Этапы деятельности
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Методы и приёмы обучения.
Форма работы.
|
Техники формирующего оценивания
|
Потребность
|
Здравствуйте, присаживайтесь на свои места.
|
(предполагаемые ответы)
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д. Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще. Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.
|
1.Метод мотивации учебной деятельности;
2.Создание ситуации успеха;
3.Проблемный вопрос;
4.Беседа;
5.Демонстрация наглядных пособий;
|
1.Направленная расшифровка;
2.Создание успеха при постановке проблемного вопроса
|
Скажите, пожалуйста, а что такое семья?
|
Семья – это небольшая группа людей, объединённая общими целями и интересами, живущая на одной территории.
|
Зачем людям объединяться в группы?
|
Люди объединяются в группы, чтобы чувствовать себя комфортнее, поддерживать друг друга, объединять усилия для достижения общих целей. То, чего трудно добиться одному, вместе добиться легче.
|
Главное слово “объединение”.
Давайте определим признаки, которые нас объединяют?
|
1)Мы граждане одного государства;
2)Мы разговариваем на одном языке;
3)Мы следуем законам Конституции РФ;
4)Мы исповедуем одну религию;
|
Образ желаемого результата
|
Откройте учебник на с.20. Прочитайте название параграфа и первые два предложения из него.
Презентация ActivInspire
слайд 2
Просмотр фрагмента мультфильма.
Ответьте, какая вера была у древних славян?
Князь Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян, племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям. В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новому общественно-экономическому строю.
|
Учащиеся читают название параграфа и два предложения, осмысливают содержание.
Просматривают фрагмент мультфильма.
Отвечают на вопрос:
язычество.
|
1.Самостоятельная работа учащихся с литературой;
2.Просмотр видеофрагмента;
3.Самостоятельное осмысление содержания параграфа;
4.Самооценка;
|
1.Шкала самооценки;
2.Карта понятий;
|
На раздаточном материале в приложении № 1 “Шкала самооценки”, заштрихуйте какой уровень знаний по данной теме на начальном этапе урока.
|
Учащиеся указывают свой уровень знаний данной темы на “Шкале самооценки”
|
Структурировать знания, которые уже есть и которые вы приобретёте поможет “Карта понятий”, в которую вы включите термины и понятия, касающиеся данной темы. Это итоговый продукт вашей деятельности на уроке.
|
|
Мотив
|
Презентация ActivInspire
слайд 3
Как и почему принятие единой религии дало бы возможность объединиться народу Руси, укрепить княжескую власть и наладить международные отношения.
|
Учащиеся просматривают слайды, подготовленные учителем.
|
1.Просмотр наглядных материалов;
2.Отбор ключевых понятий;
|
1.Саммари;
2.Цепочка заметок.
|
Давайте запишем информацию, которую вы знаете о Крещении Руси, Православии? Учитель записывает названные факты на доску.
|
Учащиеся называют факты, которые знают, структурируют их.
|
Целеполагание
|
Для того, чтобы цель (“карта понятий”) была достигнута, должны быть чёткие критерии, по которым можно оценить качество выполненной работы.
Определите критерии, по которым будете оценивать “карту понятий”.
|
Учащиеся называют критерии:
1.Содержание: обозначение исторических событий в правильной последовательности;
2.Содержание: указать исторические личности, деятельность которых связана с принятием православия на Руси;
3.Понятность;
4.Креативность;
5.Творческий подход;
6.Подача.
|
1.Беседа;
2.Отбор ключевых понятий;
3.Фронтальная работа;
4.Проблемно – поисковой подход.
|
1.Цепочка заметок
|
Планирование
|
Наши далекие предки – язычники, т.к. верят и поклоняются разным богам, которых много, Своим богам часто преподносят жертвы, чтобы задобрить их. Перед нами время правления князя Владимира.
|
|
1.Рассказ;
2.Групповая работа;
3.Индивидуальная работа;
4.Просмотр наглядных материалов;
5.Самооценка.
|
1.Матрица запоминаний
(слайду №5);
2.Выходной билет
(слайд № 10)
|
Государство совсем не такое как хотелось бы князю. Почему?
|
Оно разрозненное.
|
Летопись рассказывает о том, что он отправил в разные страны своих послов. Вернувшись они рассказали князю и боярам, что видели.
Презентация ActivInspire
слайд 4
|
|
Обратите внимание, что путь из Византии, где исповедовали православие, выделен красным цветом, из чего сделаем какой вывод?
|
Князь Владимир принял веру православную.
|
|
Вспомните известные вам факты из уроков по истории мировых религий и объедините адептов религий и почитаемое ими священное писание.
Презентация ActivInspire
слайд 5
Так чувство красоты, которое свидетельствует о добре и правде, и уважение к опыту родного человека определили выбор христианской веры на Руси. В 988 году князь Владимир принял крещение в Корсуни (Херсонесе). Затем крестил своих сыновей и киевлян на реке Днепр. Крещение проходило по всем правилам. Окунались в воды Днепра полностью три раза, прославляя Святую Троицу.
|
Один из учащихся выполняет задание на интерактивной доске. Если задание выполнено верно, то звучат фанфары и книга остаётся в контейнере.
|
Презентация ActivInspire
слайд 6
На интерактивной доске выполнить задание: “искупай киевлянина”.
|
Один из учащихся выполняет задание на интерактивной доске. Наглядно показывает остальным учащимся, как происходил обряд крещения.
|
Презентация ActivInspire
слайд 7
Виктор Михайлович Васнецов широко известен как художник, воплотивший на своих полотнах сцены религиозных повествований. Одним из таких полотен является широко известная картина “Крещение Руси”.
|
|
|
На данном слайде следует собрать картинку, чтобы мы могли полностью могли увидеть картину.
Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к нему, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего.
На заднем плане – сотни тысяч лиц. Все они пришли для того, чтобы предстать перед Господом и принять новую веру. Они боятся этого таинства, и вместе с тем стремятся к Божией благодати.
|
Один из учащихся выполняет задание на интерактивной доске.
|
Презентация ActivInspire
слайд 7а
На данном слайде следует выполнить задание:
Собери детали картины и назови просветителей славянских народов, которые перевели на славянский язык Евангелие.
|
Один из учащихся выполняет задание на интерактивной доске.
Называет просветителей: Кирилл и Мефодий.
|
Презентация ActivInspire
слайд 8
Позже в память о великом событии и в знак духовной связи с Византией, киевский князь Ярослав Мудрый повелел поставить в Киеве и в Новгороде Собор святой Софии. С тех пор возник обычай строить храмы в память о событиях, важных для России.
Задание: расположить детали храма в правильном порядке.
|
Один из учащихся выполняет задание на интерактивной доске.
|
|
Презентация ActivInspire
слайд 9
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных.
Алтарь – место священнодействий
Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма.
Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.
На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.
Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.
Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма).
Полукруглый выступ в центре солеи называется амво́ном (греч. восхожу). От куда священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос.
Аналой – высокий четырехгранный столик (подставка), завершающийся скошенной доской, на которой закреплены одна или более поперечных реек, необходимых для того, чтобы положенные на него иконы.
|
|
Презентация ActivInspire
слайд 10
Провести минутный обзор по пройденной теме. Фронтальная работа, заполняем таблицу правильными вариантами ответа.
Учитель открывает правильные ответы на слайде с помощью инструментов ActivInspire.
|
Учащиеся определяют различия между язычеством и христианством, заполняют таблицу, используя интерактивную доску.
|
Выполнение действий
|
Учитель предлагает разбиться на 4 группы, чтобы количество слабых, средних и сильных учеников было равное. Раздаёт листы, на которых будет изображена карта понятий.
Учитель пишет на доске основное понятие и просит учеников написать все известные понятия на данную тему, начиная от более значимых к наименее важному. Во время работы учеников, учитель ходит по классу, помогает им, но не даёт указаний. Поддерживает вариативность и подчёркивает, что единственного правильного ответа не существует. Учитель наблюдает за работой учащихся в группах, составляет список самых частых ошибок и затруднений.
|
Учащиеся разбиваются на 4 группы, в группе обязательно должно быть равное количество слабых, средних и сильных учеников. Группы приступают к выполнению “карт понятий, ориентируясь на обозначенные критерии. Результатом этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями.
|
1.Работа в группе;
2.Проблемно – поисковой приём;
3.Отбор ключевых понятий;
4.Показ трудовых приёмов;
5.Демонстрация результата работы.
|
1.“Карта понятий”;
2.Наблюдение за работой в группах;
|
Учитель вместе с учащимися выслушивает представленные “карты понятий”
|
Группы учащихся, по очереди, выступают перед классом. Вывешивают “карту понятий” на доску, один выступающий представляет продукт деятельности группы.
|
Анализ полученного результата
|
Учитель вместе с учащимися, после каждого выступления считает количество баллов, исходя из выбранных критериев. Один бал за правильное использование исторического факта, называния личности и событий.
Учитель предлагает одному из представителей групп похвалить и дать пожелание одной из групп.
|
Учащиеся вместе с учителем оценивают работу друг друга. Представитель группы даёт пожелание и похвалу другой группе.
|
1.Привлечение внимания;
2.Оценивание;
3.Групповая работа;
4.Анализ.
|
1. Взаимооценка;
2. Самооценка;
3.Две звезды и одно пожелание;
4.Сигналы руками;
5.Наблюдение за работой в группах;
|
Учитель предлагает вернуться к шкале самооценки, на раздаточном материале, в приложении № 1, на правой стороне, заштрихуйте какой уровень знаний по данной теме в конце урока.
Учитель просить показать руками сигналы, у кого произошёл прирост: большой палец вниз- ничего не поняли на уроке; машут рукой – уровень знаний остался тот же; большой палец вверх – произошёл прирост.
|
Учащиеся на “шкале самооценки” указывают уровень знаний на последнем этапе урока.
Подают сигналы об изменениях на шкале самооценки.
|
После представления группами своих “карт понятий” и анализа работы, учитель называет самые частые ошибки и затруднения в процессе составления карты. Потом обсуждает их с классом.
|
Учащиеся обсуждают вместе с учителем ошибки и трудные места, с которыми они столкнулись в ходе работы.
|
Домашнее задание
|
1.Учебник, с. 20-23 прочесть, выделить основные важные факты.
2.Составить индивидуальную “карту понятий” изученной теме.
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
|
|
В начале следующего урока провести тест - опрос по теме “Мудрый выбор. Крещение Руси”, используя интерактивную доску и пульты для ответов.
|
Тест.
|
Учитель предлагает пройти тестовую работу, чтобы проанализировать качество усвоенного материала.
|
Учащиеся, с помощью пультов, отвечают на вопросы теста.
|
|
1.Оценка тестовой работы;
2.Самооценка.
|