Конспект урока на тему «Правила поведения в общественном транспорте» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 19 April 2022 в группе

ГОКУ СКШ №1 г. Черемхово

Класс: 6

Учитель: Кулик М.В.

Тема: «Правила поведения в общественном транспорте» 
Цель: 
— напомнить учащимся и закрепить основные правила безопасного поведения в общественном транспорте;
— рассказать о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте.
- воспитание уважения к работе людей, работающих на транспорте, к правилам поведения в транспорте и около него. 

Оборудование: карточки с заданиями, тетрадь, ручка, школьная доска, иллюстрации «Виды транспорта: автобус, трамвай, троллейбус»

Ход урока

Организационный момент
Педагог: 
Ребята, у каждого из вас есть родные - тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.
Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом. 
В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы. Они всегда едут по строго определенным маршрутам. По номерам трамваев, автобусов, троллейбусов мы узнаем, по каким маршрутам они курсируют. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки. В том случае, если к остановке приближается трамвай, а вы стоите на посадочной площадке, то осуществлять посадку (высадку) вы должны только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия - с тротуара или обочины. 

Задание по точкам.

Прежде чем мы приступим к выполнению урока, давайте подготовим свои руки к работе. Перед вами лежат не законченные фрагменты, вам необходимо по точкам и цифрам завершить фрагмент.

t1650352237aa.jpg

Основная часть
Педагог: 
Беседа по картине «Городской (маршрутный) транспорт». (На картине изображены: трамвай, троллейбус, остановка троллейбуса, автобус, автомобили; остановка автобуса; люди, которые идут к трамваю; пропускающий их автомобиль.) 
На этой картине изображены разные виды транспорта — трамвай, троллейбус, автобус. Расскажите, как выглядит троллейбус, как можно отличить его от других автомобилей?
Дети: 
Дети. Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.
Педагог: 
Правильно. Покажите, где на картине трамвай. У него тоже на крыше есть штанга, она соединяется с электрическими проводами, почему же мы называем его иначе?
Дети: 
Трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам, а троллейбус идет по асфальту, у него резиновые колеса.
Педагог: 
Молодцы. А что мы расскажем про автобус? 
Дети: 
Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве.
Педагог: 
А для чего на автобусах, троллейбусах и трамваях указаны разные цифры? Например, автобус номер 8?
Дети: 
Разные автобусы, трамваи и троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.
Педагог: 
Правильно, все они едут по разным направлениям, которые называются «маршрутами», поэтому все автобусы, троллейбусы и трамваи можно назвать маршрутным транспортом. У каждого маршрутного транспорта есть свой номер. А по какому маршруту ездили вы с родителями?
Дети: 
Дети отвечают.
Педагог: 
Молодцы, вы хорошо рассказали про разного вида маршрутный транспорт. А теперь отгадайте загадки.
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Что за чудо красный дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам 
Ходят красные дома. (Трамвай)

Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит.
Что это и откуда? (Троллейбус в городе)

Педагог: молодцы ребята.

Задание «Слова-перевертыши»

Задание: в мультфильмах тоже встречается транспорт, перед вами лежат слова-перевертыши, вам необходимо отгадать слово и записать его, поставив тире.

Звучат вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства, необходимо их назвать.

На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) (АКЧЕП)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) (ДЕПИСОЛЕВ)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) (АТЕРАК)

Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперёд

А за ним комарики на… (На воздушном шарике) (ЙЫНШУДЗОВ РАШ)

На чём катался Кай? (На санках) (ИКНАС)

Беседа о правилах поведения в городском (маршрутном) транспорте и рядом с ним. 
Педагог: 
Смотрите, как много замечательных машин придумали люди. А зачем нужны в городе трамваи, троллейбусы, автобусы?
Дети: 
Они перевозят людей на далекие расстояния. Помогают людям добраться до работы, домой, в гости, в театр.
Педагог: 
А если нужно поехать очень далеко, в другой город или в другую страну? Туда тоже можно ехать на трамвае или троллейбусе?
Дети: 
Нет, не везде есть электрические провода и рельсы. Можно ехать на большом автобусе, на поезде, на самолете или на пароходе.
Педагог: 
Все эти сложные машины подчиняются людям, которые много учатся, чтобы ими управлять, — водителям, летчикам, машинистам, капитанам. Они все обязательно изучают много правил, чтобы не столкнуться с другими машинами и на земле, и в воздухе, и на воде.
Но мы тоже должны с вами выполнять важные правила, чтобы не мешать водителям автобусов, троллейбусов и трамваев хорошо работать, вовремя подъезжать к остановке и отъезжать от нее. Давайте посмотрим на картину и расскажем, какие правила выполняют люди, находясь рядом с транспортом.
Дети: 
Они не выходят на проезжую часть.
Педагог: 
А если нужно подойти к трамваю, у которого остановка расположена посередине дороги?
Дети: 
Люди ждут, когда остановятся автомобили, и пропустят тех, кто хочет сесть в трамвай.
Педагог: 
Да, для автомобилей это очень важное правило — они должны остановиться перед трамвайной остановкой.
Рядом с транспортом нужно быть очень внимательным. Не мешать водителям. Тогда у всех будет хорошее настроение, все благополучно доедут по своим делам. Расскажите, как нужно себя вести, если вы вышли из троллейбуса или автобуса и вам надо перейти на другую сторону дороги?
Дети: 
Нужно выйти на тротуар, дойти до пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть.
Педагог: 
Правильно, ни в коем случае нельзя переходить проезжую часть из-за автобуса или троллейбуса ни спереди, ни сзади. Это опасно, потому что за ними быстро едут другие автомобили, их может быть не видно. А как называют людей, которые идут пешком? А тех, которые едут в транспорте?
Дети: 
Пешком идут пешеходы, а в транспорте едут пассажиры. 

Рефлексия.
Задание «Собрать пазлы»

Перед вами лежат разрезанные элементы правил поведения в общественном транспорте, ваша задача собрать правильно элементы и прочитать правила.
Учащиеся запоминают следующие правила:

На остановке нужно спокойно стоять и ждать необходимый транспорт

Из автобуса, троллейбуса, трамвая сначала пропускают всех выходящих пассажиров

Вперед пропускают пожилых людей, детей, инвалидов

Проходить нужно в салон, а не стоять в дверях

При входе в транспорт сразу предъявляют проездной документ или оплачивают проезд

Сидячие места уступают старикам, больным, пассажирам с маленькими детьми

Уступая место, говорят: «Садитесь, пожалуйста»

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, выходит и подает даме руку

Есть и пить в транспорте не принято

Не принято громко говорить, слушать музыку и т. д.

У впереди стоящих пассажиров спрашивают: «Вы выходите на следующей остановке?»

Если встретил знакомого, недопустимо через весь автобус здороваться с ним, махать рукой и т. д.

Что нового вы сегодня узнали? 
О каких правилах вы сегодня сможете рассказать родителям?
Кто будет выполнять эти правила?

Поведение итогов.
Задание «Разгадайте кроссворд «Транспорт»

Перед вами лежит кроссворд «Виды транспорта», вам необходимо его разгадать и ответы вписать в клетки.

t1650352237ab.jpg

Вопросы для закрепления:

1. Назовите основные сходства и различия в общественном транспорте. 
2. Как называется транспорт, который перевозит людей? 
3. Где должны ожидать общественный транспорт пассажиры?

4. Когда мы можем осуществлять посадку, высадку из общественного транспорта?

5. Расскажите, как нужно себя вести, если вы вышли из троллейбуса или автобуса и вам надо перейти на другую сторону дороги. 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.