Практикум по решению физических задач «Физический марафон» (7–9 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СШ №82
Дзержинского района г. Волгограда
Практикум по решению физических задач
«Физический марафон»
Программа дополнительного образования для 7-9 классов
(120 ч)
Составила: учитель физики
ДМИТРОВА Е.Н.
г. Волгоград, 2016 Пояснительная записка.
Научить физике – это научить решать задачи. В программе по физике задачам отводится вспомогательная роль. Практика показывает, что теория запоминается значительно лучше, если ее не заучивать, а многократно использовать в процессе решения задач, а без многократного обращения к теории решить большое количество задач просто невозможно. Поэтому данный курс рассчитан на отработку навыка решения физических задач в дополнение к основному курсу физики.
Цель курса: развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, воспитание человека разумного, мыслящего.
Задачи курса:
- развивать познавательный интерес на основе различных задач и заданий;
- приучать к самостоятельной работе;
- формировать навык решения качественных и расчетных задач;
- формировать навык поиска и обработки информации.
- пополнить арсенал методов решения задач.
Курс рассчитан на 120 часов: 30 часов в 7 классе, 30 часов в 8 классе , 30 часов в 9 классе.
Данная программа позволяет в ненавязчивой форме, систематически, используя различный набор задач и заданий, приучать ученика самостоятельно мыслить. Используется следующий набор задач и заданий:
- качественные задачи.
- мини-рассказы.
- задачи с бытовым содержанием.
- тестовые занимательные задачи и задания.
- графические задачи.
- экспериментальные задачи.
- опыты-фокусы.
- практические работы творческого характера «Познай себя».
- рационализаторские задачи.
- логические цепи.
- презентации, рефераты, доклады.
Требования к уровню усвоения курса:
Знать в7классе:
- описывать и объяснять физические явления;
- историю введения основных понятий физики;
- практическое использование физических знаний;
- относительность механического движения;
Знать в 8 классе:
- закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
- особенности физических характеристик воды.
- условия возникновения и существования электрического тока;
- формулы закона Ома для участка цепи, для расчета сопротивления проводников;
- зависимость сопротивления проводников от температуры;
- законы последовательного и параллельного соединения проводников;
- формулы для расчета мощности тока;
- закон отражения и преломления света.
Знать в 9 классе:
- методы решения кинематических задач;
- векторный характер кинематических величин;
- относительность механического движения;
- формулы для расчета движения тела, брошенного под углом к горизонту;
- законы Ньютона;
- условия равновесия тел, правило моментов;
- виды равновесия;
- определение центра тяжести.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин;
- приводить примеры практического использования физических знаний;
- решать задачи на практическое использование физических законов;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
- применять формулы для расчета движения тела, брошенного под углом к горизонту;
- раскрывать внутренний механизм развития науки;
- объяснить путем разбора конкретных проблем, как отдельные наблюдения и
эксперименты завершаются установлением общих закономерностей.
7класс
Механическое движение. Плотность вещества. Силы в механике.(20ч).
Материя и пространство. Принцип относительности. Аксиомы или законы движения. Законы динамики в окружающей среде. Исследования Ньютона по механике. Механика после Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила. (10ч).
Элементы гидростатики. Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание.
Элементы биофизики.
8 класс
Тепловые явления (10ч).
Уравнение теплового баланса. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Особенности физических характеристик воды. Наблюдение за процессом кипения. Применение изменения физических свойств вещества при переходе в другое агрегатное состояние в технике. Дизельный двигатель: рабочий цикл и КПД.
Электрические явления (10ч).
Статическое электричество. Осветительная сеть. Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). Расчет сопротивления проводников. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников. Расчет потребляемой электроэнергии. Электричество в животных и растениях, в живых клетках.
Оптика (10ч).
Закон отражения света (плоское и сферическое зеркала). Преломление света (призмы). Оптические приборы.
9 класс
Элементы математики для решения физических задач (10ч).
Структура процесса решения задачи механики. Погрешность измерений и вычислений. Пропорциональная зависимость – ключ ко многим законам. Векторы и скаляры.
Основы кинематики (5ч).
Векторный характер кинематических величин. Графический метод решения основной задачи кинематики. Относительность механического движения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Основы динамики (9ч).
Применение законов Ньютона к решению основной задачи механики.
Элементы гидростатики (2ч).
Элементы гидростатики.
Простые механизмы (4ч).
Простые механизмы: ворот, клин. «Золотое правило » механики. Индуктивный и дедуктивный методы решения задач. Равновесие тела на опоре.
Тематическое планирование для 7 класса.
№ зан. |
Дата |
Тема занятия |
1 |
Обучение оформлению задач. |
|
2 |
Материя и пространство. |
|
3 |
История метра. |
|
4 |
Измерение длины. |
|
5 |
Лабораторная работа «Измерение линейных размеров тел». |
|
6 |
Измерение больших расстояний. |
|
7 |
Лабораторная работа «Сравнение траекторий движения тел в различных системах отсчета». |
|
8 |
Принцип относительности. |
|
9 |
Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета. |
|
10 |
Решение задач на движение |
|
11 |
Решение задач экспериментальнодвижение на |
|
12 |
Масса и вес. |
|
13 |
Лабораторная работа «Сравнение масс взаимодействующих шаров». |
|
14 |
Опытное определение объема тела и плотности. |
|
15 |
Движение тел в окружающей среде. |
|
16 |
Небесная механика и дела земные. |
|
17 |
Движение Земли в пространстве. |
|
18 |
Решение задач по теме «Взаимодействие тел» |
|
19 |
Механика Ньютона. |
|
20 |
Элементы гидростатики. |
|
21 |
Исследования морских глубин. |
|
22 |
Архимедова сила и киты. |
|
23 |
Речной транспорт. |
|
24 |
Полет самолета. |
|
25 |
Воздушный шар. |
|
26 |
Дирижабль – транспорт прошлого и транспорт будущего? |
|
27 |
Элементы биофизики. |
|
28 |
Простые механизмы в живой природе. |
|
29 |
Полет в мире живой природы. |
|
30 |
Путешествие по стране «Механика». |
Тематическое планирование для 8 класса.
