), необходимо об этом сообщить родителям при записи на ШМППК. Перед тем как предъявить обследуемому предметы необходимо уточнить у мамы на сколько это безопасно! Дети с подобными нарушениями часто могут отправлять мелкие предметы в рот, а крупные бросать. Примерный список диагностического материала: предметы для захвата, предметы для фиксации взгляда, материалы для тактильного восприятия, карточки со словами, предмет и его изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), картинки с изображением мальчика, девочки, фруктов, овощей, диких и домашних животных, предметов посуды, мебели, одежды; фигуры, однородные предметы, различные по величине, цвету; предметы для группировки по форме; цифры; матрешка, картинки, состоящие для из 2-х и 4-х частей.

Дополнительно можно использовать белые листы формата А4, карандаши и ручки. Длительность активного обследования не должна превышать 15-20 минут. Дети с ТМНР быстро истощаемые и утомляемые. Если ребёнок освободился, а беседа с родителем ещё ведётся можно показать ребёнку учреждение, провести небольшое знакомство с местом.

Содержательная сторона ШМППК

1) Оценка двигательного развития. Выявление способов передвижения: ходит самостоятельно; ходит, но нуждается в физической поддержке; ходит с опорой (ходунки, трость, костыли) или не ходит (перемещается ползком, с помощью коляски, не перемещается). При оценке мелкой моторики смотрят, удерживает ли ребенок вложенные в руку предметы, захватывает предметы целой кистью, пальцами. В данном случае наблюдение проводят в специально организованной ситуации, мелкую моторику оценивают, наблюдая за выполнением действий с разными предметами на протяжении всего процесса обследования.

2) Оценку использования предметов по назначению проводят на протяжении всего обследования в процессе наблюдения за действиями ребенка, выполняемыми в различных специально организованных ситуация.

3) Оценка сенсорного развития предполагает выявление особенностей зрительного, слухового и тактильного восприятия в специально организованных ситуациях.

- Зрительное восприятие - фиксировать взгляд на статичном объекте и прослеживать взглядом за движущимся объектом. Обследуемому предъявляют предмет на расстоянии до 1м (с учётом возможных нарушений зрения), удерживание взгляда от 3 до 5 секунд – проба положительная. Этот же объект перемещают по горизонтали вправо, влево.

- Слуховое восприятие – способность находить неподвижный источник звука. Предъявляют короткий звук (хлопок ладошками) напротив уха ребёнка от 20 до 30см. Попеременно справа и слева. Увеличивают дистанцию до 50см.

- Тактильное восприятие – реакция обследуемого на прикосновения человека и соприкосновение с различными материалами. Широкий спектр воздействия: касание, поглаживание, похлопывание, сжимание, растирание и др. Как правило воздействуют на голову и конечности ребёнка. Реакции идентифицируются как нейтральная, положительная и отрицательная. Ребенок отдергивает руку, вздрагивает, хмурится, отодвигается, капризничает – реакция отрицательная. Ребенок улыбается, смеется, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия – проба положительная. Ребенок не меняет свое поведение во время воздействия – реакция нейтральная.

4) Оценка речевого развития и коммуникации.

Обследуется уровень сформированности: импрессивной речи (понимания обращенной речи) и экспрессивной речи (собственной речи) / экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при отсутствии собственной речи).

Реагирует ли ребёнок на собственное имя, выполнение инструкций – наблюдение на протяжении всего обследования. Экспрессивная речь оценивается главное по её содержанию, семантическая сторона.

Если ребёнок не речевой, не владеет вербальной речью – необходимо выяснить условную сигнальную систему взгляды, жесты – средство альтернативной коммуникации.

5) Особенности контакта со взрослыми. Наблюдают на протяжении всего обследования: установка и удержание контакта, избирательность. Установка зрительного и тактильного контакта, реакция на обращённую речь.

Инициации контакта со взрослым, способность ребенка инициировать контакт любым возможным для него способом: обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу, использование жестов и др.

6) Эмоционально-волевая сфера.

Устойчивый эмоциональный фон, эмоциональный контроль, эмоциональная лабильность и отзывчивость. Эмоциональный фон может быть не устойчивым (колебание настроения), негативный (капризничает, плачет, кричит и др.) и положительный (спокоен, улыбается, уравновешен). Эмоциональный контроль подразумевает метод переключения с острой эмоциональной реакции на спокойное состояние.

7) Поведение. Важно в присутствии родителя выявить возможные формы проблемного поведения и выяснить эффективные механизмы воздействия если таковые есть. Возможно ребёнок наблюдается у узкопрофильного специалиста и принимает корректоры поведения.

Выявить уровень критичности, способность реагировать на замечания и менять своё поведение. Проблемное поведение – это деструктивные формы реагирования в социальной среде, которые приводят к его дезадаптации. Виды проблемного поведения разные: вокализация, аутоагрессия, физическое сопротивление, немотивированная агрессия, различные стереотипии и др.). Особое внимание стоит обратить реакцию на запрет. Ребёнок должен уметь подчиняться взрослому.

Проблемное поведение – это один из первостепенных факторов, который мешает детям с ТМНР проходить социальную адаптацию, развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферу, а также возможность обучать и развивать.

8) Предпосылки к учебной деятельности. Для детей с ТМНР – это возможно, только если ребёнок посещал ДО, занимался со специалистами. Способность к продуктивной деятельности (может ли ребёнок сидеть и выполнять предлагаемое действие), её длительность (от 5 до 20 минут), восприятие стимульного материала (особенности восприятия изображения), проявление интереса (познавательная активность), принятие помощи (просит ли помощи и принимает ли её) и др. Вышеперечисленный факторы подмечаются на протяжении всего медико-психолого-педагогического обследования.

9) Познавательное развитие. Это знания о себе, окружающем мире и приобретённые знания (буквы, цифры). Предлагаемые изображения и выбор на них согласно инструкции, узнавание себя на фотографии, знание о цвете, геометрических фигурах и величине, группировка предметов по общему признаку – это даёт понимание об уровне познавательного развития.

10) Оценка самообслуживания. Приём пищи, одевание, гигиена и др.

На ШМППК обычно опрос родителя даёт понимание о степени сформированности навыков самообслуживания.

Внутренняя медико-психолого-педагогическая комиссия необходимый и важный инструмент в системе реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Качественное проведение обследования даёт возможность составить специалистам специальную индивидуальную программу развития (СИПР) к началу учебного года, подобрать адекватные методы и формы работы. Это залог продуктивной деятельности специалиста с ребёнком в дальнейшем.

Список используемой литературы

 

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

2. Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.

3. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.

4. Царёв А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС/ А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 33–42.

5.Царёв А.М. Актуальные вопросы создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)/ А.М. Царёв

6. http://умксипр.рф/

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 08.05.21 в 01:26 1Ответить Пожаловаться
Вся информация важная и ценная! Благодарю за разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.