12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»

Основные «жизненные роли»

Кем учащиеся должны стать в процессе обуче­ния

«Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Это и понятно, рассуждает автор, если ученик зна­ет, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходи­мую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использо­вать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уро­вень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые до­полнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни.

Думается, здесь уместно привести мнение одного из ведущих эконо­мистов мира Лестера Туроу о том, что «Знание становится един­ственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения кон­куренции; но знание может быть использовано только через квали­фикацию индивидов».

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

умеет думать самостоятельно и решать разнообразные про­блемы (т. е. применять полученные знания для их решения);

обладает критическим и творческим мышлением;

владеет богатым словарным запасом, основанном на глубо­ком понимании гуманитарных знаний.

По убеждению Ф.С. Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать зна­ния, не смогут рассчитывать на успех в информационном обще­стве XXI века.

Таким образом, выпускник современной школы, который бу­дет жить и трудиться в XXI веке, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело приме­няя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возника­ющие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходи­мые для исследования определенной задачи факты, анализиро­вать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходи­мые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтерна­тивными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

быть коммуникабельными, контактными в различных соци­альных группах, уметь работать сообща в разных областях, пре­дотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нрав­ственности, интеллекта, культурного уровня.

В.Я.Пилиповский, на материал анализа которого ссылается ака­демик Б.С. Гершунский, выделяет основные «жизненные роли», т.е. кем учащиеся должны стать в процессе обуче­ния.

Основные «жизненные роли»

Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, по­следовательно использующий это знание для выбора альтерна­тив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здо­ровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональ­ные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной саморе­ализации.

Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жиз­ненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с дру­гими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и междуна­родных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.

Жизнь как постоянное учение. Это — роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изме­няющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, — порой много лет спустя после завершения формального образования.

Деятельный участник культурного развития. В этой роли чело­век умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе куль­турного обогащения личности и общества.

Высококвалифицированный работник. Это человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.

Информированный гражданин. Эго личность, хорошо осведомлен­ная в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд сво­ей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, наци­ональные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов дея­тельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локаль­ных, национальных и международных сообществ.

Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, лич­ность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответ­ственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Листер Туроу Будущее капитализма — Новосибирск, 1999. — С. 92

2. Гершунский Б.С Россия и США на пороге третьего тысячелетия. — М., 1999. — С. 510.

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.