Методы подготовки к ОГЭ по математике

3
0
Материал опубликован 29 August

Результаты ОГЭ по математике традиционно из года в год являются низкими. Такое положение заставляет нас постоянно искать пути решения этой проблемы. Существуют ли какие-то чудесные методики? Наверное, нет. Но несмотря на свой скромный опыт, кое-какие наработки у меня есть, ими я бы хотела с вами поделиться.

Трудности, возникающие при подготовке к ОГЭ по математике, схожи с трудностями при подготовке к ЕГЭ, но ситуация осложняется тем, что для девятиклассников это впервые.

1. Насыщенная программа

Программа по математике в 9 классе довольно насыщена и предполагает изучение нового учебного материала почти до середины апреля, поэтому, подготовка к ОГЭ проходит в большом объёме во внеурочное время, что ведет к перегрузке учащихся. При этом не надо забывать, что девятиклассники сдают не только математику.

2. Низкая мотивация

Для успешной сдачи ОГЭ обучающимся 9 классов необходима мотивация. Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи экзамена.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена.

3. Разнообразное формулирование заданий, вариации в требованиях к ответам по заданиям.

В учебниках довольно часто используются стандартные (привычные) их варианты: «решить уравнение», «найти корни уравнения», «решить неравенство», «найти значение выражения». Для верного ответа на ОГЭ часто требуются дополнительные преобразования полученных решений в соответствии с заданным условием. Например, записать сумму корней или перевести в другие единицы измерения.

Даже знающий ученик после верного решения несложного для него задания, может, что называется «автоматически» записать ответ, предполагая привычный стандартный вариант.

4. Невнимательность – ещё одна характерная черта подростков. Они могут сделать ошибки при переписывании ответа в чистовик. Другое проявление невнимательности - учащиеся не могут найти при проверке свои ошибки.

5. Непредсказуемость

Содержание заданий реального ОГЭ является непредсказуемым, равно, как и степень сложности, даже для первой части работы. Задания из второй части КИМов часто не только сложны, но и объёмны. Они требуют знания учебного материала, хороших навыков счёта, грамотного выполнения рисунков и достаточно много времени. Это при том, что выполняют их во второй части ОГЭ и ребята уже устали во всех смыслах.

6. Психологические трудности

В трудностях психологического характера можно выделить две крайности, во-первых, несерьёзный настрой «сильных» учащихся («я всё знаю, все задания лёгкие, всё решу и без подготовки сдам ОГЭ») и, во-вторых, панические настроения «слабых» («я ничего не знаю, я не сдам ОГЭ»). И ещё множество вариантов в зависимости от настроения и хода подготовки к ОГЭ.

Исходя из вышеперечисленного В своей работе я уделяю особое внимание следующим аспектам:

1. Подготовительный этап по подготовке к ОГЭ включает в себя:

тщательное изучение учителем демоверсии ОГЭ по сравнению с версиями прошлых лет с целью определения особенности заданий текущего года;

оценку готовности учащихся к ОГЭ, выявление проблем, характерных как для класса в целом, так и для каждого ученика индивидуально;

планирование и проведение работы по развитию навыков выполнения первой части (заданий 1-20) вариантов КИМов ОГЭ;

2. Дифференцированный подход. При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы (можно и на 3), перед каждой поставила свои задачи. Я делила учащихся на группы в зависимости от уровня их математической подготовки. Это позволяло осуществлять мне дифференцированный подход и параллельно работать как со слабоуспевающими, так и предоставить более широкие возможности для хорошо успевающих ребят. Например, для одной группы я готовила карточки-помощники с краткой справочной информацией по какому-либо заданию и там же образцы рассуждений, а для второй группы делала подборку заданий из второй части по данной же теме и ключи к ним.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:


1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

4)если получена «2», то отработать(но не более 2 раз)

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

6)если получишь «2»,«3» или «4», то отработать(но не более 1 раза);

7)посещать элективные курсы;

8)прорешивать все дополнительные задания.



3. Анализ результатов мониторинга знаний в динамике.

Заполнение диагностической карты подготовленности к ОГЭ обучающегося (-ейся) 9 класса на основе анализа результатов. Примерно раз в четверть в первом полугодии и ежемесячно во втором полугодии провожу тренировочные репетиционные работы. С обязательным дальнейшим разбором. Результаты всех тестов регулярно вношу в в таблицу, тем самым отслеживая динамику роста у отдельных учеников, выявляю темы, требующие повторения и корректировки.

4. Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) при подготовке к ОГЭ.

Разнообразные интернет-­ресурсы, в том числе презентации и видео-уроки можно применять и на уроках, и на дополнительных занятиях в классе, и в качестве домашних заданий.

Много сайтов с предложениями тренировочных, диагностических, разного рода проверочных работ в формате ОГЭ, демоверсий прошлых лет. Здесь можно обратить внимание, прежде всего на материалы ФИПИ, как разработчика КИМов, и Статграда.

Особенно результативны индивидуальные интерактивные задания. Тогда каждый учащийся в удобное для себя время, в комфортном темпе, обращая внимание на свои проблемные темы, работает над заданиями. Процесс правильного выполнения этой работы контролирует система конкретного сайта. Она указывает на ошибки - пробелы в знаниях, беспристрастно оценивает работу и показывает результат на данный момент времени, даёт возможность понять, как правильно выполнить задание, в чём заключается причина ошибки.

При этом часто бывает, что система предлагает не единственный вариант верного решения, а разные подходы при выполнении задания. Так, у учащегося получится повторить материал по особенно сложным для него темам и, если есть необходимость, подготовить вопросы учителю.

В настоящее время для того, чтобы получить возможность для таких занятий достаточно в любой поисковой системе на русском языке сделать запрос: «решать ОГЭ по математике» и список предложений будет огромным. Среди хорошо зарекомендовавших себя:

Образовательный портал «Решу ОГЭ»;

gia-online «Онлайн тестирование для подготовки к ОГЭ»;

cknow «Готовимся вместе»;

alexlarin.net «ОГЭ. Математика. Разбор вариантов»;

Математика проста «Тесты ОГЭ по математике» и много авторских (по изданным печатным пособиям) и других аналогичных предложений.

5. Интеграция экзаменационных задач в учебный процесс. Устная работа.

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие вычисления устно.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Помогает в организации устных вычислений книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С. Ю. «Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов» (Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН-М.- 2010).

Важны также и приёмы быстрого счёта, такие как: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5; умножение на 25, на 9, на 11; извлечение квадратного корня.

Возможно воспользоваться пособием

Перельман Я. Быстрый счёт.

Второе это систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.

Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным, позволяет ученикам не только освоить теоретические основы, но и привыкнуть к формату ОГЭ. Особенно важно обратить внимание на геометрию, так как эта тема часто вызывает затруднения у многих учащихся.

6. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

· консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

· консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

· индивидуальные консультации

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

7.Систематическое повторение учебного материала начинаем с 4 четверти. Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)

Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада и Алекс Ларин.

8. Подготовку решения заданий второй части можно начать со 2 четверти.

Для этого сначала можно использовать дополнительные занятия, на которые пригласить более подготовленных ребят. Можно дать домашнее задания из 2 части.

9. Составление справочников

10. Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.

11. Обучение технике сдачи экзамена

Педагогу необходимо научить учащегося так называемой технике сдачи государственной итоговой аттестации  в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующих важных моментах:

- Внимательно читать инструкцию к работе. При выполнении заданий и записи ответов помнить об инструкции.

- Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.

- А иногда даже научить пользоваться обычными часами со стрелкой!

- Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.

- При решении заданий внимательно читать условие, анализировать, спрашивая себя: «Что нужно найти?»; «Что требуется записать в ответ?». Это порою главное правило (привести пример с квадратным уравнением или задачей на теорию вероятности)

- Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.

- Не спешить.

Вывод. Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий, подборка заданий, подготовка самостоятельных и контрольных работы в соответствии с КИМами, занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт результат. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам, и, возможно, пригодится в дальнейшей работе.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.