Урок биологии «Практикум по решению генетических задач» с применением коучингового подхода (2 часа)
Пояснительная записка к презентации
Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)
10 класс, профильное обучение
Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике.
Планируемые результаты развития УУД:
1. Результаты развития личностных УУД: готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.
2. Результаты развития регулятивных УУД: действие целеполагания, планирование реализации целей, выбор путей и средств достижения цели, контроль и оценивание своих действий, коррекция планов.
3. Результаты развития коммуникативных УУД: организация учебного сотрудничества с учителем, с одноклассниками, умение точно выразить свою мысль, владение монологичной речью при формулировании пояснения к решению задачи.
4. Результаты развития предметных УУД: умение решать задачи по генетике по законам Менделя (моногибридное, дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, анализирующее скрещивание), задачи на сцепленное с полом явление, явление множественного аллелизма, задачи на сцепленное наследование по закону Моргана с кроссинговером и без кроссинговера, владение терминологией.
Ход работы:
I.Организационный момент.
Приветствие.
Мы заканчиваем с вами блок уроков, посвящённых генетике, закономерностям передачи наследственности. Вспомним, какие законы, явления мы изучали и какие типы задач мы решали.
Раздать ребятам распечатанные колёса познания генетики.
Отметьте на колесе в каждой области тот уровень, который вы уже достигли. Что ты сейчас можешь?
Например,
II. Составление личного плана работы каждым обучающимся.
Для контроля деятельности обучающихся просим их внести свой план работы в лист контроля (приложение №1).
III. Реализация личных образовательных планов.
В помощь ребятам используем алгоритм определения типа генетических задач:
После этого раздаём каждому листы с индивидуальным заданием по выбранной области:
Область №1 «Термины и законы»
1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.
2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.
3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.
4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.
5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).
6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.
7. Что такое генотип, фенотип.
Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»
Задача 1
Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?
Задача 2
Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.
Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»
Задача 1
У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
Задача 2
При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?
Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»
№1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
№2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»
№1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?
№2. |
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами? |
Область №6 «Дигибридное скрещивание»
№1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
№2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.
Область №7 «Комбинированные задачи»
№1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F1 и F2?
№2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
№3. В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.
Область №8 «Сцепленное наследование»
№1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
№2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
№3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Примечание: листы выдаются по мере выполнения задания.
Например, план 863715: первым выдаём лист с заданиями к области №8, после выполнения этих заданий (с консультациями или без них, с индивидуальной работой с учеником или он работает самостоятельно) учитель проверяет каждую задачу. Если нужна коррекция, то это происходит при решении следующей задачи этой области.
После того, как обучающийся справился успешно с выбранной областью, его результат отмечается в листе контроля и выдаётся следующий лист, в данном случае лист с заданиями к области №6. Процедура повторяется до тех пор, пока ребёнок справится со всеми областями. Те ученики, которые быстрее других справятся с предложенной работой по всем областям переходят в положении консультантов, помогая освоить области тем учащимся, которые испытывают сложности.
IV. Подведение итогов.
Предлагаем серию вопросов для анализа выполнения личных планов:
Реализован ли Ваш личный план?
Как изменилось Ваше колесо познания генетики?
Что ты можешь сделать дома, чтобы достичь успеха на контрольной работе?
V. Домашнее задание.
Личное домашнее задание: Вы получаете лист саморазвития с заданиями по областям 2-8. Какие задания выполнять, решать Вам, в зависимости от того, что вы хотите улучшить.
/data/files/j1494625152.pptx (Презентация к практикуму)/data/files/j1494625152.pptx (Презентация к практикуму)/data/files/j1494625152.pptx (Презентация к практикуму)/data/files/e1494625190.docx (лист контроля)/data/files/j1494625152.pptx (Презентация к практикуму)/data/files/z1494625225.docx (тексты задач по областям)/data/files/z1494625225.docx (тексты задач по областям)
Приложение №1
ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:
№2 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой родился рогатый теленок; 2.С рогатой коровой – комолый теленок; 3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных?
№3. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.
№4. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
№5. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?
№6. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.
№7. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.
№8. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.
Приложение №2
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ФИ об-ся |
Личный план |
Области генетики |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Использованная литература:.
Сборник задач по генетике, Лагутина Галина Борисовна
Сборник задач по генетике с решениями, © Издательство "Лицей"© Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.
Материалы курсов повышения квалификации «Коучинговый подход для результативного образования» Н. Гульчевская/ центр онлайн – обучения Фоксфорд.
Дементьева Ирина Михайловна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Уманец Ольга Алексеевна
Медведева Татьяна Александровна
Уманец Ольга Алексеевна
милица наталья витальевна
Уманец Ольга Алексеевна