Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

5
0
Материал опубликован 8 April 2021 в группе

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов, синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с упражнения «Подари улыбку».

-Давайте улыбнемся друг другу, подарив своей улыбкой хорошее настроение и удачной работы на уроке.

2. Актуализация знаний

- Прочитайте словосочетания

Увидели в музе…, стояли на площад…, сидим на скамейк…, набрали много земляник…, подъезжали к столиц…, на ветк… сирен…, летел около башн… .

- Какую орфограмму будем повторять? (Безударные падежные окончания имен существительных)

- Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных?

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен существительных, укажите их падеж.

(Фронтальная проверка с объяснением)

3. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку

- Брод…т одиноко

Огненное око.

Всюду, где быва…т

Взглядом согрева…т.

- Посмотрите на глаголы и скажите, в какой части слова пропущены гласные? (В окончании).

- Можно ли сразу сказать, какую гласную необходимо вставить? (Нет, т.к. гласная в окончании находится в безударном положении)

- Сформулируйте цель и тему урока (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.189 с.93

- Рассмотрите таблицу

-Сравните окончания глаголов I и II спряжения. Давайте сделаем вывод, соотнеся окончания 3л мн.ч. со всеми остальными окончаниями, а также обратим внимание на гласную букву во всех окончаниях.

- Увидели? В I спряжении это буква -е, окончания –ут, -ют, во II спряжении это буква –и, окончание –ят, -ят.

- Что же надо сделать, чтобы написать безударные личные окончания глаголов?

- Чтобы написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение.

-Определить спряжение глагола мы можем определить по его неопределенной форме.

- Давайте понаблюдаем за глаголами I и II спряжения и сделаем вывод, как же это делать.

Запишем слова: нос…т, поигра…т

Н.ф.: носить- суффикс –и- II спряжение , поиграть- суффикс –а- I спряжение.

- Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс – и, то это II спряжение, все остальные - I спряжение.

Для этого выполним упр.190 на с.93. (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончание и спряжение).

- Прочитайте еще раз сведения о языке на с.94 и скажите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?

- Но в русском языке еще существуют и глаголы – исключения. Запомнит их вам поможет стихотворение.

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть –

Вы запомните, друзья,

Их на е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

Все глаголы, что на – ить,

Исключая брить, стелить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

- Сейчас устно выполним упр.192 на с.94. Прочитайте и объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.193 с.95

- Выпишите глаголы из упражнения192, укажите спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.

- Выделите окончания глаголов настоящего времени.

- Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем времени?

(Взаимопроверка, взаимооценка)

7. Рефлексия.

- Игра «Кто быстрее?»

Цель: правильно поставить окончания к началу слова, определив спряжение глагола.

1 спряжение 2 спряжение

Беж –ать кле –ить

Бр –ать бр – ить

Зелен –еть прос-ить

Чит –ать вид –еть

- Что вы уже знали и что было легко сделать?

- А что было для вас сложным на уроке?

8. Подведение итогов урока.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

- Что поможет нам определить спряжение глаголов?

9. Домашнее задание.

Упр.194 с.95











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации