Практико-ориентированное обучение на уроках химии в рамках реализации ФГОС СПО
Практико-ориентированное обучение на уроках химии
в рамках реализации ФГОС СПО
Ветрова Нина Петровна,
преподаватель химии и биологии СПб ГБПОУ
«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Для прочного усвоения знаний по предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес обучающихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению обучающихся.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития обучающихся, формирования их экологического сознания.
Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:
- в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса обучающегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
- в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;
- система развивает интерес обучающихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.
В основу практико-ориентированного обучения положен деятельностный подход, целью которого является формирование у обучающихся умений, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Практически по всем темам курса химии разработаны творческие задания, направленные на систематизацию и применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях; активно используются ресурсы Интернет, технологии проблемного, развивающего, практико-ориентированного обучения, групповая работа, ИКТ.
В процессе обучения учащихся применяю следующие дидактические методы и приемы.
В начале урока провожу входной контроль с целью контроля и актуализации знаний обучающихся, полученных на предыдущем уроке химии. В качестве домашнего задания предлагаю творческие задания, домашний эксперимент, сообщения, кроссворды и т.д.
Отрабатываем и изучаем материал с помощью решения задач интегративного характера, выполнения упражнений прикладной направленности химических знаний, химического эксперимента.
Например:
1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного человека? (Ответ: 9,03?1025; 7,2 кг)
2. Одинаковое ли (и какое именно) число молекул содержится в 1г воды и в 1г кислорода? Какова роль этих веществ в биосфере Земли? (Ответ: 0,33?1023; 0,37?1027)
3. В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты и результаты ваших расчетов, подготовьте:
а) рекламный проспект автомобилей;
б) текст обращения о защите природы.
(Ответ: 347 суток 14 часов 52 минуты)
При изучении свойств и применения углерода, обращаю внимание обучающихся на одну из современных экологических проблем – возникновение "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата. Предлагаю для обсуждения и решения такие задачи:
1. Мел содержит карбонат кальция и карбонат магния в пересчете на CaO и MgO соответственно 54 и 0,5 %.
Сколько примеси содержит мел? Какой объем CO2 выделится в атмосферу при обжиге образца такого мела массой 1 кг?
(Ответ: 2,5%)
2. В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота и др. Человек в процессе своей деятельности вмешивается в круговорот веществ, использую минеральное сырье для своих нужд. Какая масса углерода должна превратиться в CO2, чтобы получить 1 л минеральной газированной воды с концентрацией углекислоты 2%, ρ=1г/см3. (Ответ: 3,84 г.)
При рассмотрении вопросов применения азота и аммиака в теме «Подгруппа азота» для закрепления знаний использую такие задачи:
1. Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Атмосфера – неисчерпаемый резервуар азота, однако основная часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно связан в виде химических соединений. Существуют азотфиксирующие бактерии, способные фиксировать азот воздуха и превращать его в доступную для растений форму. С помощью таких бактерий при хорошем урожае клевер может накапливать за сезон 150-160 кг/га азота. Какой объем воздуха в м3 содержит такую массу азота? Какую массу 10 % раствора аммиачной воды (используемой в качестве удобрений) может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон 100 кг/га азота? (Ответ: 120 м3, 2100 кг)
2. Большой ущерб водным организмам наносят соединения мышьяка. Особенно ядовиты соединения мышьяка (III) Предложите способ очистки сточных вод от арсенатов и арсенитов, принимая во внимание, что мышьяк является аналогом фосфора.
3. Рационально ли одновременно вносить в почву аммиачную селитру и гашеную известь (с какой целью используют гашеную известь?). Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.
При изучении органической химии использую следующие задачи:
1. Листья растения махорки содержат лимонную кислоту, примерно 3%. Какая масса зеленых листьев этого растения потребуется для получения 1 кг лимонной кислоты, если потери при производстве составляют 15 %? (Ответ: 39,1 кг).
2. Поскольку нефтепродукты горючи, очистку от них водной поверхности можно было бы проводить путем сжигания нефтяной пленки. Такой способ, конечно, не экономичен, он связан с потерей топлива, но охрана природы, сохранение морской и прибрежной фауны и флоры важнее, чем экономия нефти. Трудность сжигания нефтяной пленки заключается в том, что поджечь можно только относительно толстый слой плавающей на поверхности воды нефти. Если же пленка тонкая (так бывает в большинстве случаев), поджечь ее не удается. Предложите способ сжигания тонких пленок нефтепродуктов на поверхности воды.
3. Большие неприятности доставляет наличие в сточных водах карбоновых кислот и их солей. Предложите физико-химический способ очистки воды от этих загрязнений.
При изучении темы "Металлы" знакомлю обучающихся с общими способами получения металлов, а также с проблемами утилизации отходов при переработке металлов.
1. Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка металлургического завода потребовалось 60 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована?
2. При нейтрализации промышленных стоков завода было получено 300 кг осадка Cr(OH)3. Какую массу металлического хрома можно получить из осадка, если производственные потери составляют 10 %?
3. Питьевая вода содержит растворимые соли ионов Ca2+ и Mg2+ - сульфаты и карбонаты, обуславливающие ее жесткость. Повседневное употребление такой воды может привести к ряду заболеваний пищеварительного тракта. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть применены для снижения жесткости воды:
а) карбонат калия;
б) поваренная соль;
в) фосфат натрия.
Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций.
Развитию практической направленности обучения обучающихся способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности. При этом обучающиеся учатся работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, выполняют исследовательскую работу. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Мы пытаемся взглянуть на экологические вопросы и проблемы сквозь призму химических знаний, так как для глубокого понимания современной экологической ситуации (как на всей планете, так и в региональном, местном масштабе) человеку совершенно необходимо знание химических основ или причин этой ситуации. Построение учебного процесса на основе единства эмоционально образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека.
При объяснении нового материала использую информационно- иллюстративный и проблемно-поисковый методы преподавания нового материала, создавая «мостики» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности с целью развития практического мышления обучающихся. С этой целью обозначается «проблема урока» и предлагаются возможные пути ее решения. Обучающимся предлагаются материалы, которые поясняют, как нужно самостоятельно работать с тематическим содержанием, как нужно решать задачи, выполнять задания и т.д.
Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения обучающихся обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения обучающимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным и творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
Использованная литература:
1. Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии//Химия в школе. -2006, №5.- С.27-32.
2. Кендиван О. Д. Практико-ориентированные задания в обучении химии. // Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47.
3. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся.