Контрольные измерительные материалы для проведения годовой аттестации по предмету «Коми язык (как неродной)» для учащихся 6 класса
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 102» Кудрявцева Н. Е.
Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек, обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной судьбы.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности учителя.
А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейших подсказок со стороны умел заботиться о своём здоровье? Конечно же, один из наиболее эффективных путей – внедрение специальных образовательных программ, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. И одной из таких программ является программа «Разговор о правильном питании», которая успешно реализовывается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Саратова с 2009 года.
Ведущие цели программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой:
• формирование у младших школьников основ рационального питания;
• формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью;
• формирование полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Задачи:
• формирование представления о ценности здоровья, значении правильного питания;
• формирование представления об основных требованиях к режиму питания;
• пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем,
расширение знаний об истории и культуры своего народа, а также знакомство с традициями в области питания других народов;
Программа включает в себя три содержательных модуля:
Модуль 1. «Разговор о правильном питании»
Модуль 2. «Две недели в лагере здоровья»
Модуль 3. «Формула правильного питания
Модуль 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов. Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Пути внедрения данного модуля разнообразны. В моём случае – это интеграция в другие учебные предметы
Программа предполагает использование разнообразных форм и методов при проведении занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Это использование фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
Что же касается методов обучения, то их выбор огромен, начиная от так любимых детьми ролевых и обучающих игр, театрализаций и практических работ и, заканчивая такими продуктивными методами, как проектная деятельность и ИКТ-технологии.
Необходимо отметить, что огромную помощь в формировании основ культуры питания может оказать чтение художественной литературы, которое поможет не только обогатить словарный запас детей и приобщить к фольклору, но и воспитать культуру питания. Ведь посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своему здоровью. Уже давно понятно, что всевозможные поучения взрослых о том, «как надо» питаться, что «можно есть», а что «не нужно» ребенку неинтересны. Зато, слушая интересный рассказ или стихотворение, ребёнок автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, учится на ошибках персонажа, стараясь выбрать правильный путь.
Не менее важным является и эффективное взаимодействие с родителями, ведь, как показывает практика, многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания. А некоторые и вовсе не имеют ни малейшего представления о правильном детском питании.
Формы работы с родителями достаточно многообразны. Это могут быть не только родительские собрания в традиционной форме и форме тренингов, но и проведение круглых столов с привлечением диетологов и медицинских работников, а также разнообразные конкурсы.
Особенное внимание при работе с родителями следует уделить совместным мероприятиям с детьми такими как: праздники, интерактивные игры и совместные проекты, в которых смогут принять участие не только родители, но и дети, что позволит не только помочь в разъяснительной работе , но и поможет в объединении и сплочении семьи.
Хочется заметить, что результатом изучения программы является презентация продукта творческой деятельности. Поэтому нужно, как можно больше привлекать родителей к совместной работе с детьми над домашними заданиями. Причём нужно стараться, чтобы эти задания всегда носили творческий характер.
И, конечно же, не стоит забывать про здоровьесберегающие технологии, которые становятся просто незаменимыми помощниками при изучении курса о правильном питании. Это и динамические паузы, и игры на свежем воздухе, и разнообразные нетрадиционные формы проведения уроков, а также незаменимые рефлексии.
Можно много говорить о том, как нужно правильно питаться, и как этого делать не стоит. А можно пойти по более лёгкому пути и призвать на помощь литературу. Ведь именно герои литературных произведений вкупе с замечательной программой о правильном питании, разработанной М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой, помогут в лёгкой и доступной форме сформировать у детей представления об основных требованиях к режиму питания, помогут им освоить практические навыки рационального питания и пробудят интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.
Правильность данного утверждения подтверждает анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания, которое показывает не только повышение уровня знаний о правильном питании, но и практическое применение полученных знаний на практике.
А также хочется отметить , что по итогам проведенной диагностики здоровья детей, анкетирования участников образовательного процесса у 87 % учащихся сформирована потребность в правильном питании и ведении здорового образа жизни. В период реализации программы процент пропусков уроков по заболеваемости снизился с 21% до 12% . Доля учащихся, охваченных горячим питанием, увеличилась на 19% .Помимо этого учащиеся являются участниками, призёрами и победителями районных, муниципальных и региональных научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей, посвящённых формированию ЗОЖ.
Опыт внедрения данной программы был представлен на 5 Международной конференции «Воспитываем здоровое поколение», где в рамках всероссийского конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании» занял призовое место.