№ зан. |
Дата |
Тема занятия |
1 |
Здравствуй, физика теплоты! |
|
2 |
Закон сохранения энергии на экспериментальных задачах. |
|
3 |
«Дюжина кухонных экспериментов». |
|
4 |
Теплоемкость твердых тел и жидкостей. |
|
5 |
Особенности физических характеристик воды. |
|
6 |
Исследавание процесса кипения воды и постоянство температуры |
|
7 |
Зависимость состояния вещества от температуры и давления. |
|
8 |
Решение задач на теплоту |
|
9 |
Круговорот воды в природе. Осадки. Решение задач. |
|
10 |
История изобретения парового двигателя. |
|
11 |
Дизельный двигатель: рабочий цикл и расчет КПД. |
|
12 |
Тепловые двигатели в авиации. Новые виды двигателей |
|
13 |
Электризация тел: польза или вред? |
|
14 |
Осветительная сеть. Решение задач по составлению схем различных устройств. |
|
15 |
Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх). |
|
16 |
Реостат на службе у автоматики. |
|
17 |
Зависимость сопротивления проводников от температуры. |
|
18 |
Смешанное соединение проводников. Решение задач. |
|
19 |
Смешанное соединение проводников. Решение задач. |
|
20 |
Смешанное соединение проводников. Решение задач. |
|
21 |
Расчет потребляемой электроэнергии. . Решение задач. |
|
22 |
Электричество в животных и растениях, в живых клетках. |
|
23 |
Океан света. |
|
24 |
Сферическое зеркало (выпуклое). |
|
25 |
Сферическое зеркало (вогнутое). |
|
26 |
Построение хода световых лучей сквозь призмы. |
|
27 |
Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз. |
|
28 |
Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз. |
|
29 |
Оптические приборы. Решение задач на построение изображений. |
|
30 |
Оптические приборы. Решение задач на построение изображений. |
Тематическое планирование для 9 класса.
№ зан. |
Дата |
Тема занятия |
1 |
Структура процесса решения задачи механики. |
|
2 |
Погрешность измерений и вычислений. |
|
3 |
Приближенная оценка и приемы быстрого счета. |
|
4 |
Приближенные ответы и достоверное знание. |
|
5 |
Пропорциональная зависимость – ключ ко многим законам. |
|
6 |
Линейная зависимость. |
|
7 |
Прямая зависимость или пропорции. |
|
8 |
Указания к построению графиков. |
|
9 |
Интерполяция и экстраполяция. |
|
10 |
Векторы и скаляры. |
|
11 |
Векторный характер кинематических величин. |
|
12 |
Графический метод решения основной задачи кинематики. |
|
13 |
Полет тел и относительное движение. |
|
14 |
Движение тел и параболы. |
|
15 |
Движение снаряда, выпущенного из пушки под углом к горизонту. |
|
16 |
Земное тяготение |
|
17 |
От греков к Галилею |
|
18 |
Индуктивный и дедуктивный методы |
|
19 |
Изучение ускоренного движения индуктивным и дедуктивным методами |
|
20 |
Дедуктивный анализ движения с постоянным ускорением |
|
21 |
Экспериментальные исследования в динамике |
|
22 |
Построение графиков с указанием возможных ошибок опыта |
|
23 |
Законы Ньютона и применение их к решению основной задачи механики. |
|
24 |
Наклон тел при поворотах. |
|
25 |
Элементы гидростатики. |
|
26 |
Решение задач по гидростатике. |
|
27 |
Применение правила моментов к простым механизмам: ворот, клин. |
|
28 |
Решение задач на равновесие тел, движущихся поступательно и совершающих поворот вокруг некоторой оси. |
|
29 |
Виды равновесия. Центр тяжести. |
|
30 |
Равновесие тела на опоре. |
Литература для учащихся и учителя.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.
Хрестоматия по физике. Под ред. А. Спасского. – М.: Просвещение,1991.
Энциклопедический словарь юного физика. Сост.В.А. Чуянов. – М.: Педагогика,1991.
Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984.
Книга для чтения по физике. Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: просвещение,2000.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение,1977.
Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение,1977.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – 4-е изд. – М.: Просвещение,1972.
Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2004.
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – Библиотека журнала «Физика в школе», 2000, вып.16; 2001, вып 24.
Скрелин Л.И. Дидактический материал по физике.- М.: Просвещение, 1989.
Малфеев Р.И. Творческие задания по физике. – М.: Просвещение, 1971.
Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение,1980.
Мясников С.П., Осанова Т.Н. – 5-е изд. – М.: «Высшая школа», 1988.
Меледин Г.В. Физика в задачах. – М.: Наука,1990.
Кац. Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.
Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: «Вако»,2006.
Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. – М.: «Школа-Пресс»,2001.
Буров В.А., Дик Ю.И. Практикум по физике в средней школе. – М.: Просвещение,1987.
Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1977.
Компьютерные программы:
«Живая физика»
«Открытая физика».
Уроки физики Кирилла и Мефодия для 7 и 8 классов.
Виртуальный наставник. Физика 7 – 9 класс.