12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрова Елизавета Николаевна163
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СШ №82

Дзержинского района г. Волгограда

Практикум по решению физических задач

«Физический марафон»

Программа дополнительного образования для 7-9 классов

(120 ч)

Составила: учитель физики

 ДМИТРОВА Е.Н.

 

 

г. Волгоград, 2016 Пояснительная записка.

Научить физике – это научить решать задачи. В программе по физике задачам отводится вспомогательная роль. Практика показывает, что теория запоминается значительно лучше, если ее не заучивать, а многократно использовать в процессе решения задач, а без многократного обращения к теории решить большое количество задач просто невозможно. Поэтому данный курс рассчитан на отработку навыка решения физических задач в дополнение к основному курсу физики.

Цель курса: развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, воспитание человека разумного, мыслящего.

Задачи курса:

- развивать познавательный интерес на основе различных задач и заданий;

- приучать к самостоятельной работе;

- формировать навык решения качественных и расчетных задач;

- формировать навык поиска и обработки информации.

- пополнить арсенал методов решения задач.

Курс рассчитан на 120 часов: 30 часов в 7 классе, 30 часов в 8 классе , 30 часов в 9 классе.

Данная программа позволяет в ненавязчивой форме, систематически, используя различный набор задач и заданий, приучать ученика самостоятельно мыслить. Используется следующий набор задач и заданий:

- качественные задачи.

- мини-рассказы.

- задачи с бытовым содержанием.

- тестовые занимательные задачи и задания.

- графические задачи.

- экспериментальные задачи.

- опыты-фокусы.

- практические работы творческого характера «Познай себя».

- рационализаторские задачи.

- логические цепи.

- презентации, рефераты, доклады.

Требования к уровню усвоения курса:

Знать в7классе:

- описывать и объяснять физические явления;

- историю введения основных понятий физики;

- практическое использование физических знаний;

- относительность механического движения;

Знать в 8 классе:

- закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

- особенности физических характеристик воды.

- условия возникновения и существования электрического тока;

- формулы закона Ома для участка цепи, для расчета сопротивления проводников;

- зависимость сопротивления проводников от температуры;

- законы последовательного и параллельного соединения проводников;

- формулы для расчета мощности тока;

- закон отражения и преломления света.

Знать в 9 классе:

- методы решения кинематических задач;

- векторный характер кинематических величин;

- относительность механического движения;

- формулы для расчета движения тела, брошенного под углом к горизонту;

- законы Ньютона;

- условия равновесия тел, правило моментов;

- виды равновесия;

- определение центра тяжести.

Уметь:

- описывать и объяснять физические явления;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения

физических величин;

- приводить примеры практического использования физических знаний;

- решать задачи на практическое использование физических законов;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

- применять формулы для расчета движения тела, брошенного под углом к горизонту;

- раскрывать внутренний механизм развития науки;

- объяснить путем разбора конкретных проблем, как отдельные наблюдения и

эксперименты завершаются установлением общих закономерностей.

7класс

Механическое движение. Плотность вещества. Силы в механике.(20ч).

Материя и пространство. Принцип относительности. Аксиомы или законы движения. Законы динамики в окружающей среде. Исследования Ньютона по механике. Механика после Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела.

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила. (10ч).

Элементы гидростатики. Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание.

Элементы биофизики.

8 класс

Тепловые явления (10ч).

Уравнение теплового баланса. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Особенности физических характеристик воды. Наблюдение за процессом кипения. Применение изменения физических свойств вещества при переходе в другое агрегатное состояние в технике. Дизельный двигатель: рабочий цикл и КПД.

Электрические явления (10ч).

Статическое электричество. Осветительная сеть. Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). Расчет сопротивления проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников. Расчет потребляемой электроэнергии. Электричество в животных и растениях, в живых клетках.

Оптика (10ч).

Закон отражения света (плоское и сферическое зеркала). Преломление света (призмы). Оптические приборы.

9 класс

Элементы математики для решения физических задач (10ч).

Структура процесса решения задачи механики. Погрешность измерений и вычислений. Пропорциональная зависимость – ключ ко многим законам. Векторы и скаляры.

Основы кинематики (5ч).

Векторный характер кинематических величин. Графический метод решения основной задачи кинематики. Относительность механического движения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Основы динамики (9ч).

Применение законов Ньютона к решению основной задачи механики.

Элементы гидростатики (2ч).

Элементы гидростатики.

Простые механизмы (4ч).

Простые механизмы: ворот, клин. «Золотое правило » механики. Индуктивный и дедуктивный методы решения задач. Равновесие тела на опоре.

Тематическое планирование для 7 класса.

зан.

Дата

Тема занятия

1

 

Обучение оформлению задач.

2

 

Материя и пространство.

3

 

История метра.

4

 

Измерение длины.

5

 

Лабораторная работа «Измерение линейных размеров тел».

6

 

Измерение больших расстояний.

7

 

Лабораторная работа «Сравнение траекторий движения тел в различных системах отсчета».

8

 

Принцип относительности.

9

 

Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

10

 

Решение задач на движение

11

 

Решение задач экспериментальнодвижение на

12

 

Масса и вес.

