12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна4172
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

/data/files/z1613848370.pptx (презентация)

Практикум-тренинг для родителей с ОВЗ

Ведущий:

педагог-психолог: Рагулина Любовь Давыдовна

СЛАЙД 1

t1613851846aa.gif

Цели:

  • показать родителям степень понимания своего ребенка;
  • помочь глубже осознать свои отношения с детьми;
  • повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания

Задачи:

  • создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
  • расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
  • активизация коммуникаций в семье;
  • повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
  • формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье

Звучит легкая приятная музыка

Мы вас приветствуем! Входите!
И не стесняйтесь, проходите!
Хоть мы друзьями и богаты,
Но вас мы видеть всегда рады!

ПРИВЕТСТВИЕ ВЕДУЩЕГО

- Добрый день, участники встречи!

Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся.

Наше сердце отрывается для искренних и добрых людей.

Мы с ВАМИ сегодня вместе на тренинге, чтобы обменяться умениями лучше понимать и принимать наших детей такими, какие они есть!

 

Любая встреча, любой разговор, а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.

ИГРА-АКТИВАТОР - приветствие в кругу:

Психолог:

- Предлагаем вам, уважаемые родители, обмен приветствиями

- Встаньте в круг. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно

- Вам все понятно...?

- Начали…под звон бубенца

Звон бубна

  • рукопожатие,
  • носочками,
  • восторженные восклицания,
  • щечками,
  • пяточками,
  • похлопывание по плечу,
  • локоточками,
  • носиками,
  • обмен кивком,
  • объятие t1613851846ab.jpgt1613851846ac.jpg

- Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом.

- Мы рады, что мы снова с Вами!

РАЗМИНКА.

Предлагается возможность лучше узнать друг друга!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»

Психолог:

- любит петь;
- те, у кого голубые глаза;
- те, у кого сын;
- кто любит природу,
- те, у кого в одежде сегодня белый цвет;
- кто сегодня слушал музыку;
- те, у кого есть хомяк;
- те, чьи дети любят петь;
- те, у кого дочь,
- те, у кого есть семейные традиции: праздники, совместный отдых;
- те, кто летом с ребенком ходит на речку купаться;
- кто просыпается по будильнику;
- у кого есть друзья;
- кто помогает делать уроки ребенку;
- кто утром поцеловал ребенка;
- те, чьи дети с радостью идут в школу,
- кто любит ходить на лыжах,
- чьи дети любят танцевать,
- те, кто любит животных;
- те, у кого в этом месяце день рождение;
- те, кто занимался спортом,
- кто любит мороженое;
- те, кто анализирует свои поступки,
- кто любит рисовать,
- у кого хорошее настроение,
- те, кто читает сказки ребенку на ночь;
- те, кто всегда старается быть организованным,
- кто любит играть с ребенком;
- кто с удовольствием пришел на тренинг;
- кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?

t1613851846ad.jpg

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Приглашаем ВАС в путешествие - далекое плавание

«ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ ВМЕСТЕ»!

СЛАЙД 2

Психолог:

Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте прогуляемся по нашему городу, подойдем к фонтану «Радости - Полная чаша»

Психолог:   Душа ребенка – это полная чаша

(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

 

Подумайте и скажите

-Каким вы хотите видеть своего ребенка?

-Какими чертами характера он должен обладать?

-Какими качествами вы бы хотели его наделить?

t1613851846ae.jpg

У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?

(При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми… t1613851846af.jpgt1613851846ag.jpgИ здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали.

СЛАЙД 3

Приглашаем ВАС в путешествие

Держим курс на «Необитаемый остров»

 

Звучит музыка, слышен шум моря

Психолог:

Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле.

Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море. t1613851846ah.jpg

Доброго вам плавания, уважаемые родители!!!

Музыка смолкает

ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Музыка тревожная

Психолог:

- Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение.

- Мы с вами оказались на необитаемом острове.

СЛАЙД 4

t1613851846ai.jpg

- Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.

 

СЛАЙД 5

ТРЕНИНГ: «Мы одинаковые – мы разные»

Психолог:

- Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному,

поэтому и движения мы будем выполнять по - разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём
1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец - то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья. Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через
кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4. Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп. Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите. Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру. Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину. Макушечки тянутся к солнцу.

t1613851846aj.jpg

Вдох – выдох (2р.)


