Урок-практикум «Изучение видового разнообразия и жизненных форм растений на примере дендрария»
Часть 1. ИЗУЧЕНИЕ СООБЩЕСТВ
Практическая работа с видеоматериалами разработана на основе «Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова, с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта. Знакомит школьников с понятиями популяции, биоценоза, экосистемы (биогеоценоза), плотности популяции, численности, возрастной структуры.
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: изучить жизненные формы растений
Материалы и оборудование: мерная вилка, линейка.
1.Изучение жизненных форм древесных растений:
деревья. Крупное растение с многолетним деревянистым стеблем (стволом), который растет в высоту своей вершиной. Высота различна - от нескольких метров до сотен метров. Имеется четко выделяющаяся крона;
кустарники. Отличаются от дерева тем, что ветвление у них . начинается от основания ствола (стебля), всегда присутствует несколько стволиков и выделить главный нельзя. Обычно высота кустарников не превышает 5-6 м;
кустарнички. Деревянистые растения, едва достигающие высоты 0,5 м. Главная ось имеется лишь в начале развития, а в дальнейшем она сменяется боковыми надземными осями. Это карликовая береза, багульник болотный, черника, голубика и др.
Каждой бригаде необходимо сделать описание внешнего вида 4 древесных растений из числа изучаемых видов (два дерева и два кустарника по выбору бригады) и занести полученные результаты в таблице.
Описание деревьев и кустарников дендрария
Вид |
Жизненная форма |
Высота, м |
Диаметр, см |
Средний угол отхождения ветвей первого порядка в градусах |
Максимальный порядок ветвления |
Изучение основных видов древесных растений, (уметь узнавать среди других растений): ель обыкновенная, сосна обыкновенная, пихта сибирская, ель колючая, туя западная, береза повислая, береза пушистая, ольха серая, осина, ива козья, акация желтая, сирень венгерская, сирень обыкновенная, боярышник сибирский, дуб черешчатый, липа мелколистная, вяз гладкий, роза иглистая (шиповник), смородина черная, смородина красная, рябинник рябинолистный, арония черноплодная, жимолость обыкновенная, жимолость татарская, калина обыкновенная, клен остролистный, тополь бальзамический, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, яблоня лесная.
Презентация Жизненные формы растений Обобщающая информация
Деревья, кустарники, травы
Жизненные формы растений
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html