Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов, синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок начинается с упражнения «Подари улыбку».
-Давайте улыбнемся друг другу, подарив своей улыбкой хорошее настроение и удачной работы на уроке.
2. Актуализация знаний
- Прочитайте словосочетания
Увидели в музе…, стояли на площад…, сидим на скамейк…, набрали много земляник…, подъезжали к столиц…, на ветк… сирен…, летел около башн… .
- Какую орфограмму будем повторять? (Безударные падежные окончания имен существительных)
- Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных?
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен существительных, укажите их падеж.
(Фронтальная проверка с объяснением)
3. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку
- Брод…т одиноко
Огненное око.
Всюду, где быва…т
Взглядом согрева…т.
- Посмотрите на глаголы и скажите, в какой части слова пропущены гласные? (В окончании).
- Можно ли сразу сказать, какую гласную необходимо вставить? (Нет, т.к. гласная в окончании находится в безударном положении)
- Сформулируйте цель и тему урока (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.189 с.93
- Рассмотрите таблицу
-Сравните окончания глаголов I и II спряжения. Давайте сделаем вывод, соотнеся окончания 3л мн.ч. со всеми остальными окончаниями, а также обратим внимание на гласную букву во всех окончаниях.
- Увидели? В I спряжении это буква -е, окончания –ут, -ют, во II спряжении это буква –и, окончание –ят, -ят.
- Что же надо сделать, чтобы написать безударные личные окончания глаголов?
- Чтобы написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение.
-Определить спряжение глагола мы можем определить по его неопределенной форме.
- Давайте понаблюдаем за глаголами I и II спряжения и сделаем вывод, как же это делать.
Запишем слова: нос…т, поигра…т
Н.ф.: носить- суффикс –и- II спряжение , поиграть- суффикс –а- I спряжение.
- Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс – и, то это II спряжение, все остальные - I спряжение.
Для этого выполним упр.190 на с.93. (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончание и спряжение).
- Прочитайте еще раз сведения о языке на с.94 и скажите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?
- Но в русском языке еще существуют и глаголы – исключения. Запомнит их вам поможет стихотворение.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить,
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
- Сейчас устно выполним упр.192 на с.94. Прочитайте и объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.193 с.95
- Выпишите глаголы из упражнения192, укажите спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.
- Выделите окончания глаголов настоящего времени.
- Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем времени?
(Взаимопроверка, взаимооценка)
7. Рефлексия.
- Игра «Кто быстрее?»
Цель: правильно поставить окончания к началу слова, определив спряжение глагола.
1 спряжение 2 спряжение
Беж –ать кле –ить
Бр –ать бр – ить
Зелен –еть прос-ить
Чит –ать вид –еть
- Что вы уже знали и что было легко сделать?
- А что было для вас сложным на уроке?
8. Подведение итогов урока.
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
- Что поможет нам определить спряжение глаголов?
9. Домашнее задание.
Упр.194 с.95