13

 

Лабораторная работа «Сравнение масс взаимодействующих шаров».

14

 

Опытное определение объема тела и плотности.

15

 

Движение тел в окружающей среде.

16

 

Небесная механика и дела земные.

17

 

Движение Земли в пространстве.

18

 

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

19

 

Механика Ньютона.

20

 

Элементы гидростатики.

21

 

Исследования морских глубин.

22

 

Архимедова сила и киты.

23

 

Речной транспорт.

24

 

Полет самолета.

25

 

Воздушный шар.

26

 

Дирижабль – транспорт прошлого и транспорт будущего?

27

 

Элементы биофизики.

28

 

Простые механизмы в живой природе.

29

 

Полет в мире живой природы.

30

 

Путешествие по стране «Механика».

Тематическое планирование для 8 класса.

зан.

Дата

Тема занятия

1

 

Здравствуй, физика теплоты!

2

 

Закон сохранения энергии на экспериментальных задачах.

3

 

«Дюжина кухонных экспериментов».

4

 

Теплоемкость твердых тел и жидкостей.

5

 

Особенности физических характеристик воды.

6

 

Исследавание процесса кипения воды и постоянство температуры

7

 

Зависимость состояния вещества от температуры и давления.

8

 

Решение задач на теплоту

9

 

Круговорот воды в природе. Осадки. Решение задач.

10

 

История изобретения парового двигателя.

11

 

Дизельный двигатель: рабочий цикл и расчет КПД.

12

 

Тепловые двигатели в авиации. Новые виды двигателей

13

 

Электризация тел: польза или вред?

14

 

Осветительная сеть. Решение задач по составлению схем различных устройств.

15

 

Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх).

16

 

Реостат на службе у автоматики.

17

 

Зависимость сопротивления проводников от температуры.

18

 

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

19

 

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

20

 

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

21

 

Расчет потребляемой электроэнергии. . Решение задач.

22

 

Электричество в животных и растениях, в живых клетках.

23

 

Океан света.

24

 

Сферическое зеркало (выпуклое).

25

 

Сферическое зеркало (вогнутое).

26

 

Построение хода световых лучей сквозь призмы.

27

 

Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз.

28

 

Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз.

29

 

Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.

30

 

Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.

Тематическое планирование для 9 класса.

зан.

Дата

Тема занятия

1

 

Структура процесса решения задачи механики.

2

 

Погрешность измерений и вычислений.

3

 

Приближенная оценка и приемы быстрого счета.

4

 

Приближенные ответы и достоверное знание.

5

 

Пропорциональная зависимость – ключ ко многим законам.

6

 

Линейная зависимость.

7

 

Прямая зависимость или пропорции.

8

 

Указания к построению графиков.

9

 

Интерполяция и экстраполяция.

10

 

Векторы и скаляры.

11

 

Векторный характер кинематических величин.

12

 

Графический метод решения основной задачи кинематики.

13

 

Полет тел и относительное движение.

14

 

Движение тел и параболы.

15

 

Движение снаряда, выпущенного из пушки под углом к горизонту.

16

 

Земное тяготение

17

 

От греков к Галилею

18

 

Индуктивный и дедуктивный методы

19

 

Изучение ускоренного движения индуктивным и дедуктивным методами

20

 

Дедуктивный анализ движения с постоянным ускорением

21

 

Экспериментальные исследования в динамике

22

 

Построение графиков с указанием возможных ошибок опыта

23

 

Законы Ньютона и применение их к решению основной задачи механики.

24

 

Наклон тел при поворотах.

25

 

Элементы гидростатики.

26

 

Решение задач по гидростатике.

27

 

Применение правила моментов к простым механизмам: ворот, клин.

28

 

Решение задач на равновесие тел, движущихся поступательно и совершающих поворот вокруг некоторой оси.

29

 

Виды равновесия. Центр тяжести.

30

 

Равновесие тела на опоре.

Литература для учащихся и учителя.

Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.

Хрестоматия по физике. Под ред. А. Спасского. – М.: Просвещение,1991.

Энциклопедический словарь юного физика. Сост.В.А. Чуянов. – М.: Педагогика,1991.

Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984.

Книга для чтения по физике. Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.

Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: просвещение,2000.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1977.

Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение,1977.

Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – 4-е изд. – М.: Просвещение,1972.

Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2004.

Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – Библиотека журнала «Физика в школе», 2000, вып.16; 2001, вып 24.

Скрелин Л.И. Дидактический материал по физике.- М.: Просвещение, 1989.

Малфеев Р.И. Творческие задания по физике. – М.: Просвещение, 1971.

Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение,1980.

Мясников С.П., Осанова Т.Н. – 5-е изд. – М.: «Высшая школа», 1988.

Меледин Г.В. Физика в задачах. – М.: Наука,1990.

Кац. Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: «Вако»,2006.

Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. – М.: «Школа-Пресс»,2001.

Буров В.А., Дик Ю.И. Практикум по физике в средней школе. – М.: Просвещение,1987.

Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1977.

Компьютерные программы:

«Живая физика»

«Открытая физика».

Уроки физики Кирилла и Мефодия для 7 и 8 классов.

Виртуальный наставник. Физика 7 – 9 класс.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.