9) Повторяем вместе:

Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая
Я стою на земле смело и уверенно.

Делаем вдох-выдох.

Помощи ждать не приходиться.

СЛАЙД 6

Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными и чувствовать себя уверенными!

И будем учить этому детей.

4) Мы починили свой корабль и продолжаем плавание отправляемся на остров «Запрет» СЛАЙД 7

Игровое упражнение «Запрет».
Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у кого оказалась

геометрическая фигура - треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.

- Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.

Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”

(например, на запрет:

 

  • “Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
  • “Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
  • “Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
  • “Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
  • “Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
  • - Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.

Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?

СЛАЙД 8

Психолог:

Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Психолог:

Давайте будем не учить детей жить!

Просто позволим им смотреть как это делаем мы!

t1613851846ak.jpg

СЛАЙД 9

Психолог: Приближаемся к гавани «Прикосновение»

Упражнение «Ладошки»

«Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.

Психолог просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

СЛАЙД 10

Психолог: Подходим к пристани «Музыка здоровья»

СЛАЙД 11

Приглашаем вас на «Звуковую гимнастику»

«Звуковая гимнастика»

 Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим

звук.  

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

 

  • А — воздействует благотворно на весь организм;
  • Е — воздействует на щитовидную железу;
  • И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  • О — воздействует на сердце, легкие;
  • У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
  • Я — воздействует на работу всего организма;
  • М — воздействует на работу всего организма;
  • X — помогает очищению организма;
  • ХА — помогает повысить настроение.

Ведущий: Заботьтесь о психофизиологическом здоровье своей семьи!

(включить музыку)

Поднимаемся по трапу на палубу корабля

СЛАЙД 12

УПРАЖНЕНИЕ: «НА КОРАБЛЕ» «Навстречу жизни», готовимся к отплытию

Психолог: Вместе подходим к штурвалу. 
Представляем, как вздымаются паруса, и нос корабля рассекает морскую гладь.

Услышьте шум волн, ощутите бьющий в лицо ветер, почувствуйте запах моря. Над вами светит солнце, согревая своими лучами все сильнее, сильнее. Впереди открытое море и линия горизонта в бесконечной дали. 
Это наш корабль, и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. Почувствуйте ответственность и важность предстоящего пути. По-очереди или вместе вы поворачиваете штурвал то вправо, то влево. Ощутите свою власть над кораблем. Он подчиняется только вам при любых внешних обстоятельствах. Сосредоточьтесь на своей способности управлять. Управление не требует усилий, каждое ваше решение тотчас реализуется в действие.

Наше путешествие подходит к завершению

СЛАЙД 13

Важно понять!

Только сообща, все вместе,

преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей!

РЕФЛЕКСИЯ.

СЛАЙД 14

Психолог: Отдохнем на лужайке

Упражнение: «Лужайке позитивных эмоций…»

Каждый продолжает фразу «Мне сегодня…»

СЛАЙД 15

Давайте будем помнить,

t1613851846al.png

СЛАЙД 16-23

(Далее за чашкой чая психолог знакомит родителей

с творческой лабораторией детей)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Елена Гаврииловна Гончарова, 21.02.21 в 01:40 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный и полезный материал!
Рагулина Любовь Давыдовна, 21.02.21 в 17:21 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Елена Гаврииловна за внимание к моей работе!
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.02.21 в 06:24 2 Ответить Пожаловаться
Интересно! Увлекательно! Полезно!
Рагулина Любовь Давыдовна, 21.02.21 в 17:22 1 Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, большое спасибо за отзыв!
Тищенко Светлана Владимировна, 21.02.21 в 08:29 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень ценный материал!
Рагулина Любовь Давыдовна, 21.02.21 в 17:25 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Светлана Владимировна за интерес к моей разработке!
Наталья, 24.02.21 в 20:16 0 Ответить Пожаловаться
Материал не просто ценный... Это кладезь и достояние... Так заинтересовать родителей уметь надо... В копилку! Спасибо!
Рагулина Любовь Давыдовна, 25.02.21 в 20:55 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Наталья за одобрительный отзыв!

Отредактировано 25-02-2021 20:58

Рагулина Любовь Давыдовна, 25.02.21 в 20:59 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Николаевна за внимание к работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.